iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Новости
15 июля 2011 г. 21:13
версия для печати версия для печати

Первый после столетнего перерыва монашеский постриг совершен в Зеленчукском мужском монастыре

Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил монашеский постриг иподиакона Сергия Козакова с наречением имени в честь священномученика Елевферия, епископа Иллирийского. Этот постриг, совершенный в Ильинском храме Нижне-Архызского городища, продолжил монашескую традицию, существовавшую здесь в XIX веке и прерванную в связи с закрытием советскими властями Александро-Афонского Зеленчукского мужского монастыря.

Мужской монастырь на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) - резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) был учрежден указом Святейшего Синода от 18 октября 1889 г. с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Открытие монастыря состоялось 12 ноября 1889 г. освящением епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного храма обители во имя св. кн. Александра Невского.

Штат обители в 1889 г. состоял из 4 иеромонахов, 1 иеродиакона, 6 монахов и 25 послушников, а также мастеров и чернорабочих (от 30 до 150 чел.). В 1887 г. был восстановлен для богослужения (на походном антиминсе) южный храм. Реставрация среднего храма была завершена к 1899 году. Трудами насельников были сложены три двухэтажных и три одноэтажных корпуса, в которых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская. К 1904 г. построен большой двухэтажный каменный корпус странноприимного дома. В окрестностях монастыря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях р. Кубани. С 1887 г. братия восстанавливала храм X в. на Сентинской горе в ущелье р. Теберда, который в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь.

После 1918 г. новые власти монастырь и скиты закрыли, храмы разорили. В 30-х гг. в монастырских постройках разместилась детская колония, затем интернат для детей-сирот. Колокольня и часть монастырских стен были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В 70-х гг. ХХ в. бывшая территория монастыря со всеми сохранившимися постройками была передана на правах филиала Карачаево-Черкесскому музею краеведения.

В 1990 году южный нижне-архызский храм вернули Русской Православной Церкви, сообщает сайт Пятигорской и Черкесской епархии.

15 июля 2011 г. 21:13
Ключевые слова: монастырь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00