выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Новости

Светские и церковные эксперты обсудили проблему справедливости в современной системе права

Круглый стол на тему «Идея права и справедливости в европейской традиции» состоялся в рамках III Петербургского Международного Юридического Форума 16 мая.

Встреча была посвящена фундаментальным вопросам теории права в широком общегуманитарном контексте. Об общих проблемах права и справедливости, правосознания и правовой культуры говорили не только профессиональные юристы, но и другие представители гуманитарной науки – философы, историки, богословы.

Необходимость подобного обсуждения, подчеркнули эксперты, обусловлена смысловым кризисом, в котором находится сейчас не только отечественная, но и мировая правовая мысль. Сугубо прагматический подход к праву, его интерпретация исключительно как инструмента регулирования общественных отношений, лишение его каких-либо этических характеристик привели к тому, что современное общество оказалось не в состоянии адекватным образом реагировать на новые вызовы современности, такие как терроризм, религиозный и политический экстремизм и т.д.

Прагматический подход к праву одним из своих следствий имеет бессистемное увеличение объема нормативно-правового материала. Как подчеркнул участвовавший в дискуссии министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов, при таком подходе законотворчество приобретает зачастую спорадический характер, поскольку законодатель реагирует на конкретные вызовы и риски, лежащие на поверхности.

Обращение к «истокам», к философским, общегуманитарным принципам существования правовых систем может позволить избежать подобной хаотичности законотворческой деятельности.

Существенным моментом обсуждения стала проблема соотношения концепций «право», «справедливость», «правда» и т.д. Насколько универсальны современные представления о праве? Как соотносится понимание права и справедливости, существующее в различных обществах? На эти вопросы попытались ответить участники круглого стола.

Анализ основополагающих юридических принципов не мог не опираться, в том числе, и на христианское их осмысление. Так, главный научный сотрудник Института государства и права РАН Валентина Лапаева отметила, что в христианской интерпретации справедливость совпадает с понятием «милосердие».

Обращение к религиозной традиции сделало неизбежной дискуссию о соотношении понятий «мораль» и «право», «нравственность» и «закон». По мнению Валентины Лапаевой, вклад русской религиозной философии конца XIX – начала XX в. в развитие мировой правовой мысли заключался в отождествлении права и нравственности. Ей возразил профессор Московской Духовной Академии протоиерей Владислав Цыпин, который указал, что русские философы не ставили знака равенства между правом и этикой, но настаивали на значимости нравственного начала для права.

Помимо нравственного измерения понятия справедливость, на круглом столе были предложены и другие ее трактовки – политическая и формально-юридическая. С точки зрения либертарно-юридической теории правопонимания, разработанной академиком В.С. Нерсесянцем, только формально-юридическая справедливость и возможна – отметила Валентина Лапаева. Она же подчеркнула, что «справедливость – это всегда результат договора», если речь идет о социальной справедливости при распределении жизненно важных ресурсов. Договор же может быть заключен только между равными. А равенство в современном обществе обусловлено универсальностью глобальных угроз — терроризма, голода, стихийных бедствий, - на которые должны реагировать все потенциальные участники подобного договора. «Равенство сильных и слабых перед лицом общих угроз дает шанс на справедливое» распределение социальных благ, подчеркнула исследователь.

Президент Уральской государственной юридической академии Виктор Перевалов предложил рассмотреть тему справедливости в «человеческом измерении». По его мнению, справедливость – в природе человека. Даже у животных (ученый привел в пример приматов) есть чувство справедливости; что означает, по мнению юриста, что чувство справедливости для человека – врожденное.

В круглом столе также приняли участие профессор Университета Гента, президент Европейской академии теории права Марк Ван Хук; профессор Вестфальского университета, директор русско-немецкого центра при ИГП РАН по изучению права Вернер Кравиц; а также профессор университета Люцерн, содиректор Центра сравнительного конституционного права и религии Адриан Лоретан. В качестве модератора выступил советник Министра юстиции Российской Федерации Юрий Зудов.

20 мая 2013 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00