iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Новости
Фото Алексея Реутского
28 сентября 2015 г. 16:01
версия для печати версия для печати

VI фестиваль звонарного искусства «Даниловские колокола» состоялся в Даниловском монастыре

В Даниловском монастыре состоялось значимое для всей православной Москвы культурное событие  - VI фестиваль звонов «Даниловские колокола». Мероприятие было приурочено к 30-летию возрождения звонов древней московской  обители. Участники фестиваля рассказали корреспонденту ЦВ какое значение для них имеет участие в фестивале, чем он  отличается предыдущих и какими качествами должен обладать звонарь.

Основная задача мероприятия о словам старшео звонаря обители иеродиакона Романа (Огрызкова), дать людям возможность услышать самые разные церковные звоны на исторических колоколах и прочувствовать их красоту: «Наш фестиваль позволяет обнародовать то сокровище, ту реликвию, которую мы получили в сентябре 2008 года и представить ее во всем музыкальном достоинстве. Он проходит при поддержке Правительства Москвы. Мы стараемся  выдерживать церковную традицию, поэтому авторские звоны здесь звучат редко, главными для нас являются звоны церковных звонарей». Организаторы стараются пригласить исполнителей из разных регионов  и познакомить слушателей с их мастерством. В этом году выступления звонарей впервые сменялось рассказами искусствоведов — кампонологов (специалистов по русскому колокольному искусству) о истории Царь-колокола, колокольной культуре Северо-Западной Руси, традиционном звонарном искусстве Белоруси и др. На площади был размещен большой экран, благодаря которому слушатели смогли наблюдать, что происходит на колокольне. Кроме того, впервые на этом фестивале исполнялись звоны на праздник Воздвижения «Кресту Твоему» Сергея Рахманинова.

По мнению старшего звонаря Ярославской митрополии Владимира Дегтярева, «Даниловские колокола» один из немногих фестивалей, где все внимание уделяется колокольному звону и это очень важно для профессионалов. Потому что в большинстве случаев, на аналогичных мероприятиях в других городах приориттом стали фольклорные песни и танцы, хотя они заявлены как фестивали колокольного звона.

Для заместителя директора Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии Алексея Талашкина участие в этом фестивале - большая честь. «Прикоснуться к этим старинным колоколам, услышать звон, который звучал несколько веков назад - это совершенно необычное чувство, - говорит он. - И когда ударяешь в колокол, возникает такое чувство, будто в ответ он проговаривает всю свою историю».

«Звонарь- это призвание и послушание», - убежден старший звонарь Екатеринбургской епархии, директор Уральского колокольного центра дьякон Дмитрий Бажанов. Звонарь обязательно должен быть верующим христианином, стремящимся жить правильной духовной жизнью, уметь переносить длительные физические нагрузки, обладать хорошей координацией, чувством ритма и желательно музыкальным слухом. «Если звонарь призывает всех к молитву, а сам не молится и не идет ко Христу, он не сможет привести к Нему и других людей»,- говорит отец Дмитрий.  

В этом году в фестивале Даниловские колокола» приняли участие 25 звонарей из 12 городов из Сибири, Северо-Запада и Центральной России, в частности из Великого Новгорода, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ростова Великого, Екатеринбурга и др. Послушать мастерство звонарей собралось около 300 человек.

Справка.
Ансамбль «гарвардских» колоколов был возвращен в Россию в 2008 году и включал в себя 18 исторических колоколов Даниловского монастыря. Это стало возможным благодаря тому , что американский предприниматель, филантроп,  Чарльз Ричард Крейн (1858-1939) купил их у большевитского правительства в начале 30-х годов ХХ века и передал в дар Гарвардскому университету. Ныне существующее здание Даниловской колокольни было построено в 1732 году. В 1763 году на ней уже значилось 7 колоколов.  В 1907 году их было уже 18, а общий их вес 24 тонны. Колокольная история подробно описана в книге Николая Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство».

28 сентября 2015 г. 16:01
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00