выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Некрологи
new object
31 января 2018 г. 15:49
версия для печати версия для печати

Архиепископ Амвросий (Щуров)

Архиепископ Амвросий (Щуров)

28.03.1930–08.11.2016

8 ноября перестало биться сердце известного архипастыря Русской Православной Церкви —
архиепископа Амвросия (Щурова), который почти 30 лет руководил Иваново-Вознесенской епархией.

Будущий архиерей родился 28 марта 1930 года в деревне Киселево Кашинского района Калининской (ныне Тверской) области в многодетной крестьянской семье. В крещении получил имя Анатолий.

Мальчик был седьмым, самым младшим, ребенком в семье. Его детство пришлось на тяжелые годы раскулачивания: пострадавшая во время коллективизации большая семья Щуровых рассеялась по всей стране. В самые ранние годы своей жизни Анатолий познал и голод, и холод, и скитания. Вместе с матерью и одним из старших братьев они недолгое время жили в Москве, но в годы Великой Отечественной войны, в которой погибли все его братья, мама вывезла младшего из столицы в родную ­деревню.

В 1949 году, окончив школу, Анатолий поступил в Московскую духовную семинарию. Сразу после ее окончания — 23 июня 1952 года — он был рукоположен в сан диакона архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым). Тогда же он познакомился с двумя людьми, которые впоследствии стали выдающимися иерархами Русской Православной Церкви: секретарем Ярославского епархиального управления иеромонахом Никодимом (Ротовым) и подвизавшимся в то время в алтаре Ярославского кафедрального собора — Владимиром Поярковым, ныне митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Перед диаконской хиротонией во время посвящения во чтеца ставленнику дается богослужебный Апостол, чтобы он прочел из него несколько стихов. Анатолию Щурову открылось зачало со словами: «Христос — Архиерей грядущих благ» (Евр. 9, 11). Тогда иеромонах Никодим (Ротов) и сказал ему: «Архиереем будешь». Слова апостола и слова будущего митрополита для Анатолия явились пророческими.

Сложилось так, что пресвитерскую хиротонию диакон Анатолий принял не в Ярославле, а в Иванове. 29 июня 1952 года архиепископ Ивановский и Кинешемский Венедикт (Поляков) рукоположил Анатолия во иерея. Он был назначен настоятелем разоренного Воскресенского храма села Толпыгина Ивановской епархии. Попечением молодого священника храм, в котором до его назначения многие годы не совершались богослужения, был восстановлен. В нем будущий архипастырь с небольшими перерывами прослужил тринадцать лет.

17 декабря 1954 года архиепископ Венедикт совершил постриг иерея Анатолия с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского. Одним из духовных наставников будущего архипастыря в 1950–1970-е годы был служивший на соседнем приходе в селе Михайловском преподобноисповедник архимандрит Леонтий (Стасевич). Он также предсказал Амвросию архиерейское служение.

В 1965 году игумена Амвросия назначили клириком Преображенского кафедрального собора города Иванова, а через год он стал его настоятелем в сане архимандрита. В 1960–1970-е годы он также нес послушание благочинного в различных округах Ивановской епархии.

18 октября 1977 года архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Ивановского и Кинешемского. В том году Ивановская епархия насчитывала 44 прихода, расположенных преимущественно в сельской местности. Те храмы, которые не были полностью уничтожены, стояли разрушенными или поруганными. Начиная с 1988 года по благословению епископа Амвросия священники и миряне стали обращаться к властям с прошениями об открытии храмов. И ему, несмотря на противодействие органов власти, административное давление на епархиального архиерея, угрозы добиться его удаления из Ивановской области, всё же удалось сдвинуть с мертвой точки процесс передачи храмов. В городах и селах Ивановской области стали открываться новые приходы. А с 1991 года процесс передачи храмов в епархии принял масштабный характер.

В 1991 году епископ Амвросий был возведен в сан архиепископа.

Всё то время, пока он управлял Иваново-Вознесенской епархией, архиепископ Амвросий жил и трудился в очень скромных условиях. Он проживал в Епархиальном управлении — деревянном одноэтажном домике, где собственно жилой была только небольшая келья рядом с его рабочим кабинетом.

Владыка всегда был очень доступен и прост в общении, с истинно христианской любовью относился ко всем приходящим к нему. Большинство клириков епархии исповедовались именно у своего архиерея, получая от него и прощение грехов, и наставление, и утешение.

Архиепископ Амвросий очень бережно относился к священнослужителям, вникал в их нужды и заботы. Зная тяготы сельского духовенства, он поддерживал своих священников не только молитвой и добрым словом, но и личными средствами, одеждой, лекарствами. Когда было необходимо воспользоваться архиерейской властью и запретить в служении того или иного клирика, он, казалось, переживал за него гораздо больше, чем сам наказанный. Богослужения, которые совершал архиепископ Амвросий, были глубоко молитвенными и проникновенными, что привлекало к православной вере множество людей.

В 2006 году, когда архиепископу Амвросию исполнилось 75 лет, Священный Синод почислил его на покой. Оставляя управление Иваново-Вознесенской епархией, архиепископ Амвросий передал своему преемнику 188 приходов, 12 монастырей и 16 монастырских подворий, духовную семинарию, четыре общеобразовательные православные школы, православный детский сад.

Город Иваново и Ивановская область признали архиепископа Амвросия своим почетным гражданином. Кроме того, он был награжден многочисленными церковными и государственными наградами.

Пребывая на покое, архиепископ Амвросий по-прежнему оставался духовником для сотен рукоположенных им клириков, постриженных им монашествующих и воспитанных им мирян. У его небольшого домика на окраине Иванова всегда стояли машины — люди постоянно приезжали к нему за духовным советом и мо­литвой.

На печальную весть о кончине архиепископа Амвросия мгновенно откликнулась вся Ивановская область. Прощание продолжалось несколько дней — так много людей захотели проститься с любимым архипастырем.

Накануне похорон духовный сын почившего архипастыря, прибывший на его отпевание, получил адресованное ему письмо наставника. В нем, в частности, говорилось: «...Я не боюсь смерти, потому что всю свою жизнь я посвятил служению Богу».

Архимандрит Никандр (Шамов),

настоятель храма Илии Пророка в Иванове

 

 

 

31 января 2018 г. 15:49
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00