выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Некрологи
Архиепископ Клинский Лонгин
7 ноября 2014 г. 14:20
версия для печати версия для печати

Архиепископ Клинский Лонгин, глава постоянного представительства Русской Православной Церкви в Германии (+ 25.08.2014)

25 августа 2014 года на 69 году жизни отошел ко Господу Преосвященный архиепископ Клинский Лонгин, глава постоянного представительства Русской Православной Церкви в Германии.

Почивший архипастырь (в миру Юрий Владимирович Талыпин) родился 17 февраля 1946 года в Хельсинки в семье эмигрантов. Его отец Владимир Дмитриевич Талыпин до революции жил в Санкт-Петербурге. Он происходил из дворянского рода, был сыном полковника русской армии, воспитывался в Александровском кадетском корпусе, в годы Гражданской войны принимал участие в Белом движении. Мать — Татьяна Александровна Талыпина, урожденная Яковлева, дочь коммерческого советника, почетного гражданина города Выборга. Среди предков владыки были прибалтийские немцы. Благодаря своей бабушке Эльзе Карловне фон Розенталь будущий архипастырь с детства знал основы немецкого языка, которым впоследствии, во время служения в Германии, овладел в совершенстве.
Как вспоминал архипастырь, с детства ему было совершенно ясно, что он хочет стать священником. В возрасте восьми лет Юрий начал прислуживать в Успенском кафедральном соборе Хельсинки (Финляндская Автономная Церковь). На духовное становление будущего архиерея большое влияние оказали монахи Нововалаамского монастыря, где Юрий часто бывал. Основу братии этой обители составляли насельники Старого Валаама и Коневского монастыря, перебравшиеся в Финляндию в 1939 году. Духовным наставником будущего святителя в эти годы был архимандрит Симфориан (Матвеев; †1981).

В 1959 году епископ Хельсинский Александр (Карпин) благословил Юрию носить подрясник, что знаменовало вступление юноши на стезю служения Церкви. В течение двух лет он был чтецом кафедрального собора в Хельсинки, а также иподиаконствовал во время архиерейских богослужений. В это время он познакомился со многими иерархами Русской Православной Церкви, посещавшими Финляндию. Так, он неоднократно принимал участие в богослужениях, совершавшихся митрополитом Крутицким Николаем (Ярушевичем). В 1963 году состоялось его знакомство с митрополитом Никодимом (Ротовым), который вскоре пригласил молодого человека посетить Советский Союз. В январе 1966 года Юрий Талыпин впервые посетил Москву, Ленинград и Псков. Во время этой поездки он познакомился с иподиаконом мит-рополита Никодима Владимиром Гундяевым — ныне Святейшим Пат-риархом Кириллом. Это знакомство переросло в крепкую дружбу в годы совместной учебы в Ленинградской духовной семинарии, на заочное отделение которой Юрий поступил в 1967 году.

В телеграмме соболезнования по случаю смерти владыки Святейший Патриарх писал: «Кончина владыки Лонгина — большая утрата для Русской Православной Церкви и лично для меня, ибо нас связывали узы теплого дружеского общения на протяжении многих десятилетий. У нас был общий духовный отец — приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. От его руки мы в один год приняли монашеский постриг и посвящение в священный сан. То было время немалых испытаний для нашей Церкви, требующее мужества от тех, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу и людям».

11 апреля 1969 года, в Страстную пятницу, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим совершил монашеский постриг Юрия Талыпина с наречением имени в честь святого мученика Лонгина Сотника. 13 апреля 1969 года на праздник Святой Пасхи в Николо-Морском соборе Ленинграда владыко Никодим рукоположил монаха Лонгина во диакона, а 18 мая того же года — во священника, после чего иеромонах Лонгин был назначен в клир Покровской патриаршей общины в Хельсинки.

В том же году он окончил Ленинградскую духовную семинарию, а в 1974 году — Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Декрет об экуменизме Второго Ватиканского Собора». Во время учебы в академии иеромонах Лонгин слушал лекции знаменитых профессоров: протоиерея Ливерия Воронова, Л.Н. Парийского, Н.Д. Успенского и многих других.

С 17 ноября 1975 года иеромонах Лонгин — профессорский стипендиат ЛДА по кафедре истории Русской Церкви, однако большая загруженность на хельсинкском приходе не позволила ему заниматься дальше церковно-историческими исследованиями.

В 1978 году приходским собранием отец Лонгин был избран настоятелем Покровского патриаршего прихода Хельсинки, утвержден в этой должности митрополитом Никодимом и возведен в сан игумена. По свидетельству Святейшего Патриарха Кирилла, «будучи клириком, а затем и настоятелем Покровской патриаршей общины в Хельсинки, отец Лонгин многое сделал для того, чтобы сохранить духовную и каноническую связь этого прихода с Патриаршим престолом». Он и сам позднее признавал, что служение в Хельсинки ему запомнилось «постоянно возносимыми молитвами». Ведь на тот момент, по словам владыки, «это был единственный храм в Западной Европе, где богослужения совершались ежедневно».

16 ноября 1979 года игумену Лонгину пришла телеграмма, в которой сообщалось, что ему надлежит быть настоятелем Покровского русского прихода в Дюссельдорфе и благочинным Дюссельдорфской епархии и что возведение в сан архимандрита произойдет в Москве. «Для меня это было полной неожиданностью, поскольку мой отец находился тогда при смерти, — вспоминал позже владыка. — Когда я связался по телефону с Москвой, мне сказали, что надо срочно ехать в Дюссельдорф, поскольку архиепископ Дюссельдорфский Алексий (ван дер Менсбрюгге) находится в старческом доме и очень -болен, а немецкие власти не разрешают -никому с советским паспортом занять должность священника в этом городе. Итак, мне пришлось срочно ехать сначала в Москву. В Новодевичьем монастыре 3 декабря 1979 года меня возвели в архимандриты, а 5 декабря я уже прибыл в Дюссельдорф. Вскоре, правда, пришлось вернуться обратно в Хельсинки, поскольку мой отец скончался. Архиепископ Выборгский Кирилл (Гундяев) приехал в Хельсинки отпеть моего покойного родителя. После похорон я снова вернулся в Дюссельдорф».

С 1979 по 1981 год он проходил обучение в Институте восточных Церквей в Регенсбурге. 6 октября 1981 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил архимандриту Лонгину быть епископом Дюссельдорфским. 11 октября того же года в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Дюссельдорфе архиерейскую хиротонию совершили Митрополит Минский и Белорусский Филарет, Патриарший Экзарх Западной Европы; митрополит Германский Августин (Константинопольский Пат-риархат); архиепископы Берлинский и Среднеевропейский Мелхиседек, Патриарший Экзарх Средней Европы; Вологодский и Великоустюжский Михаил; епископы Западноевропейский Лаврентий (Сербский Патриархат) и Уфимский и Стерлитамакский Анатолий.
По воспоминаниям владыки, в первые годы его служения в Дюссельдорфе прихожан можно было пересчитать по пальцам. Этот город никогда не был крупным центром русской эмиграции. В 1980-е годы в храм приходили в основном немцы, интересовавшиеся Православием. Русских прихожан было совсем мало. В то время богослужения совершались главным образом на немецком языке. Однако ситуация коренным образом изменилась в 1990-е годы с падением железного занавеса. В Германию хлынул поток бывших советских граждан, которые на волне экономических нестроений устремились сюда в поисках лучшей жизни. Поскольку в Дюссельдорфе не было никаких дипломатических представительств, маленький Покровский храм стал выполнять функцию духовного и культурного центра для всех выходцев из бывшего СССР, осевших в Дюссельдорфе и его окрестностях. За более чем 30 лет служения владыки Покровский приход стал одной из самых многочисленных общин Русской Православной Церкви в Германии. В настоящее время в клире прихода состоят четыре священника и два диакона.

В связи с решением Священного Синода от 24 декабря 1991 года об объединении существовавших на территории ГДР и ФРГ трех епархий Русской Православной Церкви (Берлинской и Лейпцигской, Дюссельдорфской, Баденской и Баварской) в Берлинскую и Германскую епархию Преосвященный Лонгин (с 10 марта 1989 года архиепископ) был назначен викарием Московской епархии с титулом Клинский. Одновременно с этим Покровский храм в Дюссельдорфе получил статус ставропигиального прихода.

22 февраля 1992 г. архиепископ Лонгин стал главой новообразованного постоянного представительства Русской Православной Церкви в ФРГ. В его обязанности, как он и просил, вошло поддержание регулярных контактов с православными и инославными Церквами, находящимися на территории Германии, правительством ФРГ, общественными и деловыми кругами, а также координация проектов экономического сотрудничества. В трудные для России 1990-е годы владыка Лонгин как член Синодальной комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности внес большой вклад в организацию поставок гуманитарной помощи в Россию.
За время своего служения в Германии архиепископ Лонгин принимал участие в работе многих межконфессиональных, межправославных и общественных организаций, в том числе Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей и Комиссии Православной Церкви в Германии. В 1999–2002 годах он возглавлял постоянную делегацию Русской Православной Церкви при Европейском экономическом союзе. С момента создания в 2001 году — член форума гражданских обществ России и Германии «Петербургский диалог». Полный список всех должностей почившего архипастыря в различных религиозных и общественных организациях занял бы несколько страниц.

В 1990 и 2000-е годы трудами архиепископа Лонгина были открыты приходы Русской Православной Церкви в Дании и Исландии. Однако мечтой почившего святителя было строительство духовно-просветительского центра в Дюссельдорфе, который помимо храма включал бы в себя комплекс зданий, где могли бы разместиться помещения для проведения лекций и приходских собраний, трапезная, библиотека, квартиры для священников, а также дом престарелых. Владыка прилагал немало усилий для воплощения в жизнь этого замысла, властями города даже был выделен участок земли для строительства храмового комплекса, однако возможностей православной общины Дюссельдорфа для реализации этой идеи, к сожалению, не хватило.

Покойный архипастырь всегда принимал деятельное участие в жизни Матери-Церкви, регулярно посещал Россию. Особенно он радовался возрождению православных монастырей, поддерживал постоянную духовную связь с насельниками и насельницами многих обителей. В последние годы жизни особенно часто владыка бывал в Пафнутьево-Боровском монастыре, где получал укрепление своих духовных сил в общении со схиархимандритом Власием, которого считал своим духовным отцом. На праздник Успения Божией Матери он планировал совершить Божественную литургию в Пафнутьево-Боровском монастыре, но Господь судил иначе.

В последние месяцы жизни Господь посетил владыку смертельным недугом, который он переносил с христианским смирением и покорностью воле Божией. Несмотря на болезнь, почивший святитель продолжал активно трудиться и регулярно совершал богослужения, черпая в них утешение. Последнюю в своей жизни Божественную литургию архиепископ Лонгин совершил накануне своей кончины — 24 августа.

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в Бонне в предоставленном для заупокойного богослужения католическом храме Святого Себастьяна отпевание архиепископа Лонгина совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата мит-рополит Волоколамский Иларион в сослужении архиепископа Берлинского и Германского Феофана, епископа Левкийского Евмения (Константинопольский Патриархат), а также духовенства Берлинской и Германской епархии и ставропигиального прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы Дюссельдорфа.

Да упокоит Господь душу верного раба Своего Преосвященного архиепископа Лонгина в селениях праведных!

Игумен Евфимий (Моисеев),
ректор Казанской духовной семинарии

Слово на отпевании

Вся жизнь Преосвященного архиепископа Лонгина была крестным путем, потому что уже в юности Господь посетил его болезнью, которая на протяжении нескольких десятилетий терзала и истощала его организм. Владыка перенес около 50 операций. Мы видели его иногда на костылях или в кресле-коляске, но он вновь возвращался к жизни, и активное его церковное служение не прерывалось даже тогда, когда он пребывал в немощи телесной. Несмотря на постоянную физическую боль, которую он испытывал, владыка Лонгин был человеком, который горел духом, человеком пламенной молитвы и глубокого христианского благочестия. Он любил храм Божий, любил Божественную службу и старался как можно чаще, по возможности ежедневно, совершать Литургию, ибо от самого алтаря и самого Источника жизни Господа Иисуса Христа через причащение Святых Христовых таин черпал силы, необходимые ему для служения… Те, кто окружал владыку Лонгина, его многочисленная паства — все они чувствовали его глубокое и доброе сердце. Его сердечная доброта распространялась на очень многих людей. Когда он слышал о том, что кто-то где-то страдает, сердце архипастыря наполнялось состраданием. Когда становилось известно, что кто-то нуждается в медицинской помощи, он старался найти, чем помочь, потому что по себе знал, насколько сильно порой она бывает нужна людям. Когда владыка узнал о чернобыльской аварии, он взял на воспитание, под свою личную опеку детей из Чернобыля, искал средства для проведения им сложнейших хирургических операций. Он поставил этих детей на ноги, и сегодня они, уже выросшие, молятся вместе с нами, провожая его, своего отца, в последний путь.

Иларион, митрополит Волоколамский

7 ноября 2014 г. 14:20
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00