выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Некрологи
Митрополит Даниил (Нусиро)
24 ноября 2023 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Митрополит Даниил (Нусиро)

05.09.1938–10.08.2023

10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро). PDF-версия.

Митрополит Даниил (в миру Иуда (Икуо) Ёсихара) родился 5 сентября 1938 года в городе Тоёхаси (префектура Айти, Япония). В результате религиозных исканий юноша пришел к православной вере. Митрополит Даниил вспоминал, что много размышлял о религии и на него произвело глубокое впечатление учение о Троице. В 1956 году Икуо Ёсихара принял Святое Крещение с именем Иуда в честь святого апостола Иуды, брата Господня по плоти.

За годы учебы на факультете французской литературы Университета Айти, который он окончил в 1962 году, Иуда Ёсихара укрепился в намерении посвятить свою жизнь священническому служению в Православной Церкви.

В 1965 году Иуда Ёсихара успешно окончил Токийскую духовную семинарию, а в 1968 году — Свято-Владимирскую духовную семинарию в Нью-Йорке. В 1969 году он защитил магистерскую диссертацию на тему «Жизнь и богословское наследие святого праведного Николая Кавасилы».

Митрополит Даниил на протяжении всей жизни интересовался богословской наукой и стал автором ряда трудов, среди которых: «Краткая история русской гимнографии», «Путь православного монаха», «Размышления о святом Дионисии Ареопагите», «Мысли святого Максима Исповедника», «Размышления о “Точном изложении Православной веры” святого Иоанна Дамаскина», «Размышления о “Православном понимании Творения” протоиерея Георгия Флоровского», «Размышления о “Православном понимании Св. Троицы” протоиерея Бориса Бобринского» и др.

Осенью 1969 года Иуда Ёсихара вступил в брак с Вероникой Нусиро, фамилию которой, вопреки японской традиции, принял при бракосочетании.

В ноябре того же года Иуда Нусиро был рукоположен во диакона в кафедральном соборе Воскресения Христова (храм Николай-До) в Токио. В апреле 1970 года диакон Иуда Нусиро был переведен на служение в храм святого апостола и евангелиста Матфея в своем родном городе Тоёхаси, а в январе 1971 года Митрополитом Владимиром (Нагосским; 1922–1997) был рукоположен во иерея для пастырской работы с американскими военнослужащими на Окинаве. В мае 1971 года молодого священника перевели в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в город Нагоя, но в июле 1973 года он вернулся в Тоёхаси в качестве настоятеля храма во имя святого апостола и евангелиста Матфея.

Священническое служение отца Иуды Нусиро начиналось в условиях нормализации отношений Православной Церкви в Стране восходящего солнца с Московским Патриархатом, даровавшим ей в 1970 году автономию.

Седьмого мая 1999 года скончался Митрополит Феодосий (Нагасима; 1935–1999), занимавший с 1972 года пост Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви. В одном из интервью Митрополит Даниил рассказывал, что среди японцев мало желающих становиться монахами, поскольку не в японской традиции человеку быть одному. И в 1999 году не нашлось монашествующих кандидатов, из которых мог бы быть избран новый Митрополит Токийский и всей Японии.

Кончина Предстоятеля застала его преемника овдовевшим протоиереем. 

Протоиерей Иуда Нусиро оказался в числе трех священнослужителей, чьи кандидатуры были представлены Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви для изучения возможности посвящения во епископы.

Двадцатого августа 1999 года в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры протоиерей Иуда Нусиро был пострижен в монашество с наречением имени Даниил — в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Шестого сентября 1999 года иеромонах Даниил (Нусиро) в Успенском соборе Московского Кремля был возведен Патриархом Алексием II в сан игумена, а месяц спустя, 6 октября того же года, Священный Синод Русской Православной Церкви определил ему быть епископом Киотским.

Одиннадцатого ноября 1999 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря в Москве архиепископ Калужский и Боровский Климент возвел избранного епископа Даниила в сан архимандрита. Четырнадцатого ноября 1999 года в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей возглавил хиротонию архимандрита Даниила (Нусиро) во епископа Киотского и управляющего Западно-Японской епархией Японской Автономной Православной Церкви.

Поместный Собор Японской Автономной Православной Церкви, проходивший 3–5 марта 2000 года, избрал на Митрополичий престол сопостриженника епископа Даниила епископа Иокогамского Петра (Арихару; † 2000), чье самочувствие стало быстро ухудшаться в связи с онкологическим заболеванием. В апреле того же года Митрополит Петр подал Патриарху Алексию II прошение об отставке.

Созванный по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с отставкой епископа Петра (Арихары) Вне­очередной Поместный Собор Японской Автономной Православной Церкви 6 мая 2000 года избрал ее Предстоятелем епископа Киотского Даниила (Нусиро). Интронизация Митрополита Токийского и всей Японии Даниила состоялась 14 мая того же года в Воскресенском кафедральном соборе Токио (храм Николай-До).

За годы своего служения Митрополит Токийский и всей Японии Даниил проявил себя как архипастырь, примером собственного добродетельного жития учивший паству исполнению евангельских заповедей.

Митрополит Даниил говорил, что самое главное для человека — «есть ли Господь в душе», и сам всегда стремился ходить перед Богом. Аскетичный образ жизни и погруженность в молитву не мешали ему оставаться доступным для каждого священно­служителя и верующего, проявлять заботу о благосостоянии Японской Автономной Православной Церкви. На его долю выпало, в частности, восстановление храмов, поврежденных землетрясением и цунами в 2011 году.

Вклад Митрополита Даниила в распространение Православия в Японии и его заслуги как Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви отмечены рядом высоких наград Московского Патриархата, в том числе: орденом святого равноапостольного Николая, архи­епископа Японского (I степени, 2012), орденом преподобного Серафима Саровского (I степени, 2013), а также орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (I степени, 2018).

Семнадцатого августа в Воскресенском кафедральном соборе Токио (храм Николай-До) Местоблюститель Митрополичьего престола Японской Автономной Православной Церкви архиепископ Сендайский Серафим в сослужении настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Токио протоиерея Николая Кацюбана и сонма японского православного духовенства совершил чин отпевания новопреставленного Митрополита Даниила, гроб с телом которого в тот же день был с почестями предан земле на Иностранном кладбище в Иокогаме.

«Отошел в вечные обители богомудрый архипастырь и молитвенник, который назидал примером своих добродетелей православных христиан Страны восходящего солнца, согревая их своей отеческой любовью…» — прозвучали под сводами храма Николай-До слова соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выразившего чувства тысяч верных в Японии.

Вечная и благая память Архи­епископу Токийскому, Митрополиту всей Японии Даниилу!

 

                                                                                               Андрей Юрьевич Хошин, 

                       сотрудник Секретариата по межправославным отношениям ОВЦС

24 ноября 2023 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00