выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Некрологи
Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко)
ЖМП № 7 июль 2015 /  25 августа 2015 г. 14:07
версия для печати версия для печати

Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко)

З июня на 89-м году жизни отошел ко Господу находившийся на покое митрополит Николай (Шкрумко) ( 22.05.1927–03.06.2015).

Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (в миру — Николай Яковлевич Шкрумко) родился 22 мая 1927 года в селе Кизя Каменец-Подольского района Хмельницкой области УССР. Еще мальчиком он начал прислуживать в храме. Во время войны, спасаясь от голода, он недолгое время жил в Почаевской лавре, где один из старцев предсказал ему, что в будущем он станет монахом этой обители. Но 1948 году, направляясь в храм на богослужение, Николай был арестован за религиозные убеждения и как сын репрессированных родителей. Его сослали на восемь лет в Карело-Финскую ССР. Отбывая этот срок, работал в леспромхозах (ст. Энозеро, Печная Губа, ст. Амбарная) и на слюдяных разработках (ст. Чупа, рудник Вуат-Варовка). Последний год перед освобождением работал в Петрозаводске слесарем на строительстве здания МВД и в 1953 году был досрочно освобожден.

Как вспоминал владыка, жизнь захлестнула его и он забыл о предсказаниях почаевского монаха. Однако, живя и работая в Петрозаводске, он тайно посещал Крестовоздвиженский кафедральный собор (ему это было запрещено), где его приметил настоятель (впоследствии епископ Пермский Никон) и добился отмены установленного запрета. С этого момента Николай служил в храме чтецом, певчим, иподиаконом и в том же 1953 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Статья, по которой отбывал заключение, не давала ему возможности жить в семинарии — только за 101-м километром. Чтобы учиться, ему пришлось жить на вокзале. «Измучился, вечно спать хотел. И так целый год. Семинарии не окончил», — вспоминал архиерей. В 1954 году Николай был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона к храму во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Валдае Новгородской епархии. Для него это стало настоящим чудом. Владыка вспоминал, что в этом ему помог начальник паспортного стола, верующий человек. Чиновник, рискуя своим статусом и свободой, предложил инсценировать потерю паспорта и на основании справки, полученной в милиции, выписал будущему владыке новый паспорт, где не было никаких отметок о судимости и ограничении места жительства.

После Валдая иеродиакон Николай служил на приходах Калининской епархии, затем в Преображенском кафедральном соборе в городе Иванове, исполнял обязанности секретаря Ивановского епархиального управления. Служил в Тульской епархии, где был рукоположен во иеромонаха с назначением во Всехсвятский кафедральный собор в Туле. В 1970 году иеромонах Николай заочно окончил Московскую духовную семинарию, в 1973 году — Московскую духовную академию с присуждением ученой степени кандидата богословия за сочинение по кафедре церковного права «Профессор В.Н. Бенешевич и его труды по церковному праву». В 1973-м его назначили членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Впоследствии никто не мог понять, как его вообще выпустили за границу, ведь все близкие знали, что он отбывал срок в заключении.
«А всё благодаря этому начальнику паспортного стола. Никто не знал, наверное, что он сын протоиерея. И за этого начальника я всю жизнь молился и молюсь. И слава Богу! Я только благодарю Бога за такую страницу жизни», — рассказывал митрополит Николай.

Вспоминая о служении в Иерусалиме, владыка с большим теплом отзывался о русских монахинях, настоящих подвижницах благочестия, которые связали свою жизнь со Святой землей. Еще живя в миру, он работал электриком. Да и став монахом, навыки работы с электричеством не забыл. Как-то одна из монахинь попросила его починить проводку у себя в домике, в Горнем монастыре. «Так как же мне вас отблагодарить? Ну, как-нибудь я вам всё же отомщу», — с улыбкой сказала матушка Тамара, когда проводка была починена. Она делала молоко из орешков, перемалывая их на жерновах. Эти жернова также приходилось ремонтировать игумену Николаю (в сан игумена его возвели в 1974 году). Матушке уже тогда было за сто, а умерла она в 114.

В 1977 году будущий митрополит был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Иерусалимской миссии. В его обязанности вменялось окормлять весь ближневосточный регион: Сирию, нынешний Ливан и Ирак. Он давно хотел побывать в храме Пророка Илии на Голанских высотах. И однажды такая возможность представилась, когда по благословению Антиохийского Пат¬риарха ему довелось служить там в престольный праздник. Народ очень шумно встречал русского архимандрита. И среди криков он вдруг услышал по-русски с акцентом: «Многа лета-а! На здоровья-а!» Это кричали два старика. После службы он отыскал их. Оказалось, что одному было 92, а другому 96 лет. До революции оба учились в русских школах в Палестине, открытых царским правительством. «Их учили бесплатно русские монахини, обученные арабскому языку и восточным традициям, — рассказывал митрополит Николай. — Поэтому нас так принимали и принимают сейчас благодаря заслугам еще той, царской России».

В Александро-Невском соборе Ижевска хранится старый деревянный крест с вмонтированной в него частицей камня Голгофы и частицей древа Животворящего Креста Господня. Он сделан 100 лет назад афонскими монахами к 300-летию дома Романовых и освящен на Гробе Господнем. Его выносят на Крестопоклонную неделю и на Воздвижение. Будущему митрополиту крест передал Патриарх Иерусалимский Венедикт со словами: «Этот крест готовился для России, для русского народа, и более 100 лет он здесь, на Голгофе. Я передаю его вам, и вы отвезите его в Россию». С тех пор будущий владыка везде возил его с собой и затем завещал Ижевской и Удмуртской митрополии.

В 1982 году архимандрит Николай был освобожден от обязанностей начальника миссии и назначен наместником Успенской Почаевской лавры. Так сбылись предсказания почаевского старца. Спустя три года он стал епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока в Дамаске.
В июле 1987 года назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, управляющим приходами в Канаде. В этом же году возведен в сан архиепископа.

Вспоминая о Русской Зарубежной Церкви, митрополит Николай говорил, что очень переживал, что две ветви одной Церкви не могут воссоединиться. И когда в Канаде его спросили о причинах этого разделения, он ответил: «Нас разделило несчастье». «Какое?» — спросили его. «Не всегда я отвечал на этот вопрос, а вот тут, в Канаде, сказал, что нас разделила революция, и придет время, и Церковь будет единая», — вспоминал он. У владыки всегда были хорошие отношения с теми архипастырями, которые возглавляли Русскую Церковь Заграницей. Он был хорошо знаком с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Они познакомились еще в 1972 году на ночной службе в храме Гроба Господня.

В феврале 1991 года владыка был назначен архиепископом Владивостокским и Приморским, а через два года — Ижевским и Удмуртским. 25 февраля 2007 года указом Святейшего Патриарха Алексия II возведен в сан митрополита, а в 2015-м по состоянию здоровья был почислен на покой.
Те, кто знал владыку, вспоминают, что в богослужении он был очень требователен и строг, поэтому в Удмуртии одни из лучших образов богослужений и песнопений. В личном общении он любил пошутить, был по-отечески приветлив и заботлив. Владыка Николай мог найти подход и тему для разговора с каждым человеком. Практически у всех вызывал чувство трепета. Очень любил маленьких детей. Каждый свой визит на дальние приходы он дарил всем детям по иконке и, благословляя, целовал в макушку.

Однажды в одном из медицинских учреждений открывали молельную комнату. На ее освящение приехал митрополит Николай. После освящения духовенству показали помещение, где хранятся заспиртованные останки, различные органы людей (для изучения студентами). В одной из больших стеклянных колб был помещен неродившийся ребенок — с пуповиной, в той же позе, как и в утробе. Владыка остановился напротив этой колбы с мертвым ребенком и минут пять молча стоял. Очевидно, он молился о его душе.

22 года митрополит Николай возглавлял Ижевскую и Удмуртскую епархию, учреждая новые епархии, создавая новые приходы и открывая новые монастыри. При нем было открыто 110 новых храмов и молитвенных домов, учреждено три монастыря. Его светлый образ навсегда останется в памяти православной паствы.

 

 

митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин
25 августа 2015 г. 14:07
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00