ЖМП № 7 июль 2015 /
25 августа 2015 г. 14:07
Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко)З июня на 89-м году жизни отошел ко Господу находившийся на покое митрополит Николай (Шкрумко) ( 22.05.1927–03.06.2015). Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (в миру — Николай Яковлевич Шкрумко) родился 22 мая 1927 года в селе Кизя Каменец-Подольского района Хмельницкой области УССР. Еще мальчиком он начал прислуживать в храме. Во время войны, спасаясь от голода, он недолгое время жил в Почаевской лавре, где один из старцев предсказал ему, что в будущем он станет монахом этой обители. Но 1948 году, направляясь в храм на богослужение, Николай был арестован за религиозные убеждения и как сын репрессированных родителей. Его сослали на восемь лет в Карело-Финскую ССР. Отбывая этот срок, работал в леспромхозах (ст. Энозеро, Печная Губа, ст. Амбарная) и на слюдяных разработках (ст. Чупа, рудник Вуат-Варовка). Последний год перед освобождением работал в Петрозаводске слесарем на строительстве здания МВД и в 1953 году был досрочно освобожден. Как вспоминал владыка, жизнь захлестнула его и он забыл о предсказаниях почаевского монаха. Однако, живя и работая в Петрозаводске, он тайно посещал Крестовоздвиженский кафедральный собор (ему это было запрещено), где его приметил настоятель (впоследствии епископ Пермский Никон) и добился отмены установленного запрета. С этого момента Николай служил в храме чтецом, певчим, иподиаконом и в том же 1953 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Статья, по которой отбывал заключение, не давала ему возможности жить в семинарии — только за 101-м километром. Чтобы учиться, ему пришлось жить на вокзале. «Измучился, вечно спать хотел. И так целый год. Семинарии не окончил», — вспоминал архиерей. В 1954 году Николай был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона к храму во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Валдае Новгородской епархии. Для него это стало настоящим чудом. Владыка вспоминал, что в этом ему помог начальник паспортного стола, верующий человек. Чиновник, рискуя своим статусом и свободой, предложил инсценировать потерю паспорта и на основании справки, полученной в милиции, выписал будущему владыке новый паспорт, где не было никаких отметок о судимости и ограничении места жительства. После Валдая иеродиакон Николай служил на приходах Калининской епархии, затем в Преображенском кафедральном соборе в городе Иванове, исполнял обязанности секретаря Ивановского епархиального управления. Служил в Тульской епархии, где был рукоположен во иеромонаха с назначением во Всехсвятский кафедральный собор в Туле. В 1970 году иеромонах Николай заочно окончил Московскую духовную семинарию, в 1973 году — Московскую духовную академию с присуждением ученой степени кандидата богословия за сочинение по кафедре церковного права «Профессор В.Н. Бенешевич и его труды по церковному праву». В 1973-м его назначили членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Впоследствии никто не мог понять, как его вообще выпустили за границу, ведь все близкие знали, что он отбывал срок в заключении. Вспоминая о служении в Иерусалиме, владыка с большим теплом отзывался о русских монахинях, настоящих подвижницах благочестия, которые связали свою жизнь со Святой землей. Еще живя в миру, он работал электриком. Да и став монахом, навыки работы с электричеством не забыл. Как-то одна из монахинь попросила его починить проводку у себя в домике, в Горнем монастыре. «Так как же мне вас отблагодарить? Ну, как-нибудь я вам всё же отомщу», — с улыбкой сказала матушка Тамара, когда проводка была починена. Она делала молоко из орешков, перемалывая их на жерновах. Эти жернова также приходилось ремонтировать игумену Николаю (в сан игумена его возвели в 1974 году). Матушке уже тогда было за сто, а умерла она в 114. В 1977 году будущий митрополит был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Иерусалимской миссии. В его обязанности вменялось окормлять весь ближневосточный регион: Сирию, нынешний Ливан и Ирак. Он давно хотел побывать в храме Пророка Илии на Голанских высотах. И однажды такая возможность представилась, когда по благословению Антиохийского Пат¬риарха ему довелось служить там в престольный праздник. Народ очень шумно встречал русского архимандрита. И среди криков он вдруг услышал по-русски с акцентом: «Многа лета-а! На здоровья-а!» Это кричали два старика. После службы он отыскал их. Оказалось, что одному было 92, а другому 96 лет. До революции оба учились в русских школах в Палестине, открытых царским правительством. «Их учили бесплатно русские монахини, обученные арабскому языку и восточным традициям, — рассказывал митрополит Николай. — Поэтому нас так принимали и принимают сейчас благодаря заслугам еще той, царской России». В Александро-Невском соборе Ижевска хранится старый деревянный крест с вмонтированной в него частицей камня Голгофы и частицей древа Животворящего Креста Господня. Он сделан 100 лет назад афонскими монахами к 300-летию дома Романовых и освящен на Гробе Господнем. Его выносят на Крестопоклонную неделю и на Воздвижение. Будущему митрополиту крест передал Патриарх Иерусалимский Венедикт со словами: «Этот крест готовился для России, для русского народа, и более 100 лет он здесь, на Голгофе. Я передаю его вам, и вы отвезите его в Россию». С тех пор будущий владыка везде возил его с собой и затем завещал Ижевской и Удмуртской митрополии. В 1982 году архимандрит Николай был освобожден от обязанностей начальника миссии и назначен наместником Успенской Почаевской лавры. Так сбылись предсказания почаевского старца. Спустя три года он стал епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока в Дамаске. Вспоминая о Русской Зарубежной Церкви, митрополит Николай говорил, что очень переживал, что две ветви одной Церкви не могут воссоединиться. И когда в Канаде его спросили о причинах этого разделения, он ответил: «Нас разделило несчастье». «Какое?» — спросили его. «Не всегда я отвечал на этот вопрос, а вот тут, в Канаде, сказал, что нас разделила революция, и придет время, и Церковь будет единая», — вспоминал он. У владыки всегда были хорошие отношения с теми архипастырями, которые возглавляли Русскую Церковь Заграницей. Он был хорошо знаком с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Они познакомились еще в 1972 году на ночной службе в храме Гроба Господня. В феврале 1991 года владыка был назначен архиепископом Владивостокским и Приморским, а через два года — Ижевским и Удмуртским. 25 февраля 2007 года указом Святейшего Патриарха Алексия II возведен в сан митрополита, а в 2015-м по состоянию здоровья был почислен на покой. Однажды в одном из медицинских учреждений открывали молельную комнату. На ее освящение приехал митрополит Николай. После освящения духовенству показали помещение, где хранятся заспиртованные останки, различные органы людей (для изучения студентами). В одной из больших стеклянных колб был помещен неродившийся ребенок — с пуповиной, в той же позе, как и в утробе. Владыка остановился напротив этой колбы с мертвым ребенком и минут пять молча стоял. Очевидно, он молился о его душе. 22 года митрополит Николай возглавлял Ижевскую и Удмуртскую епархию, учреждая новые епархии, создавая новые приходы и открывая новые монастыри. При нем было открыто 110 новых храмов и молитвенных домов, учреждено три монастыря. Его светлый образ навсегда останется в памяти православной паствы.
25 августа 2015 г. 14:07
Ключевые слова:
духовенство
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|