![]()
9 февраля 2018 г. 14:13
Митрополит Нифонт (Солодуха)Митрополит Нифонт (Солодуха) 05.10.1948–22.03.2017
В 1963 году юноша окончил местную восьмилетку и поступил в 9-й класс школы в районном центре. Однако, для продолжения учебы нужно было ежедневно ездить в Старую Выжевку или перебраться туда, а это оказалось для Василия невозможным. Поэтому он стал наниматься на разные сезонные работы. В 1967 году Василий был призван на воинскую службу, которую проходил в Новгороде. Благодаря обязанностям кладовщика и почтальона солдат почти каждый день выходил в город, где мог посещать церковь. Именно в армии Солодуха окончательно утвердился в решении стать священнослужителем. В 1969 году, сразу после военной службы, Василий поехал в Брест, где стал работать в железнодорожном депо и готовиться к поступлению в семинарию. Счастью не было предела, когда в 1970 году он был принят на учебу в МДС, ведь конкурс тогда достигал семи человек на место. В следующем году будущий митрополит стал иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена и исполнял это послушание все годы пребывания в семинарии.В стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры у семинариста родилось горячее желание принять монашество. На четвертом году учебы, 20 марта 1974 года, мечта Василия Солодухи осуществилась, и он был пострижен с именем Нифонт. Уже 15 апреля того же года Святейший Патриарх в Богоявленском кафедральном соборе Москвы рукоположил монаха в иеродиакона. Вскоре отец Нифонт поступил в МДА, на третьем курсе которой, 26 февраля 1977 года, ректор архиепископ Дмитровский Владимир рукоположил его в иеромонахи. Для пастырского служения отец Нифонт был направлен в родную ему Волынско-Ровенскую епархию. 18 марта 1977 года местный владыка Дамиан назначил священнослужителя настоятелем Свято-Троицкого храма села Рудка-Козинская Рожищенского района Волынской области. Весть о ярких проповедях нового священника, о его искренней отцовской любви и пастырской внимательности быстро распространилась между верующим народом. В Рудку-Козинскую стали съезжаться люди не только из деревень прихода, но также из Луцка, Бреста, нередко там бывали даже и москвичи. Конечно, такая активность верующих не устраивала советскую власть. Чтобы дискредитировать иеромонаха, было решено напечатать в областной газете клеветническую статью. Однако публикация неожиданно вызвала обратную реакцию: народ понял, что священник действительно заслуживает внимания, если так хотят его очернить. После этого наплыв людей в Рудку-Козинскую усилился, а чтобы чадам было удобнее добираться к нему, отец Нифонт даже сумел добиться того, чтобы дизель-поезд останавливался возле села. В 1985 году отец Нифонт был возведен в сан игумена, а в 1988 году стал архимандритом. В 1989 году архиепископ Волынский и Ровенский Варлаам назначил отца Нифонта благочинным Рожищенского района. 20 марта 1990 года Священный Синод Украинского Экзархата назначил архимандрита Нифонта (Солодуху) епископом Хмельницким и Каменец-Подольским, а на следующий день во Владимирском соборе Киева состоялась архиерейская хиротония. Расставание с любимым сельским храмом и родной паствой было очень трудным, но впереди было ответственное архипастырское служение, которое владыка принял как истинный воин Христов. Начало архиерейства совпало с распадом советского государства и либерализацией всех сторон жизни. На своей первой архиерейской кафедре владыка пробыл только два года. Летом 1992 года Волынская область стала местом активных действий раскольников. Представители самопровозглашенного Киевского патриархата, поддерживаемого местной властью, захватили кафедральный собор вместе с епархиальным управлением и духовной семинарией. Епископа Варфоломея и канонических священников всячески унижали и называли предателями Украины. В этих условиях Священный Синод УПЦ посчитал, что кандидатура епископа Нифонта более других подходит для решения труднейшей задачи религиозного успокоения Волыни, и не ошибся. Прибыв в Луцк в самом конце лета 1992 года, владыка Нифонт сделал все возможное для того, чтобы сохранить и упрочить в Волынской епархии каноническое Православие. За первые же месяцы своего пребывания на кафедре -архиерей заработал высокий авторитет, который в дальнейшем только возрастал. Объединив около себя духовенство и паству, епископ Нифонт не допустил разрастания раскола в епархии. Особенно трудной была вторая половина 1992 года, когда в течение года владыке отказывали в прописке. Он не мог подолгу оставаться на предоставленных прихожанами квартирах из-за угроз и нападок, которые мужественно терпели эти люди. Епархиальное управление в это время заменяла небольшая сторожка возле луцкой Покровской церкви, в которой в это же время ютилась и Волынская духовная семинария. Единственный городской храм, который не отобрали раскольники, стоял запечатанным… То, что сумел сделать владыка Нифонт в первые годы своего пребывания на Волынской кафедре, можно назвать настоящим чудом. Он не только стабилизировал религиозную обстановку в области, но значительно укрепил Православную Церковь на Волыни. Ему удалось сохранить духовную семинарию, которую он возглавлял в 2006–2010 годах, возобновил деятельность нескольких древних монастырей и открыл новые обители, освятил сотни храмов и рукоположил к ним столько же священников. В епархиальном центре, который он застал с одной церковью, сегодня действует более пятнадцати приходов. В 1993 году владыка был возведен в сан архиепископа, в 2011 году — в сан митрополита. За труды на пользу Церкви и государства митрополит Нифонт отмечен целым рядом как церковных, так и светских наград. В частности, владыка имел более двадцати орденов Поместных Церквей, был полным кавалером государственного ордена Украины «За заслуги», а в 2013 году стал Почетным гражданином Волынской области. Конечно же, самой дорогой наградой для митрополита Нифонта была та любовь, которую питала к нему паства. Даже в годы архиерейства духовные чада приезжали к владыке не только с разных уголков Украины, но и из России, Белоруссии и других стран. В большинстве случаев эти чада приглашались к архиерейскому столу и оставались ночевать в епархиальном управлении, которое размещалось в небольшом домике возле Покровской церкви. Тут же находилась и небольшая келья владыки. В таких условиях было невозможно не заметить той простоты, в которой жил уважаемый архиерей. Наверняка в памяти тех, кто знал владыку Нифонта, навсегда останется его простота во всем: и в одежде, которую он носил десятилетиями, и в трапезе, которая готовилась с неукоснительным соблюдением всех уставных постов. Отдавая всего себя Богу и Его Церкви, исцеляя души других, владыка забывал о собственных немощах и болезнях. В последние годы ему стало трудно исполнять свои обязанности. В связи с этим 18 октября 2016 года решением Священного Синода УПЦ владыка был освобожден от управления Волынской епархией, во главе которой стоял 24 года. Одновременно он был назначен настоятелем Покровской церкви города Луцка. Владыка отошел ко Господу 22 марта. За три дня до смерти он исповедовался и причастился святых Христовых таин. Весть о смерти любимого архипастыря отозвалась глубокой болью в сердцах многих верующих. В отпевании митрополита Нифонта, состоявшемся 25 марта, участвовало двенадцать архиереев во главе с митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом. Согласно завещанию почившего, его тело было предано земле на кладбище родного села Галина Воля, возле могилы матери. Протоиерей Александр Федчук
9 февраля 2018 г. 14:13
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|