выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Некрологи
Протоиерей Феодор Андрощук. 20 апреля 2017 года.
23 апреля 2021 г. 16:40
версия для печати версия для печати

Протоиерей Феодор Андрощук

26.04.1956—13.01.2021


 

Протоиерей Феодор Андрощук родился 26 апреля 1956 года в селе Залесцы Збаражского района Тернопольской области Украинской ССР в православной семье. Его отец Иван Захарович работал финансистом в местных органах власти, мать, Мария Наумовна, всю жизнь трудилась в колхозе. В семье вели православный образ жизни, строго соблюдали посты, посещали богослужения. В их доме жили две инокини одного из закрытых монастырей. Они научили Федора чтению на церковнославянском языке, основам православного благочестия.

Федор Андрощук окончил в Почаеве восемь классов средней школы, потом в Тернопольском ПТУ получил профессию обувщика. Он посещал богослужения в Почаевской лавре, затем стал там работать. Ему довелось общаться с иеромонахом Иосифом, будущим преподобным Амфилохием, исповедником православной веры.

Не видя возможности добиться рукоположения на Украине, Федор Андрощук приехал к родственникам в Волгоград. Правящий архиерей Саратовской и Волгоградской епархии архиепископ Пимен (Хмелевский) с радостью принимал в свою обширную епархию выходцев с Западной Украины. Недостаток богословского образования восполнялся традиционным православным воспитанием, хорошим знанием церковных традиций и образом жизни. Большинство священников в России в то время были престарелыми и больными людьми, немногочисленные семинарии не могли обеспечить пополнения кадров. Архиепископ Пимен благословил Федора проходить клиросное послушание в саратовских храмах.

После непродолжительного испытания, 22 октября 1978 года архи­епископ Пимен рукоположил Федора Андрощука в сан диакона в Троицком кафедральном соборе Саратова. Первым местом его служения стала Казанская церковь города Петровска. В феврале 1980 года диакон Фео­дор Андрощук был назначен в Покровский молитвенный дом поселка Средняя Ахтуба, расположенного рядом с Волжским, городом гидростроителей и химиков. В Средней Ахтубе на 300 тысяч жителей не было ни одного православного храма. Ближайший помещался в небольшом частном доме, к которому были пристроены две веранды, а внутренние перегородки разобраны. В воскресные и праздничные дни туда собиралось множество прихожан, в выходные было до 200 крещений. Здание не отапливалось, зимой ранним утром в нем стоял мороз, а к концу службы в переполненной комнате была жара. В Средней Ахтубе служил только один священник, и вскоре, 4 мая 1980 года, архиепископ Пимен рукоположил Феодора Андрощука в сан пресвитера и назначил его вторым священником молитвенного дома.

Летом 1981 года отец Феодор был назначен настоятелем Покровского молитвенного дома, а через год переведен в Рождество-Богородицкий молитвенный дом города Фролово Волгоградской области. Во Фролове собирались сносить старый молитвенный дом; с трудом было получено разрешение на строительство нового. В 1980-х годах в Советском Союзе была обстановка всеобщего дефицита — невозможно было купить ни стройматериалов, ни большинства товаров. Отец Феодор смог договориться с руководителями различных организаций и, несмотря на огромные долги прихода, закончить строительство нового молитвенного дома. Рассказывая об этой стройке, отец Феодор всегда добрым словом вспоминал самоотверженный труд фроловских старушек — прихожанок, которые иногда ночи напролет по просьбе священника разгружали машины с кирпичом и укладывали его в аккуратные штабеля, а днем убирали строительный мусор, белили и красили, благоустраивали церковный двор.

В конце лета 1983 года был готов не просто молитвенный дом, а светлый и просторный храм, у которого не было только купола и колокольни. Архиепископ Пимен освятил новый храм в день престольного праздника, 21 сентября 1983 года. Это был один из первых православных храмов, заново построенных на территории СССР. Об освящении новой церкви говорили даже западные радиостанции, и молодого священника часто вызывали на беседу представители органов госбезопасности.

В начале перестройки отцу Феодору удалось добиться разрешения на установку высокого, в традиционном стиле, купола с крестом, пристройку колокольни. Тогда же храм был расписан внутри украинскими мастерами. С образованием в 1991 году новой Волгоградской епархии архиепископ Герман (Тимофеев) назначил его благочинным Фроловского округа, в который вошли Фроловский, Иловлинский, Клетский и Ольховский районы. Отец Феодор нес это послушание до 1999 года, когда был вынужден оставить его по состоянию здоровья.

За свой многолетний усердный труд отец Феодор был удостоен многочисленных церковных и общественных наград. Священноначалие отметило его труды богослужебными наградами: наперсным крестом (1985), саном протоиерея (1991), палицей (2000), крестом с украшениями (2006), мит­рой (2013), а также орденами: благоверного князя Даниила Московского III степени (2004) и преподобного Сергия Радонежского III степени (2008). В 2006 году Фроловская городская дума присвоила отцу Феодору звание почетного гражданина города Фролово.

Будучи благочинным Фроловского округа, протоиерей Феодор Андрощук принял самое активное участие в возрождении разрушенных монастырей, которые в начале 1990-х годов были переданы Церкви: Кременского Вознесенского в Клетском районе и Камен­нобродского Свято-Троицкого в Ольховском районе. Он многие годы организовывал поездки прихожан для помощи монастырям, в начале для очистки разоренных зданий, затем для их обустройства, перечислял большие суммы из приходской кассы, находил благотворителей. Много помогал он и монахиням Усть-Медведицкого Преображенского монастыря, с которыми его связывала украинская церковная традиция, а также сестрам Гусевской Ахтырской обители.

С конца 1990-х годов стала возрождаться церковная жизнь в сельских поселениях Фроловского района. На территории современного Фроловского района до революции было 12 храмов, которые были разрушены. При непосредственном участии отца Феодора были открыты молитвенные дома: Михаило-Архангельский в ­станице Малодельской, Казанский в хуторе Большой Лычак, ­Александро-Невский в поселке Образцы, блаженной Матроны Московской в хуторе Красные Липки, блаженного Василия Московского в хуторе Писарёвка. Была сооружена часовня в центре города в память жертв Великой Отечественной войны, часовня на городском кладбище, Пантелеимоновский храм на привокзальной площади.

С 1994 года при Рождество-Богородицком храме действовала воск­ресная школа для детей и взрослых, которая стала местом встречи православных педагогов, площадкой для разработки программ духовно-нравственного воспитания. Усилиями отца Феодора во Фролове были организованы конференции по духовно-нравственному воспитанию, на которые приезжали педагоги из Волгограда и Москвы. Теперь во всех школах города и большинстве школ района проводятся уроки «Основы православной культуры».

В 2006 году отец Феодор начал строительство Богоявленского храма в центре города, который был освящен митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом (Тимофеевым) в 2009 году. Тогда же было построено новое здание воскресной школы. С 2008 года совместно с администрацией Фроловского района проводился ежегодный Троицкий крестный ход. Он шел по местам, где некогда находились православные храмы, с молитвой об их восстановлении и о упокоении их создателей и служителей. Маршрут Троицкого крестного хода составлял более 400 км, в нем участвовало до сотни человек, продолжался он в течение 4–5 дней праздничной Троицкой недели. Хутора`, где находились церкви, сейчас не существуют, но на месте каждой церкви установлен поклонный крест, обустроены захоронения. Крестный ход стал действенной проповедью православной веры.

Троицкий крестный ход проводился в течение десяти лет, за это время были построены: храм Почаевской иконы Божией Матери на источнике в Старой Панике (2012), преподобного Серафима Саровского в хуторе Писарёвке (2015), храм блаженной Матроны Московской в хуторе Красные Липки (2016), храм святителя Николая в хуторе Верхние Липки (2018), оканчивается строительство храмов преподобного Сергия Радонежского в поселке Дудаченском и Александро-Невского храма в Образцах. Во всех этих храмах совершаются богослужения и таинства, возносятся молитвы, все они являются зримым воплощением трудов и молитв отца Феодора.

После строительства Богоявленского храма отец Феодор решился на осуществление своей мечты — создание в городе Фролово православной гимназии. Она разместилась в небольшом, но прекрасно оборудованном здании приходской воскресной школы на территории Богоявленского храма, и с 2015 года православная гимназия заработала в полном объеме. Здание было освящено епископом Урюпинским и Новоаннинским Елисеем, который ежегодно приезжает к гимназистам не только на День знаний, но на все значимые праздники. Отец Феодор был назначен духовником православной гимназии и до последних дней жизни активно участвовал в ее жизни.

Окончив в 1989 году заочное отделение Московской духовной семинарии, отец Феодор не переставал учиться всю свою жизнь, подавая пример будущим пастырям. Он часто благословлял молодых людей на учебу не только в семинариях, но и в светских вузах. В 1990-х годах он окончил Пастырские курсы при Царицынском православном университете, в 2012 году стал бакалавром богословия, окончив богословский факультет Царицынского православного университета. Его дипломная работа, посвященная истории прихода храма Рождества Богородицы за 140 лет, была издана отдельной книгой. А другая книга, изданная под его руководством в 2009 году, — «Православие на Фроловской земле» — стала главным руководством для изучения истории наших мест. Проповеди, произнесенные им еще в советское время, были изданы в 2010 году отдельным сборником.

Все эти годы, более сорока лет, рядом с отцом Феодором была его неустанная помощница матушка Надежда, поддерживавшая его во всех трудах и заботах. Во Фролове у супругов Андрощук выросли двое детей, подрастают пятеро внуков. У отца Феодора дружная и заботливая семья, для которой его кончина явилась тяжелейшей утратой.

Отец Феодор был очень светлым, открытым и радушным человеком, он любил общаться с людьми, умел собирать их вокруг себя, был прекрасным рассказчиком, умел в виде шутки дать ценные и глубокие духовные и житейские советы. Несмотря на то что в последнее десятилетие своей жизни он страдал от тяжелой формы диабета, жизнерадостность, юношеский задор и активность не покидали его. Он очень любил богослужения и огорчался тем, что в последние годы не мог часто служить у престола. За сорок два года служения, из которых тридцать восемь лет он провел во Фролове, отец Феодор крестил, венчал, напутствовал тысячи людей, многие искали его благословения, считали его своим духовным отцом; вся жизнь его была отдана Святой Церкви и людям.

Священник Евгений Агеев

 

23 апреля 2021 г. 16:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00