выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Некрологи
Схиархимандрит Власий (Перегонцев)
16 февраля 2022 г. 18:00
версия для печати версия для печати

Схиархимандрит Власий (Перегонцев)

08.02.1934–04.11.2021

4 ноября 2021 года на 88-м году жизни скончался духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев). PDF-версия.

Схиархимандрит Власий (в миру Анатолий Владимирович Перегонцев) родился 8 февраля 1934 года в деревне Кушлянщина под Смоленском в крестьянской семье. Анатолия воспитывала бабушка, схимонахиня Михаила, которая привила будущему схимнику любовь к молитве, храму и христианскому подвигу.

После окончания школы Анатолий поступил в Смоленский медицинский институт. Погрузившись в учебу, он находил возможность посещать Успенский собор в Смоленске, хотя тогда это было чревато серьезными проблемами. И вскоре молодому человеку пришлось познать всю горечь доноса и предательства. О его религиозных убеждениях сообщили в деканат. Началась жесткая травля верующего студента. Испытав страшное потрясение, Анатолий оставил все и пешком ушел из Смоленска. Через несколько суток он добрался до окраины города Мичуринска и поселился в доме, принадлежавшем сестре иеросхимонаха Илариона (Рыбаря; † 1969).

Там Анатолий нашел приют, а через некоторое время отец Иларион предложил ему отправиться вместе в Закарпатье. Молодой человек стал насельником мужского монастыря в селе Дубовое и был пострижен в рясофор с именем Петр. На протяжении одиннадцати лет будущий отец Власий был ближайшим помощником отца Илариона, а также исполнял послушание уставщика. В 1966 году иеросхимонах Иларион постриг его в мантию с наречением имени в честь священномученика Власия Севастийского. Времена были таковы, что уделом новопостриженного монаха стали скитания. В период хрущевских гонений все монастыри в Закарпатье были упразднены и разогнаны, и отцу Власию в поисках духовного пристанища пришлось обойти множество городов, нигде не задерживаясь подолгу.

Однажды правящий архиерей Смоленской епархии епископ Гедеон (Докукин; † 2003) обратил внимание на молодого монаха, прислуживающего в алтаре, и 27 декабря 1970 года рукоположил его в сан диакона. Иеродиакон Власий стал исполнять послушание келейника епископа, а также диакона-псаломщика Спасо-Окопной церкви Смоленска.

В 1972 году епископ Гедеон был переведен на Новосибирскую кафедру. Отец Власий продолжал исполнять обязанности его келейника, а также был назначен штатным иподиаконом в Вознесенский кафедральный собор.

Через два года иеродиакон Власий был рукоположен в иеромонаха.

В 1976 году епископу Гедеону было поручено временное управление Омской епархией. В этот период иеромонах Власий был назначен настоятелем Покровского собора Тобольска. На новом месте священнослужителю приходилось совершать исповедь на протяжении многих часов, поскольку поначалу он был единственным клириком собора.

В 1976 году Патриарх Пимен удостоил иеромонаха Власия сана игумена.

В 1981 году отец Власий переходит в Калужскую и Боровскую епархию, где его назначают настоятелем храма во имя великомученика Димитрия Солунского в селе Рябушки Боровского района. Во время служения в этом храме пастырь пережил новое тяжелое испытание — банда похитителей икон напала на него, а затем ограбила церковь, в результате чего игумен в тяжелом состоянии попал в больницу.

Ища духовного подкреп-ления, отец Власий приехал в село Ракитное Белгородской области к архимандриту Серафиму (Тяпочкину). Старец поддержал его в трудную минуту и совершил тайный постриг игумена Власия в великую схиму в честь Власия Кесарийского.

На протяжении 1980-х годов отец Власий служил в храмах Мещовска и Боровска. Десятки духовных чад приезжали к нему в Калужскую область, останавливались в его доме, исповедовались и причащались, делили скромную трапезу.

В конце 1980-х годов отец Власий указом Патриарха Пимена был удостоен права ношения креста с украшениями, а в 1990 году возведен в сан архимандрита.

В 1991 году Пафнутьев Боровский монастырь был возвращен Церкви. Отец Власий стал первым его насельником. Он отказался от должности наместника монастыря и был назначен духовником обители. Постепенно число братии увеличивалось, а желающих получить совет архимандрита Власия становилось все больше. С 1994 года прием паломников стал его официальным послушанием.

Ежегодно старцу приходилось покидать обитель для прохождения лечения, поскольку онкологическое заболевание и другие немощи не оставляли его до конца жизни. Он стойко переносил боль, а в своих наставлениях призывал терпеливо и смиренно относиться к болезням, которые Господь попускает человеку.

По будням батюшка вел прием посетителей с четырех утра до девяти вечера без перерыва. В праздничные дни он всегда первым приходил на братский молебен к пяти часам утра, а затем совершал Божественную литургию. В воскресные дни и по большим праздникам отец Власий исповедовал паломников с шести утра и до поздней Литургии. После ужина с братией на повечерии он читал акафист и участвовал в чине прощения.

В конце октября 2021 года отец Власий заболел пневмонией. Вылечить его не удалось. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, которую он очень почитал, старец отошел ко Господу. Проститься со своим духовным отцом и наставником в обитель пришли тысячи людей. Отпевание старца в сослужении сонма духовенства совершили и. о. наместника монастыря епископ Тарусский Иосиф и епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий. Схиархимандрит Власий погребен за алтарем соборного храма Боровской обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Вечная память труженику Христову!

 

Епископ Можайский Иосиф,

викарий Патриарха Московского и всея Руси

16 февраля 2022 г. 18:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00