выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Общество
8 февраля 2008 г.
версия для печати версия для печати

Основные перспективы сотрудничества

Международные Рождественские образовательные чтения ежегодно предоставляют нам возможность широкого обсуждения насущных вопросов, стоящих перед российским обществом и отечественным образованием.

Тема сегодняшних чтений — «Православные ценности и современное образование» — побуждает нас обсуждать проблемы, связанные с важнейшими ценностями современного российского общества: личность, семья, Родина, духовность, патриотизм.

Неслучайно Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем послании Федеральному Собранию в 2007 г. сказал, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность.

Вначале хотелось бы сказать о том, чего нам удалось достичь совместными усилиями за прошедший год.

Реализуемый министерством приоритетный национальный проект «Образование» базируется на воспитании. Впервые в нем юридически закреплен статус классного руководителя. Сегодня эта деятельность учитывается при начислении заработной платы учителей.

И даже этот небольшой шаг привел к уменьшению числа второгодников, детей школьного возраста, не обучающихся в школе, правонарушений учеников.

Национальный проект позволил выявить позитив, который всегда присутствовал в российской школе, поддержал лидеров.

Среди школ-победителей национального проекта есть школы, образовательные программы которых основаны на православных традициях. Например, в Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского (Академгородок, Новосибирск) изучение духовно-нравственной культуры начинается в начальной школе, продолжается в основной и углубляется на старшей ступени полной общеобразовательной школы, для того чтобы помочь ученику вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В 2005 году эта гимназия вошла в десятку победителей Всероссийского конкурса «Лучшие школы России — 2005», а в 2006 году — в число победителей конкурса, проводимого в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Этот пример говорит о том, что общество хочет видеть современного человека образованным, нравственным, готовым к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, ответственным за судьбу страны.

Поэтому в Закон Российской Федерации «Об образовании» внесена поправка, что основная задача образования — это формирование духовно-нравственной личности.

Воспитательный потенциал и гуманистическое содержание на сегодня стали важнейшими показателями при экспертизе министерством учебной литературы. Мы утверждаем перечень организаций, издающих учебники, допущенные к использованию в образовательном процессе, для повышения ответственности издателей за качество продукции.

Не могу здесь в очередной раз не отметить сотрудничество министерства и Русской Православной Церкви по изданию и распространению «Православной энциклопедии».

Более качественного издания по истории всех религиозных традиций сегодня в России нет.

Нашей совместной рабочей группой по вопросу изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования разработано примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви, направленное во все регионы. По нашим данным, в каждом втором субъекте Российской Федерации подобные соглашения уже действуют. Поэтому в ходе конференции, прошедшей в декабре прошлого года в г. Калуге, было рекомендовано всем регионам разработать подобные документы.

Знакомство обучающихся с историей и культурой православия и других религий, на мой взгляд, не может и не должно замыкаться в рамках классно-урочной системы обучения.

Огромные возможности в этом направлении предоставляет система дополнительного образования детей через реализацию авторских образовательных программ в области христианской этики, морали, культуры, духовно-нравственного воспитания. В этом же ряду следует отметить и различные формы дополнительного религиозного образования (воскресные школы), которые одновременно с глубоким изучением православия прививают ученикам уважительное отношение к иным взглядам, другим религиям.

Во многих регионах России созданы центры христианской духовной культуры.

В практической деятельности педагогов активно используются такие формы работы, как: организация экскурсий в музеи (залы русской иконописи), заочных экскурсий по святым местам; реализация социальных программ по изучению родного края, истории, традиций, культуры; проведение совместно с представителями РПЦ детских творческих конкурсов, православных лагерей.

Для поддержки этих процессов министерством реализуется специальная ведомственная программа «Развитие воспитания в системе образования» на 2008–2010 годы. В ее рамках в этом году планируется провести Всероссийский конкурс организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека».

Одним из способов повышения интереса детей к данной теме могло бы стать проведение олимпиады школьников по истории и культуре православия в соответствии с утвержденным министерством в прошлом году положением. Это, несомненно, вызовет повышение интереса к культуре и истории нашей страны, неразрывно связанной с православной традицией.

Для этого потребуется очень серьезная совместная работа Русской Православной Церкви с Российским советом олимпиад школьников во главе с ректором Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Садовничим В.А., который, без сомнений, поддержит эту идею, одобренную на конференции в г. Калуге.

Особо хотелось бы отметить наше продвижение в совместной законотворческой деятельности.

В прошлом году удалось найти консолидированное решение по вопросу реализации в духовных образовательных учреждениях программ на основе государственных образовательных стандартов и их государственной аккредитации.

Этот законопроект был одобрен Государственной Думой прошлого созыва в первом чтении, в феврале этого года состоится его второе чтение.

Сегодня создается новое поколение государственных образовательных стандартов, призванное расширить возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития и самореализации обучающихся.

При этом стоит помнить, что навязывание любых догм сверху одинаково неприемлемо на любом уровне (федеральном, региональном или муниципальном). Во главе всего должны быть человеческие ценности. Поэтому для нас всех важно, чтобы с самого начала была предусмотрена свобода выбора для родителей и учеников — главных заказчиков образовательного процесса.

С учетом тысячелетней традиции, опыта и авторитета Русской Православной Церкви мы продолжаем сотрудничать по включению духовно-нравственной составляющей в образовательный процесс школы.

Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура», разработанная РПЦ, направлена в Российскую академию образования для использования при разработке новых стандартов. Уже в январе этого года состоялись первые слушания результатов проделанной академией работы. Надеемся, что прошедшая в г. Калуге конференция побудит другие религиозные организации и конфессии более активно сотрудничать с министерством и академией по разработке духовно-нравственного содержания образования, доступного для всех детей.

Здесь же нельзя обойти вниманием судьбу ребят, обделенных семейным счастьем, оставшихся без внимания и заботы родителей.

Сегодня во всех регионах развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формируется институт приемной семьи, число таких семей и детей в них постоянно растет. Во многих субъектах Российской Федерации предусмотрено патронатное воспитание детей (Владимирская, Калужская, Курская и других области). В Белгороде, Тамбове и других регионах создаются семейные детские дома.

В ряде регионов (Республика Татарстан, Краснодарский край, Тверская, Новгородская и другие области) действуют детские дома и приюты при храмах и монастырях.

Нередки случаи, когда православные священники сами усыновляют или берут под опеку детей, оставшихся без попечения родителей. Низкий поклон всем тем, кто помогает детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, со сложными судьбами и характерами, обрести семейное тепло и уют. Дети (а это, как правило, дети с непростой судьбой) находят там заботу и защиту, и эту деятельность необходимо поддерживать как морально, так и материально.

Мы живем в сложном, противоречивом и не всегда дружелюбном мире. И в радости, и в заботах мы всегда находим поддержку и опору именно в семье, среди близких людей. Не умаляя значения школы, трудовой деятельности, друзей, можно утверждать, что основы наших успехов закладываются и развиваются в первую очередь в семье.

Для российского общества традиционной является большая многопоколенная семья — родители и дети, бабушки и дедушки, внуки и правнуки. Именно она способна научить своих членов поддерживать тесные отношения друг с другом, поддерживать благоприятный духовно-нравственный климат.

Неслучайно наступивший год указом Президента Российской Федерации объявлен Годом семьи,

Поэтому основные перспективы нашего сотрудничества в этом году связаны с содействием развитию этого важнейшего социального института современного общества.

Министерством реализуется Концепция государственной политики в отношении молодой семьи.

В этом деле трудно переоценить результаты творческих конкурсов «Моя семья», «Предки, о которых я хочу рассказать», которые проводят во многих областях (Саратовской, Вологодской и других) органы управления образованием совместно с епархиальными управлениями.

В заключение не могу не сказать о тех, от кого зависит успех всех нововведений в образовании — об учителях.

От личностных и профессиональных качеств педагога, его нравственных принципов, гармоничности духовного мира в первую очередь зависит позитивный результат воспитания и обучения.

Поэтому одним из важнейших объектов нашего взаимодействия должна стать система педагогического образования, ее привлекательность для абитуриентов и авторитетность для работодателей — ведь не секрет, что среди выпускников педагогических вузов едва ли каждый третий идет на работу в школу.

От нас, собравшихся здесь, зависит, какие будут сформированы новые государственные стандарты педагогического образования, какие в них будут заложены требования к выпускникам педагогических вузов, в какой степени удастся определить будущий привлекательный для общества, государства и личности контур этой системы.

Неслучайно Государственная Дума пятого созыва одобрила в первом чтении законопроект, запрещающий занятие педагогической деятельностью имеющим судимость и недееспособным лицам.

Министерство совместно с Московской патриархией уже второй раз по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгия Сергеевича Полтавченко определяет номинантов премии «За нравственный подвиг учителя» за достижение значительных результатов в области воспитания и образования.

В прошлом году инициативу Центрального федерального округа по проведению этого конкурса поддержали Приволжский, Сибирский, Уральский федеральные округа. Так что сегодня у нас есть возможность приветствовать Учителей с большой буквы из самых разных регионов нашей необъятной страны, которые подают своим коллегам и всем нам пример многолетнего высокого качества обучения и воспитания учащихся, внедрения инновационных разработок в сфере образования, содействующих развитию личности гражданина России.

Только совместно, объединив усилия государства и общества, задействуя семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения ХХI века, а значит, и процветания России.

Хотел бы от имени Министерства образования и науки Российской Федерации и от себя лично поблагодарить всех вас — многолетних сподвижников Рождественских чтений.

Позвольте пожелать доброго здоровья, терпения и творческих успехов всем тем, кто отдает себя без остатка служению детям, а значит, завтрашнему дню России.

И выразить особую признательность за неустанное попечение об образовании и воспитании детей и молодежи Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю — Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

 

От редакции: Как показали дальнейшие дискуссии в рамках Рождественских чтений, православная общественность крайне сдержанно отнеслась к заверениям министра образования и науки. Позиция ответственных сотрудников Минобразования по вопросу преподавания ОПК была названа расплывчатой. В частности, протоиерей Борис Даниленко, член совместной рабочей группы Минобразования и Русской Православной Церкви по разработке концепции преподавания ОПК, выразил озабоченность ходом диалога между Церковью и чиновниками. Известный московский священник считает, что позиция государства должна быть более четкой и опираться на специально разработанную правовую базу.
 

Андрей Фурсенко
8 февраля 2008 г.
Ключевые слова: Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00