Духовное образование без границ С созданием в конце 2021 года Патриаршего экзархата Африки Русской Православной Церкви возникла острая необходимость в подготовке духовенства для местных приходов. Почти год назад, в ноябре 2022 года, одиннадцать студентов приехали в Россию, чтобы получить духовное образование и стать затем православными пастырями у себя на родине. Как выстроена в Санкт-Петербургской духовной академии система обучения иностранцев и какие трудности приходится преодолевать африканским студентам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель международного отдела академии протоиерей Димитрий Сизоненко. PDF-версия.
27 июля 2023 г. 14:30
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу» Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Докторантура в системе подготовки научных кадров Русской Православной Церкви Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко затронул актуальные вопросы подготовки кадров высшей научной квалификации в докторантуре. PDF-версия.
16 ноября 2022 г. 17:00
Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей Официальной датой учреждения Смоленской православной духовной семинарии (далее СПДС) считается 5 мая 1995 года. Но ее основы были заложены архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) еще в 1988 году при создании Смоленского межъепархиального духовного училища. Какие основные этапы в своем развитии прошла эта духовная школа и чем живет в наши дни, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 ноября 2021 г. 15:00
Протоиерей Владимир Воробьев: «В этом мире без подвига ничего хорошего не сделаешь» В этом году ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву исполнилось 80 лет. Известный московский священник рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, как жили верующие семьи в советское время, как москвичу и кандидату наук было непросто стать священником, как зарождался Свято-Тихоновский университет и чем ценен для нас подвиг новомучеников. PDF-версия.
3 июня 2021 г. 16:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Вуз под вязом Московскому православному институту святого Иоанна Богослова четверть века. Патриарх Алексий II благословил создание вуза в октябре 1992 года. Но время вплоть до начала следующего учебного года ушло на выработку образовательной концепции, формирование программ, поиск оптимальной структуры, подбор профессорско-преподавательского состава и нахождение в Москве помещений для учебных аудиторий. Так что реальное обучение студентов началось лишь в 1993 году. Поэтому именно сейчас уместно говорить о 25 годах деятельности вуза, на официальном логотипе которого теперь красуется дорогой сердцу каждого москвича абрис одного из известнейших и почитаемых храмов Первопрестольной — церкви святого апостола Иоанна Богослова под вязом на Новой площади. ПДФ-версия
26 октября 2018 г. 11:00
В Москве открылась конференция, посвященная духовному наследию сщмч. Иринея Лионского В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.
19 апреля 2018 г. 21:10
Без царя в голове Статистика свидетельствует: в канун великих потрясений Русская Церковь находилась в сложном положении. Общее количество священников и приходских храмов явно не успевало за темпами роста православного населения империи, прихожане в географическом отношении отдалялись от храмов, миллионы детей не имели возможности получить как общее начальное образование, так и самые общие представления о православной вере. В предвоенный период государственная власть предприняла совершенно исключительные усилия для распространения начального образования в России. При сохранении общей динамики финансирования отрасли эта важнейшая задача могла быть решена в течение нескольких лет мирной жизни. Но помешали война и революция. PDF-версия
5 февраля 2018 г. 13:00
|
8 февраля 2008 г.
Основные перспективы сотрудничестваМеждународные Рождественские образовательные чтения ежегодно предоставляют нам возможность широкого обсуждения насущных вопросов, стоящих перед российским обществом и отечественным образованием. Тема сегодняшних чтений — «Православные ценности и современное образование» — побуждает нас обсуждать проблемы, связанные с важнейшими ценностями современного российского общества: личность, семья, Родина, духовность, патриотизм. Неслучайно Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем послании Федеральному Собранию в 2007 г. сказал, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Вначале хотелось бы сказать о том, чего нам удалось достичь совместными усилиями за прошедший год. Реализуемый министерством приоритетный национальный проект «Образование» базируется на воспитании. Впервые в нем юридически закреплен статус классного руководителя. Сегодня эта деятельность учитывается при начислении заработной платы учителей. И даже этот небольшой шаг привел к уменьшению числа второгодников, детей школьного возраста, не обучающихся в школе, правонарушений учеников. Национальный проект позволил выявить позитив, который всегда присутствовал в российской школе, поддержал лидеров. Среди школ-победителей национального проекта есть школы, образовательные программы которых основаны на православных традициях. Например, в Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского (Академгородок, Новосибирск) изучение духовно-нравственной культуры начинается в начальной школе, продолжается в основной и углубляется на старшей ступени полной общеобразовательной школы, для того чтобы помочь ученику вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В 2005 году эта гимназия вошла в десятку победителей Всероссийского конкурса «Лучшие школы России — 2005», а в 2006 году — в число победителей конкурса, проводимого в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Этот пример говорит о том, что общество хочет видеть современного человека образованным, нравственным, готовым к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, ответственным за судьбу страны. Поэтому в Закон Российской Федерации «Об образовании» внесена поправка, что основная задача образования — это формирование духовно-нравственной личности. Воспитательный потенциал и гуманистическое содержание на сегодня стали важнейшими показателями при экспертизе министерством учебной литературы. Мы утверждаем перечень организаций, издающих учебники, допущенные к использованию в образовательном процессе, для повышения ответственности издателей за качество продукции. Не могу здесь в очередной раз не отметить сотрудничество министерства и Русской Православной Церкви по изданию и распространению «Православной энциклопедии». Более качественного издания по истории всех религиозных традиций сегодня в России нет. Нашей совместной рабочей группой по вопросу изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования разработано примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви, направленное во все регионы. По нашим данным, в каждом втором субъекте Российской Федерации подобные соглашения уже действуют. Поэтому в ходе конференции, прошедшей в декабре прошлого года в г. Калуге, было рекомендовано всем регионам разработать подобные документы. Знакомство обучающихся с историей и культурой православия и других религий, на мой взгляд, не может и не должно замыкаться в рамках классно-урочной системы обучения. Огромные возможности в этом направлении предоставляет система дополнительного образования детей через реализацию авторских образовательных программ в области христианской этики, морали, культуры, духовно-нравственного воспитания. В этом же ряду следует отметить и различные формы дополнительного религиозного образования (воскресные школы), которые одновременно с глубоким изучением православия прививают ученикам уважительное отношение к иным взглядам, другим религиям. Во многих регионах России созданы центры христианской духовной культуры. В практической деятельности педагогов активно используются такие формы работы, как: организация экскурсий в музеи (залы русской иконописи), заочных экскурсий по святым местам; реализация социальных программ по изучению родного края, истории, традиций, культуры; проведение совместно с представителями РПЦ детских творческих конкурсов, православных лагерей. Для поддержки этих процессов министерством реализуется специальная ведомственная программа «Развитие воспитания в системе образования» на 2008–2010 годы. В ее рамках в этом году планируется провести Всероссийский конкурс организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека». Одним из способов повышения интереса детей к данной теме могло бы стать проведение олимпиады школьников по истории и культуре православия в соответствии с утвержденным министерством в прошлом году положением. Это, несомненно, вызовет повышение интереса к культуре и истории нашей страны, неразрывно связанной с православной традицией. Для этого потребуется очень серьезная совместная работа Русской Православной Церкви с Российским советом олимпиад школьников во главе с ректором Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Садовничим В.А., который, без сомнений, поддержит эту идею, одобренную на конференции в г. Калуге. Особо хотелось бы отметить наше продвижение в совместной законотворческой деятельности. В прошлом году удалось найти консолидированное решение по вопросу реализации в духовных образовательных учреждениях программ на основе государственных образовательных стандартов и их государственной аккредитации. Этот законопроект был одобрен Государственной Думой прошлого созыва в первом чтении, в феврале этого года состоится его второе чтение. Сегодня создается новое поколение государственных образовательных стандартов, призванное расширить возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития и самореализации обучающихся. При этом стоит помнить, что навязывание любых догм сверху одинаково неприемлемо на любом уровне (федеральном, региональном или муниципальном). Во главе всего должны быть человеческие ценности. Поэтому для нас всех важно, чтобы с самого начала была предусмотрена свобода выбора для родителей и учеников — главных заказчиков образовательного процесса. С учетом тысячелетней традиции, опыта и авторитета Русской Православной Церкви мы продолжаем сотрудничать по включению духовно-нравственной составляющей в образовательный процесс школы. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура», разработанная РПЦ, направлена в Российскую академию образования для использования при разработке новых стандартов. Уже в январе этого года состоялись первые слушания результатов проделанной академией работы. Надеемся, что прошедшая в г. Калуге конференция побудит другие религиозные организации и конфессии более активно сотрудничать с министерством и академией по разработке духовно-нравственного содержания образования, доступного для всех детей. Здесь же нельзя обойти вниманием судьбу ребят, обделенных семейным счастьем, оставшихся без внимания и заботы родителей. Сегодня во всех регионах развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формируется институт приемной семьи, число таких семей и детей в них постоянно растет. Во многих субъектах Российской Федерации предусмотрено патронатное воспитание детей (Владимирская, Калужская, Курская и других области). В Белгороде, Тамбове и других регионах создаются семейные детские дома. В ряде регионов (Республика Татарстан, Краснодарский край, Тверская, Новгородская и другие области) действуют детские дома и приюты при храмах и монастырях. Нередки случаи, когда православные священники сами усыновляют или берут под опеку детей, оставшихся без попечения родителей. Низкий поклон всем тем, кто помогает детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, со сложными судьбами и характерами, обрести семейное тепло и уют. Дети (а это, как правило, дети с непростой судьбой) находят там заботу и защиту, и эту деятельность необходимо поддерживать как морально, так и материально. Мы живем в сложном, противоречивом и не всегда дружелюбном мире. И в радости, и в заботах мы всегда находим поддержку и опору именно в семье, среди близких людей. Не умаляя значения школы, трудовой деятельности, друзей, можно утверждать, что основы наших успехов закладываются и развиваются в первую очередь в семье. Для российского общества традиционной является большая многопоколенная семья — родители и дети, бабушки и дедушки, внуки и правнуки. Именно она способна научить своих членов поддерживать тесные отношения друг с другом, поддерживать благоприятный духовно-нравственный климат. Неслучайно наступивший год указом Президента Российской Федерации объявлен Годом семьи, Поэтому основные перспективы нашего сотрудничества в этом году связаны с содействием развитию этого важнейшего социального института современного общества. Министерством реализуется Концепция государственной политики в отношении молодой семьи. В этом деле трудно переоценить результаты творческих конкурсов «Моя семья», «Предки, о которых я хочу рассказать», которые проводят во многих областях (Саратовской, Вологодской и других) органы управления образованием совместно с епархиальными управлениями. В заключение не могу не сказать о тех, от кого зависит успех всех нововведений в образовании — об учителях. От личностных и профессиональных качеств педагога, его нравственных принципов, гармоничности духовного мира в первую очередь зависит позитивный результат воспитания и обучения. Поэтому одним из важнейших объектов нашего взаимодействия должна стать система педагогического образования, ее привлекательность для абитуриентов и авторитетность для работодателей — ведь не секрет, что среди выпускников педагогических вузов едва ли каждый третий идет на работу в школу. От нас, собравшихся здесь, зависит, какие будут сформированы новые государственные стандарты педагогического образования, какие в них будут заложены требования к выпускникам педагогических вузов, в какой степени удастся определить будущий привлекательный для общества, государства и личности контур этой системы. Неслучайно Государственная Дума пятого созыва одобрила в первом чтении законопроект, запрещающий занятие педагогической деятельностью имеющим судимость и недееспособным лицам. Министерство совместно с Московской патриархией уже второй раз по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгия Сергеевича Полтавченко определяет номинантов премии «За нравственный подвиг учителя» за достижение значительных результатов в области воспитания и образования. В прошлом году инициативу Центрального федерального округа по проведению этого конкурса поддержали Приволжский, Сибирский, Уральский федеральные округа. Так что сегодня у нас есть возможность приветствовать Учителей с большой буквы из самых разных регионов нашей необъятной страны, которые подают своим коллегам и всем нам пример многолетнего высокого качества обучения и воспитания учащихся, внедрения инновационных разработок в сфере образования, содействующих развитию личности гражданина России. Только совместно, объединив усилия государства и общества, задействуя семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения ХХI века, а значит, и процветания России. Хотел бы от имени Министерства образования и науки Российской Федерации и от себя лично поблагодарить всех вас — многолетних сподвижников Рождественских чтений. Позвольте пожелать доброго здоровья, терпения и творческих успехов всем тем, кто отдает себя без остатка служению детям, а значит, завтрашнему дню России. И выразить особую признательность за неустанное попечение об образовании и воспитании детей и молодежи Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю — Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
От редакции: Как показали дальнейшие дискуссии в рамках Рождественских чтений, православная общественность крайне сдержанно отнеслась к заверениям министра образования и науки. Позиция ответственных сотрудников Минобразования по вопросу преподавания ОПК была названа расплывчатой. В частности, протоиерей Борис Даниленко, член совместной рабочей группы Минобразования и Русской Православной Церкви по разработке концепции преподавания ОПК, выразил озабоченность ходом диалога между Церковью и чиновниками. Известный московский священник считает, что позиция государства должна быть более четкой и опираться на специально разработанную правовую базу.
8 февраля 2008 г.
Ключевые слова:
Рождественские чтения
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Вышел в свет №3 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Пятнадцатилетие Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — важнейшая историческая веха в жизни мирового и отечественного Православия.
25 марта 2024 г. 16:00
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения. Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.
1 марта 2024 г. 16:00
|