iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Общество
ЦВ № 21 (394) ноябрь 2008 /  12 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Памяти православного этнолога и религиоведа Павла Пучкова

27 октября в Москве скончался академик, дважды лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки РФ Павел Иванович Пучков.

Павел Пучков родился 8 февраля 1930 года в Харбине (Китай), в семье железнодорожников КВЖД, происходивших из древнего княжеского рода, родственного Рюриковичам. Окончил Харбинский политехнический институт в 1951 году, после чего возглавил бюро переводов Генерального консульства СССР в Харбине. В 1956–57 гг. он преподавал географию в школах Караганды, параллельно поступив на географический факультет МГУ, который окончил в 1961 году.

По окончании высшего образования Павел Пучков перешел на работу в Институт этнографии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая, где защитил кандидатскую и докторскую диссертации, став доктором исторических наук. В 1998 году он возглавил Центр изучения религий и этноконфессионального картографирования Института этнографии, совмещая эту должность с преподаванием в Московском государственном лингвистическом университете (как профессор кафедры мировой культуры) и Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы.

Сфера научных интересов академика Пучкова была очень широкой. Его первые труды были посвящены этнической ситуации в Австралии и Океании, затем приоритетной сферой его исследований стала религиозная ситуация в современном мире. Почти все энциклопедии и карты, посвященные этнологии и религиоведению, изданные в России за последние 30 лет, создавались при его непосредственном участии. Среди них можно особо отметить энциклопедии «Народы мира», «Народы России» и «Народы и религии мира».

Павел Пучков основал две новые научные дисциплины — географию религий и конфессиональное картографирование. Его книга «Современная география религий» (М., 1975) едва ли не единственной из советских монографий по религии была признана зарубежными научными кругами и переведена на западные языки. Значительный вклад им был также внесен в развитие этнической демографии.

Академик Пучков принципиально не вступал в КПСС и не участвовал в атеистической пропаганде. Даже в рамках «Настольной книги атеиста» подготовленные им разделы по географии религий резко контрастировали с другими статьями, так как совершенно корректно описывали вероучение и культовую практику сотен религиозных традиций. Он не считал религию «отмирающим пережитком» и настаивал на составлении конфессиональных карт СССР и стран соцлагеря.

Павел Пучков был воцерковленным православным человеком и внес большой вклад не только в светскую, но и в православную науку. Заложенная им научная база по составлению религиозных энциклопедий активно использовалась при разработке словников «Православной» и «Большой российской» энциклопедий. Особую роль он сыграл при подготовке переписей населения в СССР и России, разработав для них перечень народов. Именно его трудами кряшенский народ был отмечен как отдельный этнос, а не как субэтническая группа татар.

«Кряшенский вопрос» возник в преддверии Всероссийской переписи населения 2002 года, когда по настоянию ученых Института этнологии и антропологии РАН во главе с академиком Пучковым было предложено восстановить статус православного тюркского народа кряшен как самостоятельного этноса, которым он признавался до 1917 года. Затем вследствие советской политики «укрупнения народов» кряшены стали считаться субэтнической группой татар. Инициатива ученых РАН была воспринята в штыки властями Татарстана и рядом татарских общественных деятелей, обвинивших их в попытке исскуственного уменьшения численности татарского народа, однако Патриарх Московский и всея Руси Алексий активно поддержал кряшен. В итоге кряшены были внесены в Перечень народов отдельной графой, однако в последний момент их все-таки вернули в раздел «Татары». Тем не менее, эта дискуссия имела большое значение для самосознания самих кряшен.

Академик Пучков является автором более 500 научных работ, в том числе восьми книг и более ста карт. Он был членом экспертного совета Комитета по делам национальностей Госдумы, экспертом Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ и членом Экспертного совета при Министерстве юстиции.

«Кончина Павла Ивановича Пучкова стала тяжелой утратой не только для российской, но и для мировой науки», — сказано в соболезновании замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка. «На его трудах по этнологии, картографии и религиоведению было воспитано целое поколение российских ученых, основаны значимые научные школы. Происходя из древнего дворянского рода, Павел Пучков даже в годы самых яростных гонений на религию занимал принципиальную позицию православного человека, отказываясь принимать участие в атеистической пропаганде», — подчеркнул епископ Марк.

Соболезнования в связи с кончиной профессора выразили и во Всемирном русском народном соборе. «Российская и мировая наука понесла тяжелую потерю. Профессор Пучков внес огромный вклад в становление целого ряда научных дисциплин, являя собой пример истинного православного ученого. Им были созданы классические труды по религиоведению, этнологии и картографированию, заложена научная база всероссийских переписей населения», — говорится в тексте соболезнований.

Панихиды по академику прошли во всех церквях кряшен. Кроме того, активисты кряшенского движения вышли с инициативой назвать в честь Павла Пучкова свой культурный центр в Казани.

Роман Силантьев
12 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00