iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Общество
ЦВ № 21 (394) ноябрь 2008 /  12 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Памяти православного этнолога и религиоведа Павла Пучкова

27 октября в Москве скончался академик, дважды лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки РФ Павел Иванович Пучков.

Павел Пучков родился 8 февраля 1930 года в Харбине (Китай), в семье железнодорожников КВЖД, происходивших из древнего княжеского рода, родственного Рюриковичам. Окончил Харбинский политехнический институт в 1951 году, после чего возглавил бюро переводов Генерального консульства СССР в Харбине. В 1956–57 гг. он преподавал географию в школах Караганды, параллельно поступив на географический факультет МГУ, который окончил в 1961 году.

По окончании высшего образования Павел Пучков перешел на работу в Институт этнографии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая, где защитил кандидатскую и докторскую диссертации, став доктором исторических наук. В 1998 году он возглавил Центр изучения религий и этноконфессионального картографирования Института этнографии, совмещая эту должность с преподаванием в Московском государственном лингвистическом университете (как профессор кафедры мировой культуры) и Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы.

Сфера научных интересов академика Пучкова была очень широкой. Его первые труды были посвящены этнической ситуации в Австралии и Океании, затем приоритетной сферой его исследований стала религиозная ситуация в современном мире. Почти все энциклопедии и карты, посвященные этнологии и религиоведению, изданные в России за последние 30 лет, создавались при его непосредственном участии. Среди них можно особо отметить энциклопедии «Народы мира», «Народы России» и «Народы и религии мира».

Павел Пучков основал две новые научные дисциплины — географию религий и конфессиональное картографирование. Его книга «Современная география религий» (М., 1975) едва ли не единственной из советских монографий по религии была признана зарубежными научными кругами и переведена на западные языки. Значительный вклад им был также внесен в развитие этнической демографии.

Академик Пучков принципиально не вступал в КПСС и не участвовал в атеистической пропаганде. Даже в рамках «Настольной книги атеиста» подготовленные им разделы по географии религий резко контрастировали с другими статьями, так как совершенно корректно описывали вероучение и культовую практику сотен религиозных традиций. Он не считал религию «отмирающим пережитком» и настаивал на составлении конфессиональных карт СССР и стран соцлагеря.

Павел Пучков был воцерковленным православным человеком и внес большой вклад не только в светскую, но и в православную науку. Заложенная им научная база по составлению религиозных энциклопедий активно использовалась при разработке словников «Православной» и «Большой российской» энциклопедий. Особую роль он сыграл при подготовке переписей населения в СССР и России, разработав для них перечень народов. Именно его трудами кряшенский народ был отмечен как отдельный этнос, а не как субэтническая группа татар.

«Кряшенский вопрос» возник в преддверии Всероссийской переписи населения 2002 года, когда по настоянию ученых Института этнологии и антропологии РАН во главе с академиком Пучковым было предложено восстановить статус православного тюркского народа кряшен как самостоятельного этноса, которым он признавался до 1917 года. Затем вследствие советской политики «укрупнения народов» кряшены стали считаться субэтнической группой татар. Инициатива ученых РАН была воспринята в штыки властями Татарстана и рядом татарских общественных деятелей, обвинивших их в попытке исскуственного уменьшения численности татарского народа, однако Патриарх Московский и всея Руси Алексий активно поддержал кряшен. В итоге кряшены были внесены в Перечень народов отдельной графой, однако в последний момент их все-таки вернули в раздел «Татары». Тем не менее, эта дискуссия имела большое значение для самосознания самих кряшен.

Академик Пучков является автором более 500 научных работ, в том числе восьми книг и более ста карт. Он был членом экспертного совета Комитета по делам национальностей Госдумы, экспертом Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ и членом Экспертного совета при Министерстве юстиции.

«Кончина Павла Ивановича Пучкова стала тяжелой утратой не только для российской, но и для мировой науки», — сказано в соболезновании замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка. «На его трудах по этнологии, картографии и религиоведению было воспитано целое поколение российских ученых, основаны значимые научные школы. Происходя из древнего дворянского рода, Павел Пучков даже в годы самых яростных гонений на религию занимал принципиальную позицию православного человека, отказываясь принимать участие в атеистической пропаганде», — подчеркнул епископ Марк.

Соболезнования в связи с кончиной профессора выразили и во Всемирном русском народном соборе. «Российская и мировая наука понесла тяжелую потерю. Профессор Пучков внес огромный вклад в становление целого ряда научных дисциплин, являя собой пример истинного православного ученого. Им были созданы классические труды по религиоведению, этнологии и картографированию, заложена научная база всероссийских переписей населения», — говорится в тексте соболезнований.

Панихиды по академику прошли во всех церквях кряшен. Кроме того, активисты кряшенского движения вышли с инициативой назвать в честь Павла Пучкова свой культурный центр в Казани.

Роман Силантьев
12 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00