iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Общество
ЦВ № 4 (377) февраль 2008 /  22 февраля 2008 г.
версия для печати версия для печати

Священники лишились отсрочки от призыва

Владимир Путин утвердил поправки в закон, которые отменяют отсрочки по призыву в армию для священнослужителей.

Сокращение срока военной службы по призыву предполагает ряд изменений в российском законодательстве. 6 февраля Владимир Путин подписал Указ № 138 «Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу». Изменения, в частности, коснутся Указа Президента Российской Федерации от 31 июля 2002 г. № 817 «О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на действительную военную службу отдельным категориям граждан Российской Федерации». Также отменяются некоторые другие указы и постановления. Совершенно неожиданно среди утративших силу нормативных актов оказался Указ Президента РФ № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу».

Фактически это означает, что никаких оснований для отсрочки у молодых людей, принявших священный сан, уже нет. И в весенний призыв они на общих основаниях могут быть призваны в армию.

Самые первые комментарии к этим действиям государственной власти показали, что Церковь занимает жесткую позицию и готова открыто критиковать решения Президента.

«Принятый закон является свидетельством неуважения к внутренним установлениям Русской Православной Церкви», — заявила юрист Московской Патриархии Ксения Чернега в официальном комментарии для сайта «Патриархия.ру».

Приятое решение находится в противоречии со ст. 12 федерального закона «О свободе совести», в котором государство заявляет, что оно обязуется уважать внутренние установления религиозных организаций, если они не противоречат российскому законодательству.

В Православной Церкви действует строгая каноническая норма, которая устанавливает запрет для священников на воинское служение и ношение оружия. В соответствии с 83-м Апостольским правилом «епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся... да будет извержен из священного чина». Создается опасный прецедент, который приведет к тому, что исполнение государственных законов вступит в конфликт с соблюдением церковных правил и установлений.

Кроме того, напомнила К.Чернега, 69-е Апостольское правило предписывает представителям духовенства соблюдать ежегодные посты, в том числе поститься по средам и пятницам. Однако, по ее словам, «все эти требования церковной традиции священнику, служащему в армии рядовым, соблюдать будет невозможно».

Юрист Московской Патриархии также обратила внимание на то, что в мировой практике отсутствуют случаи призыва священнослужителей на действительную военную службу в качестве рядовых. Институт капелланов является исключительным примером присутствия духовенства в воинских частях.

«Армия и воинское дело — объект традиционной заботы нашей Церкви», — отметил протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата. Он напомнил, что «без всякого призыва в армии трудятся более 2000 полковых священников, которые вместе с солдатами делят тяготы армейской жизни, сопровождают военных в горячих точках, не получая от государства ни копейки».

Количество священнослужителей, ежегодно получающих отсрочку от призыва, о. Димитрий оценил в 200–300 человек. «Фактически речь идет о каких-нибудь двух ротах солдат, и это бесконечно малая величина для армии. Относительная польза от введения такого указа несоизмерима с тем колоссальным вредом, который наносится при этом Церкви», — убежден о. Димитрий. Он выразил надежду, что законодательство будет совершенствоваться и молодые священники не будут поставлены «под ружье».

Надежда Исаева
22 февраля 2008 г.
Ключевые слова: духовенство, армия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00