выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Общество
ЦВ № 4 (377) февраль 2008 /  22 февраля 2008 г.
версия для печати версия для печати

Священники лишились отсрочки от призыва

Владимир Путин утвердил поправки в закон, которые отменяют отсрочки по призыву в армию для священнослужителей.

Сокращение срока военной службы по призыву предполагает ряд изменений в российском законодательстве. 6 февраля Владимир Путин подписал Указ № 138 «Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу». Изменения, в частности, коснутся Указа Президента Российской Федерации от 31 июля 2002 г. № 817 «О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на действительную военную службу отдельным категориям граждан Российской Федерации». Также отменяются некоторые другие указы и постановления. Совершенно неожиданно среди утративших силу нормативных актов оказался Указ Президента РФ № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу».

Фактически это означает, что никаких оснований для отсрочки у молодых людей, принявших священный сан, уже нет. И в весенний призыв они на общих основаниях могут быть призваны в армию.

Самые первые комментарии к этим действиям государственной власти показали, что Церковь занимает жесткую позицию и готова открыто критиковать решения Президента.

«Принятый закон является свидетельством неуважения к внутренним установлениям Русской Православной Церкви», — заявила юрист Московской Патриархии Ксения Чернега в официальном комментарии для сайта «Патриархия.ру».

Приятое решение находится в противоречии со ст. 12 федерального закона «О свободе совести», в котором государство заявляет, что оно обязуется уважать внутренние установления религиозных организаций, если они не противоречат российскому законодательству.

В Православной Церкви действует строгая каноническая норма, которая устанавливает запрет для священников на воинское служение и ношение оружия. В соответствии с 83-м Апостольским правилом «епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся... да будет извержен из священного чина». Создается опасный прецедент, который приведет к тому, что исполнение государственных законов вступит в конфликт с соблюдением церковных правил и установлений.

Кроме того, напомнила К.Чернега, 69-е Апостольское правило предписывает представителям духовенства соблюдать ежегодные посты, в том числе поститься по средам и пятницам. Однако, по ее словам, «все эти требования церковной традиции священнику, служащему в армии рядовым, соблюдать будет невозможно».

Юрист Московской Патриархии также обратила внимание на то, что в мировой практике отсутствуют случаи призыва священнослужителей на действительную военную службу в качестве рядовых. Институт капелланов является исключительным примером присутствия духовенства в воинских частях.

«Армия и воинское дело — объект традиционной заботы нашей Церкви», — отметил протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата. Он напомнил, что «без всякого призыва в армии трудятся более 2000 полковых священников, которые вместе с солдатами делят тяготы армейской жизни, сопровождают военных в горячих точках, не получая от государства ни копейки».

Количество священнослужителей, ежегодно получающих отсрочку от призыва, о. Димитрий оценил в 200–300 человек. «Фактически речь идет о каких-нибудь двух ротах солдат, и это бесконечно малая величина для армии. Относительная польза от введения такого указа несоизмерима с тем колоссальным вредом, который наносится при этом Церкви», — убежден о. Димитрий. Он выразил надежду, что законодательство будет совершенствоваться и молодые священники не будут поставлены «под ружье».

Надежда Исаева
22 февраля 2008 г.
Ключевые слова: духовенство, армия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00