iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Общество
ЦВ № 4 (377) февраль 2008 /  22 февраля 2008 г.
версия для печати версия для печати

Священники лишились отсрочки от призыва

Владимир Путин утвердил поправки в закон, которые отменяют отсрочки по призыву в армию для священнослужителей.

Сокращение срока военной службы по призыву предполагает ряд изменений в российском законодательстве. 6 февраля Владимир Путин подписал Указ № 138 «Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу». Изменения, в частности, коснутся Указа Президента Российской Федерации от 31 июля 2002 г. № 817 «О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на действительную военную службу отдельным категориям граждан Российской Федерации». Также отменяются некоторые другие указы и постановления. Совершенно неожиданно среди утративших силу нормативных актов оказался Указ Президента РФ № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу».

Фактически это означает, что никаких оснований для отсрочки у молодых людей, принявших священный сан, уже нет. И в весенний призыв они на общих основаниях могут быть призваны в армию.

Самые первые комментарии к этим действиям государственной власти показали, что Церковь занимает жесткую позицию и готова открыто критиковать решения Президента.

«Принятый закон является свидетельством неуважения к внутренним установлениям Русской Православной Церкви», — заявила юрист Московской Патриархии Ксения Чернега в официальном комментарии для сайта «Патриархия.ру».

Приятое решение находится в противоречии со ст. 12 федерального закона «О свободе совести», в котором государство заявляет, что оно обязуется уважать внутренние установления религиозных организаций, если они не противоречат российскому законодательству.

В Православной Церкви действует строгая каноническая норма, которая устанавливает запрет для священников на воинское служение и ношение оружия. В соответствии с 83-м Апостольским правилом «епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся... да будет извержен из священного чина». Создается опасный прецедент, который приведет к тому, что исполнение государственных законов вступит в конфликт с соблюдением церковных правил и установлений.

Кроме того, напомнила К.Чернега, 69-е Апостольское правило предписывает представителям духовенства соблюдать ежегодные посты, в том числе поститься по средам и пятницам. Однако, по ее словам, «все эти требования церковной традиции священнику, служащему в армии рядовым, соблюдать будет невозможно».

Юрист Московской Патриархии также обратила внимание на то, что в мировой практике отсутствуют случаи призыва священнослужителей на действительную военную службу в качестве рядовых. Институт капелланов является исключительным примером присутствия духовенства в воинских частях.

«Армия и воинское дело — объект традиционной заботы нашей Церкви», — отметил протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата. Он напомнил, что «без всякого призыва в армии трудятся более 2000 полковых священников, которые вместе с солдатами делят тяготы армейской жизни, сопровождают военных в горячих точках, не получая от государства ни копейки».

Количество священнослужителей, ежегодно получающих отсрочку от призыва, о. Димитрий оценил в 200–300 человек. «Фактически речь идет о каких-нибудь двух ротах солдат, и это бесконечно малая величина для армии. Относительная польза от введения такого указа несоизмерима с тем колоссальным вредом, который наносится при этом Церкви», — убежден о. Димитрий. Он выразил надежду, что законодательство будет совершенствоваться и молодые священники не будут поставлены «под ружье».

Надежда Исаева
22 февраля 2008 г.
Ключевые слова: духовенство, армия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00