iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Как вызвать священника к больному в стационар
Министерство здравоохранения РФ направило в регионы и в федеральные органы исполнительной власти текст методических рекомендаций по установлению порядка посещения священнослужителями лиц, находящихся на лечении в медицинских стационарах. По сути это «дорожная карта», описывающая (в развитие принятой больше десяти лет назад нынешней редакции 19-й статьи федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») механизм допуска духовенства в больницы. Но одновременно это и важный прецедент: ранее подобного документа в России не было. Именно поэтому вице-премьер Кабинета министров Татьяна Голикова параллельно поручила субъектам федерации и федеральным органам исполнительной власти принять на основе этих рекомендаций собственные нормативные акты, в соответствии с которыми священники смогут приходить к пациентам в конкретные медицинские учреждения. PDF-версия.
28 марта 2022 г. 17:00
Аналитика
Групповое занятие в православном реабилитационном центре "Жемчужное". Фото http://pravprihod.ru/
ЖМП № 2 февраль 2018 /  27 декабря 2018 г. 12:50
версия для печати версия для печати

Эффективная модель взаимодействия

КАК МЕСТНАЯ НАРКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И КАЛИНИНГРАДСКАЯ ЕПАРХИЯ ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ НАРКОЗАВИСИМЫМ

Одна из основных задач Российской государственной антинаркотической политики — организация единой системы наркологической помощи. В нее входят: вовлечение в оказание помощи, оказание собственно самой наркологической помощи, медицинской реабилитации и реадаптации с четким определением полномочий всех субъектов этой деятельности, конкретизацией их целей и задач. PDF-версия

В Калининградской области самую эффективную работу у нас получилось выстроить с местной епархией. По благословению архиепископа Калининградского и Балтийского Серафима в епархии сформировано общество трезвости «Трезвение», послушание духовника которого несет клирик кафедрального собора Христа Спасителя священник Сергий Василевский. Оказывая помощь потребителю психоактивных веществ (ПАВ), мы строим взаимодействие с ним на принципах интеграции и преемственности. Оно состоит из пяти этапов.

❶ Мотивационный этап

Его цель — сформировать на базе приходов мотивационную работу силами духовенства. Для формирования навыков мотивационного интервью и знакомства с особенностями личности потребителя ПАВ были организованы семинары-тренинги с настоятелями и клириками приходов епархии по программе «3 на 3» (три дня по три часа). В результате мотивационной работы потребитель направляется в специальный кабинет, так называемый низкопороговый пункт наркодиспансера, где закрепляются установки на прекращение потребления ПАВ и прохождение лечебно-реабилитационного процесса. Организация «низкопороговых пунктов» в структуре диспансеров, на наш взгляд, делает наркологическую помощь доступнее. При этом очень важный компонент — создание единого информационного пространства с направляющей стороной, где в качестве направителя может выступать и Управление МВД по Калининградской области, и Уголовно-исполнительная инспекция, и Центр помощи семье и детям, и др. Кроме того, наркологическая служба распространяет раздаточный материал и обеспечивает постоянными стендами с информацией о деятельности наркологии и епархиального ­общества на ­приходах.

❷ Наркологическая помощь

На этом этапе, помимо купирования болезненных состояний, идет лечение отклонений в деятельности органов и систем организма, вызванных употреблением наркотических средств. На базе наркологического отделения проходят православно ориентированные групповые занятия со священником. После них у пациента, как правило, формируется понимание, зачем надо лечиться, и готовность пройти реабилитационные программы в отделении диспансера либо в одном из двух епархиальных центров (Православный реабилитационный центр «Жемчужное» и Реабилитационная православная община святого Иоанна Русского).

❸ Медицинская реабилитация

В отделении работа построена на принципах организации психотерапевтической среды, когнитивно-поведенческом подходе медицинской реабилитации в форме «психологического интенсива». Еженедельно проходят групповые занятия пациентов с православным священником, главная задача которых нравственно-духовно переориентировать больного, сформировать православную духовную культуру, познакомить его с православной литературой. На базе отделения организована молельная комната, где размещена доска с фотографиями и именами лечившихся и почивших пациентов. Это и повод помянуть усопших, и напоминание, что наркомания — хроническое смертельное заболевание (а это, в свою очередь, дополнительный мотивационный фактор). Ежемесячно епархиальным обществом организуются выезды реабилитантов в храмы Калининградской области. Также на этом этапе проводится отбор и направление пациентов из наркологических стационаров в православные реабилитационные центры.

❹ Этап реадаптации

На этом этапе пациентом занимаются православные реабилитационные центры. Там реабилитанты обеспечиваются наркологической помощью и медицинским сопровождением по другим (соматическим) заболеваниям. Сюда же входят диагностика и лечение на стационарных базах.

❺ Поддерживающий этап

Как правило, проходит в епархиальном обществе, а также на приходах, с которых начался путь наших пациентов. Очень важно, чтобы пациент постоянно чувствовал поддержку, имел возможность пообщаться. Также необходим позитивный досуг. На базе епархиального общества проводятся как психокоррекционные групповые занятия православного психолога, так и общеобразовательные и культурные мероприятия.

В ближайшее время на территории диспансера появится домовый храм, в цокольном этаже которого разместится епархиальное общество трезвости. Это поможет гораздо эффективнее вовлечь зависимых от психоактивных веществ пациентов в наркологическую помощь, мотивационную работу в диспансере и постреабилитационное сопровождение. Чтобы наркологическая помощь на селе стала доступнее, в будущем году планируется открыть межрайонный дневной стационар на базе Советской центральной районной больницы. Он обеспечит комплексной амбулаторной наркологической помощью четыре прилегающих муниципальных образования и одновременно облегчит работу епархиального общества в Троицком храме (Неманское благочиние). Там начнет прием православный психолог и пройдут занятия, организованные совместно с наркологической службой.

Таким образом, существующая в Калининградской области система взаимодействия наркологической службы и Русской Православной Церкви способна оказывать сквозную (от момента выявления до излечения) поэтапную медико-социо-духовную помощь больным наркоманией. Мы надеемся, что наш опыт может стать готовой моделью для организации помощи наркозависимым и в остальных регионах России.

КОММЕНТАРИИ

Валерий Доронкин, руководитель Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:

В столице на учете в наркологических учреждениях состоят 2718 зависимых от алкоголя и наркотиков женщин, в семьях которых проживает 3820 несовершеннолетних детей. Реабилитационные программы для женщин действуют в Германии, Израиле, Польше и США. В России же таких центров очень мало, и информации о них недостаточно. На мой взгляд, подобные центры могут быть только дотационными. К тому же многие женщины боятся обращаться за помощью из-за угрозы потерять детей.

Роман Назаров, реабилитант центра «Старый свет» (Москва, Викариатство новых территорий), студент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (42 года):

С 14 лет употреблял алкоголь и наркотики, был игроманом. Был период, когда работал связистом в Рублево-Успенском лечебно-оздоровительном комплексе Управления делами Президента и постоянно пил. А работая барменом, чуть не спился окончательно. Жена подала на развод после очередного срыва. В центр «Старый свет» пришел полтора года назад. Реабилитационная программа подразумевает, кроме прочего, и восстановление отношений с семьей — через рассказ о себе. Я написал письмо сыну, где описал свою зависимость и то, как представляю свою дальнейшую жизнь. Очень надеюсь на его понимание.

27 декабря 2018 г. 12:50
Ключевые слова: врачевание
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00