выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Как вызвать священника к больному в стационар
Министерство здравоохранения РФ направило в регионы и в федеральные органы исполнительной власти текст методических рекомендаций по установлению порядка посещения священнослужителями лиц, находящихся на лечении в медицинских стационарах. По сути это «дорожная карта», описывающая (в развитие принятой больше десяти лет назад нынешней редакции 19-й статьи федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») механизм допуска духовенства в больницы. Но одновременно это и важный прецедент: ранее подобного документа в России не было. Именно поэтому вице-премьер Кабинета министров Татьяна Голикова параллельно поручила субъектам федерации и федеральным органам исполнительной власти принять на основе этих рекомендаций собственные нормативные акты, в соответствии с которыми священники смогут приходить к пациентам в конкретные медицинские учреждения. PDF-версия.
28 марта 2022 г. 17:00
Новости
Фото Алексея Реутского
27 января 2019 г. 17:30
версия для печати версия для печати

В Синодальном отделе по церковной благотворительности обсудили зависимость депрессии от религиозности

В Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению состоялась секция XXVII Рождественских чтений:«Попечение Церкви о душевнобольных». Священноначалие, духовенство и специалисты в сфере психиатрии обсудили формы проявления и методы лечения такого психического расстройства, как депрессия, отношение к ней святых подвижников и как протекание болезни зависит от религиозности человека.

В своем докладе заместитель директора Научного центра психического здоровья РАМН (НЦПЗ), д.м.н., Василий Каледа дал подробный клинический анализ депрессии и состояний, которые переживает страдающий этим заболеванием. «От депрессии в мире страдает 250 млн., а в России около 9 млн. человек, - отметил ученый. - Среди тех, кто кончает жизнь самоубийством, преобладают люди, находящиеся в тяжелом депрессивном состоянии. Неслучайно многие эксперты Всемирной Организации Здравоохранения называют депрессию убийцей номер один».
 
Выступающий назвал такие критерии депрессии, как эмоционально пониженное настроение, которое продолжается не менее двух недель и длится большую часть дня. Утрату интереса и удовольствия от обычного для больного приятного вида деятельности. Замечается нарушение сна,  как правило, с ранним пробуждением, больной долго не засыпает, а в некоторых случаях может спать целые сутки. Отмечается снижение уверенности в себе, собственной самооценки, снижается жизненный тонус, включается повышенная утомляемость и т.д. К возрастным группам риска относятся молодые люди от 14 до 25 лет и пожилые после 60 лет.  Однако на сегодняшний день разработан ряд методик лечения разных форм депрессии, к которым, в частности, относятся психотерапия, психофарматерапия, фитотерапия, музыкотерапия и т.д.  «Если человек верующий, то медицинская помощь может успешно сочетаться с духовным врачеванием», - отметил Василий Каледа.
 
Пастырским опытом помощи и диагностики депрессии у верующих людей поделился  клирик храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» при НЦПЗ протоиерей Илья Одяков. «Как не грустно констатировать, сегодня многие священнослужители разных уровней убеждены, что депрессии не существует, а есть лишь проявление страсти: печали, уныния, лени, капризов либо пресыщенности. И говорится о том, что у верующего человека не может быть депрессии. И все, что остается человеку - это переносить нападение злой силы, которую по Евангелию могут исцелить лишь пост и молитва. А таблетки, как очень часто приходится слышать, просто вредны для здоровья», - сказал священник.
Какие же инструменты есть у священника, для того чтобы помочь человеку? Первое, это обратить внимание на слова-сочетания, которые могут быть маркерами для поверхностного диагностирования болезни. Их священник обычно слышит на исповеди или в личном общении. Это «ощущение Богооставленности», «отсутствие чувства благодати», «жалобы на окамененное нечувствие». Часто упоминается «пустота в душе», «потеря смысла жизни», «утрата веры в Бога». Человек ощущает безразличие ко всем и ко всему, испытывает «сердечную тоску». «Иногда говорят о тяжелых мыслях. И при расспросах выясняется, что это мысли о суициде. Присутствует ощущение своей «особенной вины», «повышенной греховности», «никчёмности», чувство безмерного «стыда за свою прошлую жизнь», доходящее до отчаяния. Также имеет место  желание бросить работу, семью»,- сказал пресвитер. Второе. В этом случае нужно предельно бережно, деликатно объяснить необходимость лечения, которое не требует отлагательства. «Пастырю нужно укрепить уверенность человека в том, что депрессия при соблюдении указаний врача часто имеет благоприятное течение. Можно и нужно убеждать больного в необходимости доверия к врачу, действенности приема препаратов, помочь преодолеть страх перед медикаментозным лечением. Можно сделать акцент на отсутствии привыкания к антидепрессантам»,- считает отец Илья.
     
По словам священника, необходимо регулярно напоминать больному, что жизнь человека - есть постоянное соработничество человека и Бога. И долг больного не только усердно молиться о себе самом, но и о своём враче, какой бы национальности и вероисповедания он ни был. Выступающий перечислил методики лечения депрессии, которые направлены на активную борьбу со своим недугом и на мобилизации всех своих сил. 
     
Отец Илья назвал также пастырские ошибки, которых следует избегать. Слыша от пасомого  слова о собственной неполноценности, уродливости, суицидальных помыслах и намерениях, ни в коем случае нельзя обвинять и поддерживать убеждённость больного в его собственной греховности и наказании Бога за грехи. Наоборот, подчеркивать - Христос это любовь, свет, доброта, милосердие, всепрощение. Нельзя давать банальных советов больному: «Ты должен взять себя в руки», «ты мог бы справиться, если бы захотел», категорически нельзя допускать никаких примитивных утешительных высказываний или тривиальных подбадриваний. Желательно не делать никаких упрёков и замечаний больному человеку, особенно касающихся церковной жизни. И помнить, что в этом состоянии человек очень раним.
     
В случае мыслей о самоубийстве нужно спокойно и внимательно выслушать то, о чем говорится, и выразить свое участие. Порой это может быть молчаливое молитвенное сопереживание. Необходимо постоянно помнить о том, что любое неаккуратно сказанное слово может подтолкнуть человека к уходу из жизни. Надо постоянно доносить до сознания человека, что это депрессия виновата в том, что его жизнь кажется такой мучительный, пустой, тягостной. Надо поддерживать и укреплять больного в стремлении к благодатной помощи Божией через церковные Таинства. 
     
В случае тяжелой формы депрессии нельзя советовать отправиться в паломничество, в монастырь на послушание  или в дом отдыха, т.к. общение с людьми, у которых всё хорошо, которые радуются жизни ещё больше усугубит у больного тяжелое тоскливое состояние.
   
«Другой крайностью может быть убеждение больного найти именно православного психиатра, психотерапевта, психолога или священника с психиатрическим образованием. В этом же ряду стоит поиск чудотворного образа Божией Матери или святых «от депрессии». Нужно указать на ложный и магический характер этого пути»,- подчеркнул священник.
     
В своем докладе о пастырском душепопечении о депрессивных больных в святоотеческой литературе  магистрант Сретенской духовной семинарии Артем Матиенко собрал и проанализировал целую подборку высказываний святых отцов об этом заболевании. И обобщая этот опыт, так резюмировал свое выступление: отношение святых отцов к страдающим сильным унынием, отчаянием было таким же, как и к страдающим любым серьезным соматическим заболеванием. Святые отцы различали разные причины депрессивных состояний: бесы; естество; болезнь; страсти. Их подход выражался в сочувствии, поддержке, молитве за страдающего, обучение молитве, научение надежде на Бога, призыв к терпению, разъяснение страданий. Они многократно встречались со страждущим, вели с ним переписку, активно слушали, делились своим опытом, давали ссылки на подобные ситуации из Писания и святых отцов, давали советы. 
     
Любопытную статистику привела в своем выступлении врач-психотерапевт, научный сотрудник НЦПЗ Екатерина Гедевани, проанализировав зависимость депрессии от религиозности в зарубежной литературе. В частности, согласно исследованиям американского психиатра Гарольда Кенига (Koenig H.G.), который проанализировал исследования, опубликованные в академических научных журналах на английском языке за 1872-й – 2010-й годы, выяснилось, что в 272 (61 %) из 444 исследований –  отмечено уменьшение тяжести депрессивных симптомов и сокращение длительности депрессивных фаз под влиянием религиозности. В 106 (75 %) из 141 исследований было также выявлено, что религиозность связана с негативным отношением к суицидам и их меньшим количеством. Кроме того, несмотря на тот же уровень тяжести депрессивного состояния, не религиозные пациенты совершали больше попыток самоубийств в течение жизни - 60,2% против 48,3% (у религиозных пациентов).
     
С докладами также выступили  митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, к.м.н., заместитель директора по научной работе Научного центра психического здоровья РАН Г.И. Копейко («Возрастные аспекты депрессий»), к.м.н, ведущий научный сотрудник НЦПЗ О.А. Борисова («Религиозные способы совладения с депрессивными состояниями») и др.
     
Справка
Депрессия - это психическое расстройство, проявляющееся патологически сниженным настроением, пессимистической оценкой самого себя, своего положения, окружающей действительности, моторной и идеаторной заторможенностью, идеями самообвинения.
 

 

27 января 2019 г. 17:30
Ключевые слова: социальное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00