iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Первые ктиторы Пантелеимоновой обители
Нынешний год для русского Православия особенный: русское присутствие на Святой горе Афон отмечает тысячелетний юбилей. Конечно, как и в любой круглой дате такого масштаба, возраст — категория в некоторой степени условная. Скорее всего, наши далекие предки с днепровских берегов бывали на Афоне и раньше — по крайней мере, косвенные указания на это можно встретить как в житийной литературе, так и в летописных источниках. Как часто бывает в подобных случаях, за точку отсчета приняли самое раннее из известных письменное свидетельство о присутствии русских на Святой горе: в 1016 году на одной из здешних официальных грамот свою подпись в качестве свидетеля поставил «пресвитер и игумен обители Рос(а)» Герасим. Подготовка к юбилею шла по нескольким направлениям. Десятки мероприятий под эгидой Синодального отдела внешних церковных связей готовит общецерковный Оргкомитет празднования. Собственная обширная праздничная программа есть и у Русского на Святой горе Пантелеимонова монастыря. По распоряжению Президента России Владимира Путина создана рабочая группа по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских на Святой горе Афон, координирующая усилия органов власти. Наконец, несколько юбилейных акций организуют общественные и неправительственные (в том числе международные) организации. Все это отнюдь не случайно. Интерес к Афону, к его духовному и культурному наследию в России растет. И еще год назад министр иностранных дел Сергей Лавров констатировал: «Это святое место причастно к становлению русской православной традиции: считается, что монашество на Русь пришло именно с Афона. Такое историческое наследие особенно востребовано в наши дни, когда в России происходит духовное возрождение, возвращение к духовным ценностям и святыням». Не стоит к тому же забывать: юбилей проходит на фоне перекрестного года России и Греции. В нескольких номерах «Журнал Московской Патриархии» будет подробно освещать подготовку и ход празднования. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей первую статью из цикла посвященных юбилею трудов ведущих отечественных ученых-историков.
27 апреля 2016 г. 13:50
Игумен Сергий (Куксов), настоятель Вознесенской пустыни: " Нам нужны люди, которые не уходят в монастырь, а приходят сюда"
В прошлом году Вознесенской Давидовой пустыни исполнилось 500 лет. Основанная преподобным Давидом, серпуховским чудотворцем, на высоком берегу речки Лопасни в мае 1515 года, обитель пережила разные времена — от всероссийской славы до полного забвения. Теперь от научно-исследовательского тракторного полигона, дислоцировавшегося в поселке с коммунистически своеобычным названием «Новый Быт», почти ничего не осталось. А занимавший в течение полувека строения монастырского каре молочный техникум сегодня зависит от обители никак не меньше (если не больше), чем она от него. Регулярные богослужения проводятся в пяти из шести монастырских храмов. Капитально отремонтировано единственное возведенное здесь в советское время здание: теперь это новый братский корпус. Благоустроена территория внутри каре. Но это лишь внешняя сторона монастырской жизни, которая открывается впервые прибывшим в обитель паломникам и туристам. Как монастырю развиваться дальше? Сформировался ли соответствующий статусу и уровню монастыря приход или молящиеся миряне здесь редкость? На эти и многие другие вопросы «Журналу Московской Патриархии» отвечает настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов).
26 февраля 2016 г. 12:00
Аналитика
Схиархимандрит Иеремия (Алехин)
ЖМП № 5 май 2016 /  25 мая 2016 г. 12:50
версия для печати версия для печати

За всё благодарение Господу

ДУХОВНАЯ ТАЙНА СХИАРХИМАНДРИТА ИЕРЕМИИ (АЛЕХИНА)

Трудно найти православного христианина, который не мечтал бы на своем жизненном пути повстречать опытного духоносного наставника. Однако, живя в миру и пребывая в постоянной материальной суете, крайне сложно хранить заветы святых отцов и старцев прошлого. Но всё же Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю стараниями своего 100-летнего игумена схиархимандрита Иеремии (Алехина) удается строго соблюдать древние афонские аскетические традиции.

Отец Иеремия — удивительная и яркая личность современного русского монашества. Несмотря на свой преклонный возраст, он и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться об обители. В наш суетный век подвиг его служения — это редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преподобный Кукша Одесский (Величко) и схиархимандрит Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.

Недавно старца Иеремию навестил его старинный друг — известный русский эмигрант, подобно батюшке, также испивший горькую чашу страданий в советских и немецких концлагерях. Завязалась дружеская беседа, они обменивались воспоминаниями. Один из присутствующих монахов стал расспрашивать гостя о пережитом в советских концлагерях. Тот поделился своими бедами и болью, подчеркнув, что люди в лагере были хуже собак. И тут же добавил, что отец Иеремия может рассказать не меньше ужасов, ведь там все прошли одно и то же.

В ответ отец Иеремия, немного помолчав, спокойно и благоговейно рассказал: «Да, да, я помню... Я помню, когда мои родители погибли, начальник лагеря вызвал меня, дал три рубля на карманные расходы и посоветовал ночью бежать... И я сбежал. Три года скитался, пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Слава за всё Господу!»

Собеседники почувствовали неловкость, и присутствующий монах спросил у гостя о немецких концлагерях. Тот стал рассказывать, что в нацистских лагерях было еще хуже и что при виде немцев он до сих пор с трудом сдерживается... Не может забыть тех издевательств, что довелось пережить. И добавил, что отец Иеремия тоже может рассказать, какие там были нечеловеческие условия...

В ответ батюшка, опять слегка помедлив, заулыбался, как будто вспомнил что-то приятное, и сказал: «Да, да, я помню... Помню немецких женщин, которые каждый день приходили и бросали нам через колючую проволоку хлеб, чтобы мы не умерли с голоду. Их хлеб был таким вкусным, что до сих пор помню его вкус. Благодарение за всё Господу!»

Читайте на нашем сайте: эксклюзивное интервью с о. Иеремией

25 мая 2016 г. 12:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи