выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Молодежь ценит доверие, самостоятельность и ощущение ответственности
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
14 февраля 2022 г. 13:00
Церковь
ЦВ № 20 (441) октябрь 2010 /  19 октября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Архимандрит Нектарий (Антонопулос): современная молодежь требует любви и внимания. О формах и принципах молодежного служения

Молодежное служение является сегодня одним из наиболее востребованных и динамично развивающихся направлений деятельности Русской Православной Церкви. Работа
с молодежью активно ведется и в других православных странах. О том, что происходит в этой сфере в Греции, рассказывает руководитель отдела по работе с молодежью святой Митрополии Фив и Ливадии Элладской Православной Церкви архимандрит Нектарий (Антонопулос).


— Отец Нектарий, существует ли богословское обоснование работы с молодежью? На какой основе строится ваша деятельность?
— Я начал работать с молодежью, когда мне самому было только шестнадцать лет. Именно тогда я организовал первую молодежную группу по катехизации. С тех пор я совершил немало ошибок, но именно они позволили мне сделать следующие выводы, касающиеся молодежного служения.
Во-первых, молодежь не следует воспринимать абстрактно как некую бурлящую массу, которую нужно во что бы то ни стало направить в церковное русло. Да, мы можем разрабатывать какие-то принципы, составлять схемы, высчитывать перспективы, выстраивать систему. Но система сама по себе не даст долгосрочного эффекта. Она всегда будет затрагивать только верхние слои. Возможно, вначале молодежь действительно вдохновится, и даже начнет с неофитским энтузиазмом ходить в церковь. Но, уверяю вас, долго этот период не продлится. Без личного участия катехизатора, без общения от сердца к сердцу молодые люди очень скоро забудут дорогу в храм. Поэтому мы должны работать не с абстрактной молодежью, а с конкретными людьми, понимая, что каждый человек, каждый ребенок является уникальной личностью со своими запросами и проблемами.

Во-вторых, наряду с личным участием в жизни наших молодых подопечных, необходимо уделять внимание и групповым формам работы. И в России, и в Греции существуют созданные под эгидой Церкви молодежные группы, в которых ребята могут говорить о своих конкретных проблемах, обсуждать личные вопросы, наконец, делиться друг с другом своей болью. В данном случае групповое не входит в противоречие с индивидуальным, а внешнее с внутренним. Общаясь друг с другом, переживая, сочувствуя и радуясь вместе со своими друзьями, молодые люди в итоге начинают лучше понимать себя, познавать свой внутренний мир. Помимо этого в группе подростки получают позитивный опыт, который надолго останется в их памяти. Если к тому же священник искренне любит своих подопечных, если молодежные собрания каждый раз превращаются в увлекательные и душеполезные встречи, их результатом станет рождение юных душ в Боге. Это произойдет потому, что дети найдут в этой группе то, чего им остро не хватает в современном мире — внимание и любовь. Недавно в Афинах мне попался на глаза один лозунг молодежного левого фронта: «Империализм — это среда человеческого одиночества». Высказывание очень точно характеризует состояние окружающего нас мира, где большинство занято только внешними вещами, в то время как внутренними проблемами человека, его душой занимаются единицы.

— Насколько я знаю, в Греции популярной формой молодежных объединений является детские и подростковые лагеря?
— Да, это так. Движение по устройству и организации детских лагерей развивается в Греции с 50-х годов прошлого века. В таких лагерях детей учат вместе молиться, трудиться, играть, исповедоваться, причащаться, наконец, развлекаться. И дети этот опыт не забывают. Они продолжают дружить и общаться вне лагеря. Это очень важно. Я сам являюсь горячим сторонником такой формы организации работы с детьми и всем своим знакомым, которые работают с молодежью, советую организовывать лагеря. Можно, конечно, в течение целого года час в неделю заниматься катехизацией. Это тоже небесполезно. Но лагерь гораздо эффективнее. Например, в нашем лагере ребенок находится минимум пятнадцати дней. За это время он может многое узнать, со многими познакомиться.

— Часто бывает, что с детства воцерковленный ребенок подростком уходит из Церкви. Сталкиваетесь ли вы с такой проблемой? И что вы посоветуете делать в этом случае?
— Проблема переходного возраста является общей для всех детей. Страна и национальность в данном случае значения не имеют. Справиться с этой проблемой зачастую очень и очень сложно. Хорошо, если у ребенка есть духовный фундамент и хорошие воспоминания о Церкви. Тогда даже если человек в переходном возрасте отойдет от веры, через десять-двадцать лет, уже создав свою собственную семью, он обязательно вернется в Церковь. К примеру, у нас в лагере дети получают мощный духовный заряд. И я уверен, что даже если по возвращении домой их затянет рутина и они на какое-то время забудут о Церкви, рано или поздно они вернутся на дорогу, ведущую к храму.
Несомненно также, что большую роль в духовной жизни ребенка играет пример родителей. Если родители живут подлинно христианской жизнью, ребенок вряд ли отвернется от Церкви. А вот если родители являются христианами лишь по названию, а на деле охвачены, например, страстью сребролюбия, уход ребенка из Церкви практически запрограммирован. Но так или иначе, в те трудные минуты, о которых идет речь, мы — священники, родители, близкие — должны быть рядом с детьми. Быть не судьями, а людьми, которые поймут, что ребенок находится в состоянии кризиса, и постараются ему помочь.


— А если ребенок не воспринимает помощь ни в каком виде? Может, стоит просто отойти и помолчать?
— Действительно, в некоторых случаях молчание может стать лучшим выходом. Но это молчание должно быть не равнодушным отстранением от проблем ребенка, а внутренней горячей молитвой к Богу о спасении маленького человека.

— Известно, что молодых людей сплачивают различные формы социальной активности: совместная помощь престарелым, опека детских домов и т.д. Развивается ли у вас социальное служение молодежи?
— Разумеется. И надо сказать, что подростки, которым мы даем возможность проявить себя на ниве социального служения, бывают чрезвычайно рады. Формы такого служения могут различаться. Например, сейчас в лагере, куда мы привозим детей-сирот из России и Украины, мне помогает много школьников и студентов. Вместо того чтобы развлекаться или поехать на острова, они приезжают ко мне в лагерь, играют с детьми, моют посуду. Особенно поражает, что приезжают дети из состоятельных семей, которые готовы заниматься любой работой. И их служение не ограничивается трудом в лагере. Например, трое из этих ребят регулярно ездят в Африку, в Уганду, где проводят миссионерскую работу.

— Вы давно занимаетесь молодежным служением. Изменились ли дети за прошедшее время?
— Среди современных детей гораздо больший процент тех, кого принято называть трудными. Многие воспитатели детских домов говорили мне, что немалое количество их воспитанников становятся впоследствии преступниками и попадают в тюрьму. Но в то же время есть и такие дети, глядя на которых хочется благодарить Бога. Они учатся, ходят в Церковь, почитают родителей и учителей.

— А на какие средства существует ваш лагерь? И сколько детей вы принимаете ежегодно?
— Сначала к нам приезжали около двадцати детей. Это было в 2003 году. Но количество приезжающих увеличивалось с каждым годом. Теперь мы принимаем ежегодно более 500 детей. Что касается финансирования, то это больной вопрос. В основном мы существуем на мелкие частные пожертвования. А с наступлением экономического кризиса, который очень больно ударил по Греции, и без того скудные пожертвования сократились в несколько раз. Недавно мне даже пришлось взять крупную сумму в банке. Теперь я должен в общей сложности 250 тысяч евро.

— А вы не пробовали получить гранты на вашу деятельность?
— Я обращался к некоторым богатым людям и организациям, стучал к ним в дверь, обивал пороги, но они не откликнулись.

— Расскажите, как проходит обычный день в лагере?
— Мы просыпаемся, молимся, завтракаем, затем читаем Священное Писание и беседуем о прочитанном. Потом мы занимаетмся хозяйством: убираем территорию и комнаты. После этого мы опять устраиваем беседу на духовные темы. По окончании беседы детям предоставляется свободное время или устраиваются конкурсы. Затем обед и послеобеденный отдых.
Вечером дети идут на полдник, после чего играют в подвижные игры. Часов в семь вечера наступает время бесед на темы, касающиеся острых вопросов, которые возникают у молодежи. Побеседовав, мы гуляем в лесу, потом ужинаем, развлекаемся, готовимся ко сну и читаем вечерние молитвы. После этого одни дети ложатся спать, а с остальными мы продолжаем обсуждать интересующие их темы или просто поем песни. Иногда мы совершаем длительные прогулки в лес, продолжительностью более трех часов. А с детьми, которые приезжают из России и Украины, мы вообще проводим половину лагерной смены в поездках по Греции. У нас есть три автобуса, на которых мы возим их в Афины, Метеоры, на Афон, Корфу, в другие интересные места. Со взрослыми ребятами мы бываем в Константинополе, где обычно получаем аудиенцию у Вселенского Патриарха. Греция небольшая страна, но там есть на что посмотреть.

— По какому принципу выбираются темы для бесед? Вы сами выносите на обсуждение тот или иной вопрос или инициаторами выступают сами дети?
— Иногда дети сами предлагают обсудить тот или иной вопрос, но в основном  тему для беседы предлагаю я. Общаясь с молодыми людьми в течение уже многих лет, я примерно понимаю, о чем они хотят поговорить.

— Подытоживая наш разговор, мне хотелось бы еще раз обратить внимание на принцип работы с молодежью, который лежит в основе вашей деятельности. Правильно ли я понимаю, что конкретные формы работы с молодежной аудиторией появляются у вас в результате общения с молодыми людьми, когда вы видите, что именно нужно предложить той или иной группе? То есть, что формы работы с молодежью являются результатом общения с конкретными людьми, а не наоборот, и теория в данном случае идет за практикой.
— Да. Единого рецепта не существует. Каждый священник, работающий с молодежью, находит свой путь, следование по которому дает наилучшие результаты. Главное, чтобы в центре его служения стоял человек, а не абстрактная идея.



 

19 октября 2010 г.
Ключевые слова: дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00