выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
Церковь
ЦВ № 21 (442) ноябрь 2010 /  4 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Изучение русского языка как дорога к храму. Через приобщение к русской культуре жители Гонконга становятся православными

Каковы реальные плоды деятельности фонда «Русский мир» за рубежом? Об этом мы беседуем с настоятелем прихода во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиереем Дионисием Поздняевым.

— Как связана деятельность вашего прихода с работой фонда «Русский мир»?
— На протяжении трех лет фонд «Русский мир» поддерживает деятельность нашего прихода в Гонконге. Мы получаем ежегодный грант, который позволяет нам на регулярной основе организовывать занятия по русскому языку для всех желающих. Наш центр русского языка — единственное в Гонконге официально зарегистрированное учебное заведение такого рода. И его существование — во многом заслуга фонда. Это нельзя назвать прямой поддержкой Церкви, но поскольку организатором занятий выступает приход, люди, которые приходят изучать русский язык, подчас остаются в храме. Также при храме действует киноклуб, реализуются другие культурные проекты, которые вызывают интерес у невоцерковленных людей и в конечном счете помогают им прийти в Церковь. Однако, насколько я знаю, «Русский мир» также поддерживает и церковные проекты, в прошлом году между Русской Православной Церковью и фондом было подписано соглашение, которое предусматривает совместную реализацию церковных инициатив.
— Насколько сложно вам было получить этот грант в первый раз?
— Это было несложно. Однако в моем случае этому, возможно, помогло счастливое стечение обстоятельств. Во-первых, мы были в числе первых организаций, подавших заявки на получение гранта, и у нас было не так много конкурентов. Во-вторых, так получилось, что как раз в это время мы встретились с Вячеславом Никоновым на одной из конференций, причем наши доклады были очень созвучны по теме и настроению. Между нами состоялся первый разговор, он заинтересовался нашим приходом, нашим проектом. И, конечно, это также во многом способствовало тому, что комиссия одобрила выделение нам гранта. Ну а уже потом по итогам нашей работы фонд посчитал, что мы успешно распоряжаемся предоставленными средствами, и выделил грант во второй и третий раз. Хочу сказать, что если бы не поддержка фонда, приход в Гонконге не имел бы никаких шансов на существование. Ведь только за аренду помещения мы должны платить 3 тыс. долларов.
— Кто посещает занятия в вашем центре?
— Наши гости делятся на две большие группы. Во-первых, это люди, изучающие русский язык как иностранный, а во-вторых, русскоязычные дети, которые при отсутствии в Гонконге русских школ стремятся поддерживать свой родной язык на должном уровне. Среди людей, относящихся к первой группе, преобладают те, кто живут в смешанных браках или имеют деловые интересы в России. Но есть и люди, которые в какой-то момент своей жизни просто заинтересовались русской культурой: литературой, музыкой, архитектурой. Эта заинтересованность отражается даже на именах. Одного из наших китайских студентов зовут Римский Чен, причем Римский — это имя, а Чен — фамилия. Другого — также китайца по национальности — Антон Пушкин.
— Каковы ваши впечатления от съезда?
— Нынешняя ассамблея — это только верхушка айсберга. Основная работа фонда ведется в течение года. И она гораздо интересней и насыщенней. Ассамблея — это просто торжественное событие, фиксирующее определенный этап деятельности фонда. Из услышанного особо хотелось выделить интересный, содержательный доклад Святейшего Патриарха Кирилла. Выступление Предстоятеля высоко оценили многие участники, с которыми я общался, были содержательные комментарии. Также немало интересных тем обсуждалось на круглых столах и после окончания пленарных заседаний.
Беседовал Артем Погосов

 

4 ноября 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00