iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Церковь
ЦВ № 24 (445) декабрь 2010 /  14 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

В приходской жизни грядут большие перемены

Введение новых штатных должностей для катехизаторской, социальной  и молодежной работы на приходах будет происходить медленно. И это связано с большими усилиями, которые нужно приложить не только на приходском, но и на епархиальном уровне. Иваново-Вознесенская епархия первой ввела эти должности в штат многих крупных приходов. О новом этапе приходской жизни ответственному редактору «Церковного вестника» Сергею Чапнину рассказывает епископ Иваново-Вознесенский Иосиф.

— Ваше Преосвященство, Иваново-Вознесенская епархия стала одной из первых, где в штат приходов введены педагоги-катехизаторы, социальные работники и организаторы молодежного служения. Как и для чего вы ввели эти должности?

— На сегодняшний день педагоги-катехизаторы, социальные работники и организаторы молодежного служения уже введены в штатное расписание храмов областного центра и районных городов. Эта работа ведется в соответствии с постановлениями Архиерейского совещания 2010 года. Мне кажется очень важным, что духовенство, монашествующие и миряне в первую очередь осознали, что речь не идет о нововведениях — сегодня Церковь восстанавливает присущие ей формы служения. Появились все условия для развития церковной жизни, и мы не можем этим не воспользоваться.
Введение новых должностей на приходах, создание попечительских советов — всё это адаптированные к современным реалиям возможности просвещать, обращать ко Христу людей, заботиться о них, создавать христианские общины.
На общецерковном уровне пока нет нормативных документов, определяющих круг обязанностей новых работников. Поэтому в нашей епархии были разработаны для них временные должностные инструкции. Некоторые положения заимствованы из обязанностей катехизаторов-миссионеров Московской епархии, но большая часть этих документов подготовлена нами самостоятельно.

В марте текущего года мы провели собрание благочинных и настоятелей городских храмов, на котором обсудили вопрос о введении новых должностей, а затем приступили к подбору кандидатов. Мы сочли необходимым сделать акцент на том, что на эти должности не должны назначаться клирики епархии. Безусловно, что в каждой епархии на этот счет есть свое коллегиальное мнение. Но до тех пор, пока на общецерковном уровне не выработано единое мнение, в рамках нашей епархии мы определили такой подход.

— Почему вы считаете, что клирики не должны занимать эти должности?

— Жизнь современного городского прихода очень обширна и многогранна. Если священник, кроме совершения богослужений, треб и представительских функций, начнет сам заниматься той работой, которая предусмотрена для новых приходских работников, то можно с полной уверенностью сказать, что это будет профанация, такая работа примет чисто формальный характер.
Знакомясь с должностными обязанностями новых работников прихода, можно с определенностью утверждать, что она требует от исполнителей полноценного рабочего дня. Священник же должен прежде всего создать все необходимые условия для этой работы, а затем умело руководить подобранными на новые должности людьми и духовно их окормлять. Именно по этой причине было решено привлекать к данной работе активных мирян.

— Эти миряне получают зарплату или являются добровольцами?

— Безусловно, эти люди должны получать на приходах зарплату. Этот принцип был изначально заложен как в постановлениях епархиального собрания города Москвы, принятых по предложениям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, так и в решениях Архиерейского совещания. Уже в рамках вышеупомянутого собрания благочинных и настоятелей городских храмов было четко определено, что новые должностные лица должны быть включены в штатное расписание приходов, с ними необходимо заключать трудовые соглашения и выплачивать им заработную плату. Вокруг новых приходских работников могут и должны собираться волонтеры, но сами они не могут лишь эпизодически помогать приходу. Более того, наши сотрудники должны иметь возможность постоянно совершенствоваться, а это, как известно, возможно только в том случае, если для человека его работа является основной.

— Очевидно, что на новые должности будут назначены люди, которые, как правило, этим ранее не занимались. Как вы предполагаете готовить новые кадры?

— Это один из ключевых вопросов. Известно, что высоких результатов добиваются люди, которым их работа интересна. А интерес появляется на стадии, когда человек в чем-то начал хорошо разбираться. Совершенно очевидно, что сотрудников необходимо обучить. Современная жизнь заставляет многих людей осваивать новые специальности, проходить курсы переподготовки для того, чтобы быть результативными работниками. По этому пути решили идти и мы. Летом этого года на базе одного из приходов, расположенного на живописном берегу Волги, были организованы сборы для новых должностных лиц. Сюда были приглашены специалисты синодальных отделов, занимающиеся православной молодежной работой, привлечены священнослужители епархии, имеющие опыт деятельности в данных направлениях. Эти занятия уже очень много дали новым работникам, в первую очередь — осознание того, что они не одиноки. Они увидели друг друга, поняли, что их окружают активные, желающие послужить Церкви люди. Появилось пространство для общения и взаимопомощи.
У Иваново-Вознесенской епархии сложились добрые отношения с Шуйским государственным педагогическим университетом. В нем действует отделение религиоведения, которое закончили многие священнослужители и монашествующие епархии. На базе этого вуза проводятся различные церковно-общественные мероприятия, в том числе и уже ставший традиционным Кирилло-Мефодиевский форум «Вера. Родина. Культура». Университет не оставил нас без поддержки и в сегодняшнем вопросе. Для наших новых приходских сотрудников на его базе планируется организовать

72-часовые курсы, которые для слушателей будут бесплатными. Вуз это сделает за счет выигранного крупного гранта.
Педагоги-катехизаторы получат государственные квалификационные документы по специальности «менеджер образования», социальные работники — по одноименной специальности, а лица, отвечающие за работу с молодежью, получат дипломы «организаторов молодежной работы». Полагаю, что это поможет нашим новым работникам быстрее стать настоящими специалистами.

Конечно, уже при назначении на должность кандидаты должны отвечать определенным требованиям.
Для этого документы кандидатов были переданы в епархиальную аттестационную комиссию. Она сформирована из опытных, хорошо образованных священнослужителей и в своей повседневной работе занимается аттестацией будущих священнослужителей, а также другими профильными вопросами по указанию архиерея. Нужно сказать, что комиссия с полным пониманием отнеслась к данной проблеме. Было проведено несколько заседаний, на которых заслушивались кандидаты на новые должности. В результате этих собеседований представленные списки сократились почти вдвое.

— В чем причины того, что многие не прошли аттестацию?

— Наверное, прежде всего в том, что некоторые настоятели приходов решили пойти самым простым путем, то есть предложить на новые должности своих проверенных сотрудников, несущих послушание за свечным ящиком, на клиросе, по уборке храма и т.п.
Члены комиссии в этом случае, как правило, дали отрицательное заключение.
Настоятели вынуждены были искать других кандидатов. И это, мне кажется, дало хороший результат. Отцы-настоятели смогли другими глазами посмотреть на своих прихожан, более глубоко познакомиться с каждым и изучить их возможности. Оказалось, что среди постоянных богомольцев очень много интересных, —образованных людей, с определенным жизненным опытом, у которых предложения священника вызвали живой интерес и желание трудиться. И как подтверждение этому — большинство тех, кто рекомендован аттестационной комиссией, имеет дипломы о высшем образовании.

— Как духовенство отнеслось к подобным требованиям комиссии?

— Всем было понятно, что аттестационная комиссия, действующая согласно указу епархиального архиерея, своей работой вносит посильный вклад в развитие епархиальной жизни, а значит, и каждого прихода. То есть мы все участники единого процесса. Поэтому недовольства со стороны священников мы не слышали.
Такой подход в подборе кандидатов — это доказательство внутренней состоятельности приходской жизни, возможность привлечь в храм самостоятельных, активных, по-настоящему заинтересованных в работе людей.

Наши новые работники — очень разные люди, самых различных специальностей и возрастов. Среди них есть педагоги, врачи, бывшие технические специалисты, есть студенты, пенсионеры. Фактически это срез нашего общества. Но самое главное, что все они стремятся потрудиться для Церкви Христовой.

— Вы упомянули специальность «менеджер образования». Как она соотносится с деятельностью педагогов-катехизаторов?

— Повторюсь, что до получения общецерковных нормативных документов в епархии были разработаны временные должностные инструкции. И одной из главных обязанностей новых должностных лиц является организация взаимодействия с различными людьми, церковными структурами и светскими учреждениями.
В каждой епархии за последние годы накоплен большой опыт просветительской, образовательной и миссионерской деятельности, работы с молодежью.
Опираясь на опыт нашей епархии, можно говорить, что мы прежде всего стремимся организовать именно церковную деятельность, развиваем церковные инициативы. Безусловно, это делать необходимо.

Но существует и другой подход. Организуя взаимодействие со структурами правительства области и посещая муниципальные районы, видишь, как много положительного делается государственными органами в деле просвещения и воспитания молодого поколения. Например, в нашей области на протяжении ряда лет действует правительственная программа духовно-нравственного воспитания через приобщение к историко-культурному наследию. В ней наряду с департаментами областного правительства участвует епархиальное управление, муниципальные образования, средства массовой информации, различные общественные организации. Мы проводим ежегодные историко-краеведческие походы по местам боевой славы периода Смутного времени, туристические походы, включая сплавы по рекам, организуем детские и молодежные лагеря. Перед праздниками Рождества Христова и Пасхой ежегодно проводятся общеобластные конкурсы «Рождественский подарок» и «Светлый праздник».

Но все-таки прежде всего мы должны иметь свои церковные просветительские и социальные структуры. При этом крайне необходимо через работу данных подразделений входить в программы и мероприятия, проводимые на светском региональном и муниципальном уровне.

Например, для координации деятельности приходских библиотек в Иваново-Вознесенской епархии на базе семинарской библиотеки создан Библиотечно-библиографический методический центр. Он сразу же вступил во взаимодействие с соответствующими структурами областного департамента культуры. В нескольких библиотеках города Иванова и муниципальных образований были проведены совместные мероприятия, в том числе в День славянской письменности и культуры и в День православной книги. Сегодня в епархии открыто более 40 приходских библиотек. Но мы отчетливо видим, что их работа была бы более эффективной, если бы они интегрировались с городскими и сельскими библиотеками. Думаю, что православная литература в этом случае могла бы стать настоящей духовно-просветительской закваской всего местного книжного фонда и оказать существенное влияние на очень непростую ситуацию в селе.

С 2007 года в Ивановской области правительством региона совместно с епархией осуществляется целенаправленная работа по введению в школах предмета «История религиозной культуры». За это время на базе Ивановского института развития образования прошли переподготовку более 800 учителей. К сожалению, мы пока еще не смогли привлечь большую часть этих педагогов в церковное пространство на уровне приходов. А ведь среди них есть много настоящих энтузиастов.

Обобщая сказанное, хочу отметить, что ответственность за эффективность работы, конечно же, ложится на профильные епархиальные отделы. Их основная задача — осуществление координаторских функций. Но реальным центром повседневной работы должны стать благочиннические округи и городские храмы. Именно первичная сеть наших педагогов-катехизаторов, социальных работников, организаторов молодежного служения призвана стать катализатором и собственно церковного, и церковно-государственно-общественного взаимодействия. Вот по какой причине мы избрали для переподготовки своих педагогов-катехизаторов специальность менеджера, то есть организатора образовательных процессов. Хочется надеяться, что, получив необходимые навыки, они смогут плодотворно трудиться на приходах, объединяя в единое православное образовательное пространство представителей Церкви, государства и общества. И в основе этой работы должен быть не набор неких сиюминутных инициатив, а выстроенная, работающая по четким стандартам структура.

— Как будет выглядеть такая структура?

— В первую очередь вновь назначенные и введенные приказом настоятеля в штат прихода работники должны быть объединены на уровне благочиний. Сотрудники главного храма благочиннического округа должны координировать данную работу в своих направлениях. В свою очередь они замыкаются на руководителях профильных епархиальных отделов, соответственно отдела религиозного образования и катехизации, отдела социального служения и отдела по работе с молодежью. Согласно временному положению, коллегии этих отделов собираются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал в областном центре или в ином месте, назначенном руководителем отдела.

В ноябре текущего года прошли раздельные заседания коллегий всех трех отделов под председательством епархиального архиерея. Впервые собравшись в таком формате, наши новые работники смогли увидеть друг друга, обменяться контактами, проговорить основные этапы предстоящей работы.

На эти заседания епархией были приглашены руководители соответствующих областных структур и управлений города Иванова.

Так, в заседании коллегии педа-гогов-катехизаторов приняли участие руководители и сотрудники областного департамента образования, департамента внутренней политики Ивановской области, ректор Шуйского государственного педагогического университета. В заседании коллегии отдела социального служения — начальник и сотрудники областных департаментов здравоохранения и социальной защиты населения, а в заседании коллегии отдела по работе с молодежью — руководитель управления по молодежной политике департамента внутренней политики Ивановской области и председатель соответствующего комитета администрации областного центра.

Прошедшие обсуждения были оживленными, интересными и, самое главное, очень конструктивными. Участники заседаний задали много вопросов. Интересно, что значительная их часть была адресована руководителям светских областных структур. Например, активно обсуждалась проблема возможности получения государственного финансирования для части наших социальных проектов. На мой взгляд, всё это свидетельствует о том, что решить стоящие перед педагогами-катехизаторами, социальными работниками, организаторами молодежного служения задачи можно только в тесном сотрудничестве с органами светской власти.

Думаю, очень важно отметить: наши новые работники, участвуя в прошедших заседаниях, почувствовали себя частью единого целого. А это церковное чувство. Один из опытных педагогов нашей области, впечатленный объемом предстоящей работы, высказал опасение: смогут ли собравшиеся, имеющие очень разный опыт практической работы, всё это исполнить. Я ответил, что, конечно же, вряд ли стоит ожидать с первых дней каких-либо ощутимых результатов. Нужно просто начинать трудиться. Если в итоге хотя бы несколько человек обратятся ко Христу, можно с полной уверенностью сказать, что мы трудились не зря.

Руководители правительственных структур очень обстоятельно отвечали на вопросы наших новых работников. Я знаю, что после заседаний коллегий они дали соответствующие поручения своим подразделениям и определили порядок взаимодействия с епархией. Со своей стороны мы передали им все необходимые сведения и контактные данные по новым должностным лицам.

Такое тесное взаимодействие с правительственными структурами области не является самоцелью. Оно обусловлено желанием как можно эффективнее организовать наше служение.
Например, в обязанности социального работника входит помощь разным группам нуждающихся, и это относится не только к тем людям, которые приходят в храм. Данный работник в границах своего прихода должен знать всех нуждающихся. Но, согласно российскому законодательству, персональные данные человека носят закрытый характер. Поэтому может получиться так, что мы хотим позаботиться об инвалиде, не выходящем из дома, а он и не подозревает, что приход готов ему помочь. И здесь на помощь могут прийти областной департамент социальной защиты и его структуры на местах, которые, располагая такими сведениями и получив согласие у больного, передают их работнику прихода.

Другой пример. После обращения Святейшего Патриарха Кирилла в связи с засухой и лесными пожарами духовенством и верующими нашей епархии в помощь пострадавшим были собраны средства в размере 1 млн 292 тыс. рублей. Для того чтобы эти деньги были не просто розданы людям, а стали действенной помощью погорельцам, епархиальный отдел социального служения взаимодействовал с соответствующими структурами правительства области. После всестороннего обсуждения было принято решение часть средств направить на закупку мебели и учебного оборудования для школы населенного пункта, где теперь живут погорельцы, а оставшуюся сумму перевести на расчетные счета пострадавших.
То же самое можно сказать и о педагогической деятельности, и об организации молодежной работы.
Мне бы хотелось особо подчеркнуть, что существующий уровень взаимодействия между епархией и правительством региона в большой степени определяется личной позицией губернатора Ивановской области М.А. Меня. Мы глубоко ценим оказываемую епархии помощь, его понимание и системный подход к делу духовно-нравственного возрождения нашего региона.

— Что такое попечительские советы и как строится их работа в вашей епархии?

— В основу их создания положено решение Архиерейского совещания 2010 года. На епархиальном уровне разработано временное положение о попечительском совете, которое будет действовать до появления общецерковного документа. Эти советы создаются в благочиннических округах решением епархиального архиерея на основании представленного отцом благочинным списка кандидатов. Сопредседателями совета по должности являются глава соответствующего района, глава администрации района и благочинный округа. В состав попечительского совета могут входить самые разные люди, заинтересованные в развитии духовной жизни района. Среди задач совета не только восстановление и строительство храмов, но и организация просветительской и миссионерской деятельности.

— Главный адресат всей этой работы — человек. Что нужно сделать, чтобы эта работа не проводилась только лишь «для галочки»?

— Без организации делопроизводства мы здесь всё равно не обойдемся. В противном случае вся работа сведется к решению сиюминутных задач или примет хаотический характер. Но, конечно, важно помнить, ради чего осуществляется эта деятельность. Да, основная цель нашей работы — человек, которому мы должны помочь найти дорогу к храму и приобщиться к церковной жизни. Неважно, какого возраста эти люди, самое главное, чтобы в их земной жизни произошла встреча со Христом.

Осознавая, что отсутствие духовного просвещения нередко является причиной серьезных ошибок и приводит к жизненным трагедиям, мы должны особое внимание уделять юному и молодому поколению. У них вся жизнь еще впереди. И если наши приходы станут наполняться новыми людьми, среди которых будет много молодых лиц, мы можем с полной уверенностью сказать, что наша деятельность не была формальной.

— Владыка, вам не страшно браться за такое большое дело? Справитесь?

— Безусловно, приступая к новому делу, возникают и опасения, и внутренние переживания. Но, с другой стороны, предстоящая большая работа — важная часть нашего общего служения Богу и людям. Молимся, чтобы Господь благословил наши труды, и тогда Его благодатью всё устроится.

Совещание архиереев под председательством Святейшего Патриарха четко определило необходимость организации в епархиях данной работы. Значит, нам нужно непрестанно трудиться и делать всё возможное для достижения поставленных целей.

Это общецерковное решение. И для Иваново-Вознесенской епархии, я убежден, предложенный путь является правильным. Считаю, что главное — приступить к конкретным действиям по воцерковлению общества. И это, в свою очередь, укрепит жизнь епархии.

У нас много замечательного духовенства, прекрасных воцерковленных мирян, которые уже немало сделали. Задача архиерея — собрать всех воедино, руководить работой и оказывать необходимую помощь.

Главное — не надеяться только на себя, на новые технологии и методы современной работы. Думаю, что у нас должно получиться, если мы, имея целью славу Божию, пойдем по этому пути со всей Православной Церковью.

14 декабря 2010 г.
Ключевые слова: социальное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи