выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Церковь
ЦВ № 17 (438) сентябрь 2010 /  21 августа 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялась хиротония архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Пантелеимону, епископу Орехово-Зуевскому

Преосвященный епископ Пантелеимон!

Всеблагим Промыслом Божиим, зовущим делателей на ниву Христову, и решением Священного Синода ты призван к высокому епископскому служению. Ныне, при возложении на твою главу Евангелия и архиерейских рук, тайнодействием благодати Святого Духа ты стал нашим собратом и сослужителем.

Велико и ответственно епископское служение Церкви Христовой. По преемству от святых апостолов епископ — соль земли и свет мира (Мф. 5, 13–14). Обращаясь к Своим ученикам и последователям, Господь говорит: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).

Отныне, как архипастырь словесного стада Христова, ты всегда должен являть собой живой пример благочестия, терпения, воздержания, кротости, любви и доброделания. Да запечатлеваются в твоем сердце слова Господа: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13). Опытом тридцатилетнего приходского служения ты постиг, что всякое дело и слово, не согретое любовью, становится, по слову апостола, медью звенящей или кимвалом звучащим и нет в нем никакой пользы (см.: 1 Кор. 13, 1–3).

С усердием служа в Москве и в Подмосковье, ты не искал ни власти, ни почестей. Господь помогал тебе созидать не только приходскую жизнь, но и благочестиво устроять домашнюю церковь: вместе с почившей матушкой ты воспитал четырех дочерей, которые ныне растят одиннадцать внуков.

В атмосфере взаимной любви и христианской простоты ты терпеливо трудился на различных поприщах: став настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице, имел духовное попечение о созданном при нем Свято-Димитриевском сестричестве, а затем и об одноименном училище милосердия; ты возглавлял Комиссию по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы, а в марте сего года был назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Таким образом, диакония на протяжении многих лет была существенной составляющей твоего призвания. Сердцеведец Господь призрел на твой труд и смирение, и сегодня ты возведен в епископский сан, благочестное пребывание в котором, надеюсь, приумножит твои силы. Как Патриаршему викарию, отныне тебе надлежит являть высочайшее достоинство послушания, соработничать Предстоятелю Церкви в его служении Богу и людям. Верь, твердо верь, что Пастыреначальник Христос, подавший труды, щедро подаст и силы. Да не смущается сердце твое и да не устрашается (см.: Ин. 14, 1).

Если священство есть дар любви, то епископство — дар сугубой любви. В центре твоей жизни всегда должна быть Божественная литургия. Совершая это общее соборное делание, памятуй о необходимости продолжать его делами милосердия, а посему проси Всещедрого Бога о ниспослании терпения, от которого, по слову апостола Павла, происходит опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 4–5). Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (см.: Мф. 7, 7). Литургией после Литургии можно назвать то служение, которое призван осуществлять возглавляемый тобою Синодальный отдел в масштабах всей Церкви. Нелегко и ответственно это служение. И мы воочию убедились в этом совсем недавно, когда сотрудники твоего отдела, а также сотни добровольцев, откликаясь на Божий призыв, пошли, охваченные пламенем пожаров, к тем, кто страдал, принесли им то, что было необходимо, разделили с ними свою веру и свою любовь. Это делание нуждается в людях доброго сердца и чуткой души, способных сострадать и утешать, радоваться с радующимися и плакать с плачущими (см.: Рим. 12, 15).

Сегодня, как и всегда, Церковь возвещает правду Божию, и ничего кроме этой правды, — нравится это людям или не нравится, принимают они это слово Церкви или отвергают, преклоняют свои сердца пред Божественной правдой с надеждой и любовью или с насмешкой и презрением отвергают ее. Как в прошлом, так особенно и в настоящем спасительная миссия Церкви не может быть ограничена стенами или оградой храма. Идти к страждущим, идти к нуждающимся, идти к заблудшим — таково служение епископа, и оно ныне возложено на тебя как твое первое и последнее и главное послушание Богу. Да откроется в тебе обильно благодать Святого Духа с верою и любовью во Христе Иисусе, по слову апостола (1 Тим. 1, 13). Труды твои да будут благотворными, проникнутыми духом евангельского учения, церковного предания и святоотеческого наследия. Как викарий Патриарха, ты будешь не только нести заботу о вверенном тебе служении милосердия в общецерковном масштабе, но и помогать Патриарху в окормлении московской паствы именно через это архипастырское служение, будешь обогащаться опытом епископского служения как служения надзирания за верными, как служения собирания словесного стада; и пусть Бог будет тебе в помощь!
Прими от меня сей жезл как видимое свидетельство твоей епископской власти и благослови предстоящих людей, молитвенно соучаствующих в твоей личной Пятидесятнице. Аминь.

 

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (в миру Аркадий Викторович Шатов) родился 18 сентября
1950 г. в Москве.
С 1968 по 1970 г. служил в Советской армии. В 1971 г. женился.
В 1977 г. поступил во второй класс Московской духовной семинарии.
26 августа 1978 г. архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан
диакона. Перешел на заочное отделение МДС и был отправлен на приходское служение.
15 апреля 1979 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем Троицкой церкви в с. Голочелово Московской области. В 1984 г. переведен вторым священником в Тихвинский храм г. Ступино, а в 1987 г. — в Смоленский храм с. Гребнево.
В 1988 г. окончил Московскую духовную академию.
В ноябре 1990 г. назначен настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице.
В 1990 г. овдовел.
В 1992 г. — стал духовником Свято-Димитриевского училища сестер милосердия. В 2002 г. назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы.  
5 марта 2010 г. назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. избран викарием Московской епархии с титулом Орехово-Зуевский.
17 июля в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, пострижен Святейшим Патриархом Кириллом в малую схиму и наречен Пантелеимоном, в честь святого великомученика и целителя.
18 июля на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан архимандрита.
 

21 августа 2010 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00