выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Церковь
ЦВ № 7 (404) апрель 2009 /  3 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Выступление епископа Саратовского и Вольского Лонгина на открытии конференции «Человек как вечная проблема философии и медицины»

Я сердечно рад приветствовать всех участников конференции. Рад тому, что здесь, в Саратовском медицинском университете, для обсуждения действительно вечной темы — темы познания человека — собрались практикующие врачи, представители академической науки и Церкви. Думаю, что такое совместное, многостороннее обсуждение многое может дать каждой из сторон. И я благодарен руководству медицинского университета, главного организатора конференции, за понимание особой важности такого диалога.
Совсем недавно на территории клинического городка медуниверситета был заложен храм во имя святителя Луки; сейчас строительство уже завершается.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — человек удивительной судьбы, почти наш современник, чья биография может показаться невероятной. Он стал архиереем Русской Православной Церкви в годы тяжелейших гонений, когда само признание человека в том, что он верующий, было равносильно добровольной отправке в ссылку или на каторгу. После многих лет, проведенных в тюрьме и в ссылке, он вернулся к своей основной специальности — к медицине, и уже в советские годы стал профессором хирургии, будучи при этом и священнослужителем, архиереем. Совершенно уникальная для того времени ситуация — архиепископ получает Сталинскую премию после войны, когда его собратья-священнослужители только-только начинали выходить из лагерей. Ему удается издать монографию «Очерки гнойной хирургии», которая многократно переиздавалась. Но кроме этой книги, которая, я думаю, известна всем студентам медуниверситета, есть еще одна книга, которая была написана для библиотеки Московской духовной академии, его главное богословское творение, которое называется так: «Дух, душа, тело». Таким видит человеческое естество Православная Церковь. За свою полувековую практику этот врач-хирург, о мастерстве которого ходили легенды, для которого не было «белых пятен» в человеческом организме, не увидел даже малейшего противоречия между учением Церкви о многосоставности человеческой природы и своим медицинским искусством. И мне бы очень хотелось, чтобы работа сегодняшней конференции стала для ее участников тем шагом, который приблизит их к осознанию глубины и цельности человеческой личности, без чего невозможны и повседневная работа врача, и полноценное научное исследование.
Православная Церковь с неизменным уважением относится к профессии врача, в основе которой изначально лежит служение любви, направленное на Преодоление человеческих страданий. Но вместе с тем Церковь напоминает обществу, что возможности медицины никогда не станут безграничными, и попытки вместо врачевания изменять по своему произволу природу человека могут иметь крайне отрицательные последствия.
Современные достижения медицины открывают широкие перспективы технологического вторжения в человеческую жизнь, но появление этих возможностей требует чрезвычайно ответственного отношения. Как ученые, медики, так и общество в целом должны в полной мере осознавать возможные нравственные и социальные последствия развития новых биотехнологий. Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в наше время вопросам биоэтики, Церковь исходит из основанного на божественном откровении представлении о жизни как о бесценном и уникальном Божием даре, данном каждому человеку, и защищает, прежде всего, достоинство человеческой личности. Церковь постоянно указывает на то, что ни при каких обстоятельствах человека нельзя низводить на уровень объекта манипуляций для достижения тех или иных, пусть даже и научных, пусть даже и вполне похвальных целей.
Мне бы хотелось напомнить вам и о том, что традиционная медицина в России всегда была связана с православием. Прежде всего потому, что человеку, избравшему для себя медицину в качестве профессии, дела своей жизни, нужно христианское чувство милосердия, понимание необходимости служения своим ближним. Без такой жертвенной любви врач не добьется успеха в своей деятельности даже в самом практическом смысле. Не случайно Марфо-Мариинская обитель милосердия, созданная в начале ХХ века преподобномученицей великой княгиней Елизаветой, стала образцовым, лучшим в то время в столице медицинским учреждением.
Но, кроме того, профессия врача такова, что он постоянно видит перед собой человеческое страдание, и это вынуждает его задавать самому себе самые главные вопросы: что такое жизнь и смерть, для чего человек приходит в этот мир. Эти вопросы называют вечными, философскими. Иногда их называют даже «проклятыми» вопросами — вопросами, на которые якобы нет ответов. Но для любого верующего человека, взявшего на себя труд познакомиться глубже с учением Православной Церкви, ответы на эти вопросы во многом становятся очевидными.
Очень отрадно, что все больше профессионалов-медиков стараются объединить в своей деятельности свои знания и свою веру. Пример тому — и работа епархиального Общества православных врачей, и Учебного центра сестер милосердия, где девушки получают и духовное, и специальное медицинское образование. С радостью можно отметить и растущую активность православного молодежного центра при медуниверситете, который также является одним из организаторов сегодняшней конференции.
Я желаю всем ее участникам плодотворной работы, открытия для себя новых сторон в своей профессиональной деятельности, разрешения личных вопросов. Желаю взаимопонимания и успеха во всех делах, совершаемых на благо наших ближних.
 

Саратов

 

3 апреля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00