выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Церковь
ЦВ № 7 (404) апрель 2009 /  3 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Выступление епископа Саратовского и Вольского Лонгина на открытии конференции «Человек как вечная проблема философии и медицины»

Я сердечно рад приветствовать всех участников конференции. Рад тому, что здесь, в Саратовском медицинском университете, для обсуждения действительно вечной темы — темы познания человека — собрались практикующие врачи, представители академической науки и Церкви. Думаю, что такое совместное, многостороннее обсуждение многое может дать каждой из сторон. И я благодарен руководству медицинского университета, главного организатора конференции, за понимание особой важности такого диалога.
Совсем недавно на территории клинического городка медуниверситета был заложен храм во имя святителя Луки; сейчас строительство уже завершается.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — человек удивительной судьбы, почти наш современник, чья биография может показаться невероятной. Он стал архиереем Русской Православной Церкви в годы тяжелейших гонений, когда само признание человека в том, что он верующий, было равносильно добровольной отправке в ссылку или на каторгу. После многих лет, проведенных в тюрьме и в ссылке, он вернулся к своей основной специальности — к медицине, и уже в советские годы стал профессором хирургии, будучи при этом и священнослужителем, архиереем. Совершенно уникальная для того времени ситуация — архиепископ получает Сталинскую премию после войны, когда его собратья-священнослужители только-только начинали выходить из лагерей. Ему удается издать монографию «Очерки гнойной хирургии», которая многократно переиздавалась. Но кроме этой книги, которая, я думаю, известна всем студентам медуниверситета, есть еще одна книга, которая была написана для библиотеки Московской духовной академии, его главное богословское творение, которое называется так: «Дух, душа, тело». Таким видит человеческое естество Православная Церковь. За свою полувековую практику этот врач-хирург, о мастерстве которого ходили легенды, для которого не было «белых пятен» в человеческом организме, не увидел даже малейшего противоречия между учением Церкви о многосоставности человеческой природы и своим медицинским искусством. И мне бы очень хотелось, чтобы работа сегодняшней конференции стала для ее участников тем шагом, который приблизит их к осознанию глубины и цельности человеческой личности, без чего невозможны и повседневная работа врача, и полноценное научное исследование.
Православная Церковь с неизменным уважением относится к профессии врача, в основе которой изначально лежит служение любви, направленное на Преодоление человеческих страданий. Но вместе с тем Церковь напоминает обществу, что возможности медицины никогда не станут безграничными, и попытки вместо врачевания изменять по своему произволу природу человека могут иметь крайне отрицательные последствия.
Современные достижения медицины открывают широкие перспективы технологического вторжения в человеческую жизнь, но появление этих возможностей требует чрезвычайно ответственного отношения. Как ученые, медики, так и общество в целом должны в полной мере осознавать возможные нравственные и социальные последствия развития новых биотехнологий. Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в наше время вопросам биоэтики, Церковь исходит из основанного на божественном откровении представлении о жизни как о бесценном и уникальном Божием даре, данном каждому человеку, и защищает, прежде всего, достоинство человеческой личности. Церковь постоянно указывает на то, что ни при каких обстоятельствах человека нельзя низводить на уровень объекта манипуляций для достижения тех или иных, пусть даже и научных, пусть даже и вполне похвальных целей.
Мне бы хотелось напомнить вам и о том, что традиционная медицина в России всегда была связана с православием. Прежде всего потому, что человеку, избравшему для себя медицину в качестве профессии, дела своей жизни, нужно христианское чувство милосердия, понимание необходимости служения своим ближним. Без такой жертвенной любви врач не добьется успеха в своей деятельности даже в самом практическом смысле. Не случайно Марфо-Мариинская обитель милосердия, созданная в начале ХХ века преподобномученицей великой княгиней Елизаветой, стала образцовым, лучшим в то время в столице медицинским учреждением.
Но, кроме того, профессия врача такова, что он постоянно видит перед собой человеческое страдание, и это вынуждает его задавать самому себе самые главные вопросы: что такое жизнь и смерть, для чего человек приходит в этот мир. Эти вопросы называют вечными, философскими. Иногда их называют даже «проклятыми» вопросами — вопросами, на которые якобы нет ответов. Но для любого верующего человека, взявшего на себя труд познакомиться глубже с учением Православной Церкви, ответы на эти вопросы во многом становятся очевидными.
Очень отрадно, что все больше профессионалов-медиков стараются объединить в своей деятельности свои знания и свою веру. Пример тому — и работа епархиального Общества православных врачей, и Учебного центра сестер милосердия, где девушки получают и духовное, и специальное медицинское образование. С радостью можно отметить и растущую активность православного молодежного центра при медуниверситете, который также является одним из организаторов сегодняшней конференции.
Я желаю всем ее участникам плодотворной работы, открытия для себя новых сторон в своей профессиональной деятельности, разрешения личных вопросов. Желаю взаимопонимания и успеха во всех делах, совершаемых на благо наших ближних.
 

Саратов

 

3 апреля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00