выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Церковь
ЦВ № 18 (462) сентябрь 2011 /  23 сентября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Николай: В великом смущении и трепете стою ныне пред вами

1 сентября за Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе Магадана Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Николая (Дутки) во епископа Находкинского и Преображенского.


Слово архимандрита Николая (Дутки) при наречении во епископа Находкинского
и Преображенского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец!

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой!

Божиим смотрением и избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода определено мне, недостойному, быть епископом Церкви Христовой.

В великом смущении и трепете стою ныне пред вами, памятуя о том, как Преподобный Сергий, подобно великим святым Церкви Божией, будучи твердым в вере и сильным в духе, стяжав обильные дары Святого Духа, и тот страшился высоты этого служения, со смирением отказываясь от предложения стать на ступень архиерейского служения.

Надеясь на Бога и памятуя Его слова, обращенные к пророку Исаие: Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей (Ис. 41, 9–10), прошу Всевышнего о Его неоскудеваемой помощи ко мне, грешному.

Что же могу сказать о себе и чем похвалиться, разве только немощами своими. Кто-то может сказать, что это исповедание духовной нищеты, постоянно повторяющееся в подобных случаях, есть только дань приличию или даже некое лукавство совести. Но это истинная правда — говорить в эти священные и трепетные минуты именно то, что переживаешь. И осознание этой немощи и недостоинства вкупе с пониманием высоты и ответственности служения не может меня не страшить.

С глубоким смирением молитвенно взываю к Престолу Небесного Отца: Отче! Не моя воля, но Твоя да будет (ср.: Лк. 22, 42).

Перед моими глазами сейчас в один миг проносится вся моя недолгая жизнь. Скажу лишь, что она связана со служением Церкви Христовой. Родился я в простой крестьянской семье, где труд и вера были главными принципами жизни, а любовь и уважение к ближним передавались из поколения в поколение. С юных лет родители приобщили меня к храму Божию, где я научился петь и читать, постепенно возгораясь желанием посвятить свою жизнь иночеству. Обучаясь на III курсе Московской духовной семинарии, был принят в монашеское братство Свято-Троице-Сергиевой лавры, послужив в ней 15 лет. Последние десять лет несу послушание во Владивостокской епархии.

И в этот ответственный и благодатный для меня день хочу низко поклониться Вам, Ваше Святейшество, с великой благодарностью и любовью за оказанное высокое доверие ко мне, немощному.

Благодарен и всем тем людям, которые помогали мне на пути моего христианского, монашеского и пастырского становления, тем, через кого действовал в моей жизни Господь.

Благодарю архиепископа Феогноста, наместника Свято-Троице-Сергиевой лавры, за его помощь и заботу обо мне в то время, когда я был насельником обители. Благодарю всю братию лавры, с кем трудился и учился монашеской жизни.

Низко кланяюсь своим телесным родителям, которые вырастили меня человеком, способным увидеть и воспринять Божественный свет истины Христовой.

Благодарю Высокопреосвященнейшего Вениамина, архиепископа Владивостокского и Приморского, за снисхождение к моим немощам и недостаткам, за наставления мне быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (ср.: 1 Тим. 4, 12).

С глубоким смирением кланяюсь и вам, богомудрые архипастыри Церкви Христовой, смиренно прошу: вознесите свои молитвы Пастыреначальнику Христу Спасителю, чтобы благодать Святого Духа неотступно пребывала со мною, дабы мое служение было во славу Божию, для благоденствия Церкви Русской на Дальнем Востоке и для спасения моей души.

С покорностью преклоняю свою главу под благодатное осенение ваших святительских рук, ибо в Церкви Христовой никто сам собою не приемлет этого великого дара Святого Духа (ср.: Евр. 5, 4).

Видя в этом избрании, которого я не искал, волю Божию, смиренно «благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю», да поможет мне Всемилостивый Господь по вашим молитвам достойно совершать это великое служение и самому достичь нетленных благ, уготованных Богом всем любящим Его.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла преосвященному Николаю, епископу Находкинскому и Преображенскому

Преосвященный епископ Николай!

Изволением Святого Духа и решением Священного Синода ныне возложением на твою главу рук архипастырей по усердной соборной молитве совершилась твоя личная Пятидесятница в Свято-Троицком кафедральном соборе города Магадана в день его великого освящения. Ты облачен в новые одежды, знаменующие препорученный тебе небесный дар совершителя таин в Доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).

Больше четверти века ты трудишься на ниве Господней. Ты нес послушания певчего и старшего иподиакона у Преосвященных архиереев в Черновицкой епархии; приняв пострижение в обители Преподобного Сергия Радонежского, там же ты исполнял диаконское служение, приобщался к монашескому деланию. Уже почти десять лет на восточном порубежье России, во Владивостокской епархии, ты, подобно доброму пастырю, полагаешь душу свою за овец (ср.: Ин. 10, 11) словесных.

Теперь ты встал на путь апостолов Христовых. Епископам требуется безусловная покорность, совершенное послушание и всецелая преданность воле Божией — качества, которые Сам Господь дарует испытуемым.

Помни о том, что мир, в котором нам надлежит нести свой крест, не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор. 2, 14). Но ты не бойся в мире иметь скорбь, мужайся, ибо с тобой Христос, победивший этот мир (ср.: Ин. 16, 33). Уповай на помощь Господа, будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 4, 5).

Слово Божие ясно возвещает, что епископы Духом Святым поставлены пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28), что они несут ответственность за каждую вверенную им душу и обязаны говорить, увещевать и обличать со всякой властью (ср.: Тит. 2, 15).

Но в наше время голос святителей приглушается пропагандой цивилизации потребления — цивилизации, столь чуждой высоким христианским идеалам и традиционным нравственным ценностям. Современный дух, враждебный Церкви, настолько силен, что епископы вынуждены непрестанно вести многостороннюю духовную борьбу и претерпевать глубокую душевную скорбь. Поэтому и тебе необходимо быть мужественным и осторожным, по слову псалмопевца Давида, удерживать язык свой от зла и уста свои от коварных слов, уклоняться от зла и делать добро (ср.: Пс. 33, 14–15). Взыщи мира и обрети его. Пекись о стяжании Царства Небесного и помни, что архиерей призван к тому, чтобы собственным примером являть образец здравого учения (ср.: 2 Тим. 1, 13).

Однако всякое церковное делание в обществе может быть успешным только в том случае, если на приходах есть сплоченные в любви братья и сестры во Христе, подтверждающие свою веру делами милосердия. Твои заботы должны простираться на страждущих и немощных, ибо без служения нуждающимся и скорбящим не может быть христианского благочестия. Прежде всего этот труд любви (Евр. 6, 10) должен касаться членов православных общин. Святой апостол учит: Если кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Вот почему служение милосердия должно простираться в первую очередь к членам наших приходов, среди которых много немощных, одиноких, людей преклонного возраста, прошедших трудный жизненный путь и к концу дней своих мало что имеющих.

Особое внимание ты должен уделять подготовке достойных кандидатов в клир и духовному совершенствованию молодых священнослужителей, ибо, по слову пророка Малахии, уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он вестник Господа Вседержителя есть (Мал. 2, 7).

Используй приобретенный в монашестве и пресвитерстве опыт, но не ослабевай в усердии и сам ревнуй о больших дарованиях. Руководствуйся в этом правилами святителя Василия Великого, который учит, что «предстоятель слова не должен употреблять власти своей к оскорблению подчиненных и превозноситься пред ними, а напротив того, степень сана своего обязан более обращать в повод к смиренномудрию пред ними» (Нравственные правила. 70, 24).

Да поможет тебе Господь достигнуть Царства Небесного крестным путем святительского служения, послушания Церкви, подвигом веры и постоянной молитвы.

Теперь приими в руки свои жезл сей, и да будет он тебе жезлом спасения. И благослови от полноты снизошедшей на тебя благодати народ, принявший ныне участие в молитве о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь.

 

Биография
Епископ Находкинский и Преображенский Николай (Николай Иванович Дутка) родился 23 мая 1966 г. в г. Черновцы (Украина). В 1984–1986 гг. служил в рядах Вооруженных сил СССР. После демобилизации исполнял послушание старшего иподиакона в Черновицкой епархии при управляющем епархией епископе Антонии (ныне архиепископ Уральский и Гурьевский). Одновременно работал делопроизводителем в канцелярии. В 1987–1990 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1989 г. зачислен в братию Троице-Сергиевой лавры. 3 января 1991 г. архимандритом Феогностом, наместником лавры (ныне архиепископ Сергиево-Посадский), в Троицком соборе пострижен в монашество с именем Николай, в честь прп. Николая исповедника, игумена Студийского. 
7 мая 1991 г. в Трапезном храме Свято-Троицкой лавры архиепископом Корсунским Валентином (ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский) рукоположен во иеродиакона. В 2002 г. направлен на церковноприходское послушание во Владивостокскую епархию. В 2002 г. управляющим Владивостокской епархией епископом Вениамином (ныне архиепископ) рукоположен во иеромонаха и назначен священником в Свято-Успенский храм г. Владивостока. В 2008 г. стал настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери г. Находки.  Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 69) избран епископом Находкинским и Преображенским.

23 сентября 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00