iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Церковь
ЦВ № 7 (404) апрель 2009 /  27 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета на заседании Координационного совета по сотрудничеству между Республикой Беларусь и Белорусским экзархатом

Сердечно приветствую всех вас в этих гостеприимных стенах, где в очередной раз мы собрались для того, чтобы обсудить насущные вопросы государственно-церковного взаимодействия — на этот раз в области средств массовой информации.
Много уже сказано о роли СМИ в современном обществе, которое не случайно называют «информационным обществом». И это красноречивое определение говорит само за себя.
Сегодня СМИ — это важный фактор, активно влияющий на общество, экономику, политику, эстетику, формирующий взгляды, вкусы, приоритеты.
Церковь высоко оценивает роль СМИ в формировании общественного сознания. Ныне перед Церковью стоит важная миссионерская задача — научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые предоставляют средства массовой информации. Ведь журналистика может быть и миссионерским, христианским служением.
Имея во все времена неизменную цель — спасение человека, Церковь всегда очень чутко относилась к тому, как, на каком языке и в каких формах обращаться к сердцу человека в ту или иную эпоху.
Сегодня в нашей проповеди все более используются и новые информационные технологии. Мы полагаем необходимым более активное присутствие Церкви в информационном пространстве, в чем, думаю, заинтересовано и государство, и общество.
Средства массовой информации действительно предоставляют широкие возможности для церковной миссии. С христианской точки зрения, СМИ могут и должны донести до людей правду о духовном мире, о вере, о Творце. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит православной журналистике — и внутри Церкви и вне ее.
Мы должны не только участвовать в работе светских СМИ. У нас должны быть собственные информационные каналы, способные свободно вести церковную миссию.
Требование времени — создание целостного церковного информационного пространства. Все чаще звучат голоса о необходимости выработки общецерковной концепции информационного служения. В связи с этим мы должны шире использовать новые технологии — цифровое телевидение и радио, Интернет, активно развивать сотрудничество между епархиальными и приходскими изданиями, православными радио- и телепрограммами. Это должно делаться с целью роста их профессионального мастерства, объединения информационного потенциала православной журналистики.
Сегодня уже не только синодальные учреждения и епархии, но и некоторые крупные церковные приходы и монастыри имеют свои собственные периодические издания, а также информационные ресурсы в Интернете.
Мы учимся жить в новых условиях — в информационном обществе. И не просто жить, но и проповедовать, нести Слово Божие. Сегодня мы постоянно сталкиваемся с чем-то новым в общественных настроениях и в различных вызовах времени. Серьезные изменения происходят в общении людей между собой, в их мироощущении и сознании. Этого нельзя игнорировать, это надо изучать, и только тогда наша проповедь станет доступной и эффективной.
Мы полагаем, что православные и светские журналисты могут многому научиться друг у друга. Если светские журналисты учат нас профессиональным стандартам, то мы можем внести свой вклад в формирование правильных подходов светской журналистики к религиозным вопросам. Журналист, например, должен знать, как правильно обратиться к представителю Церкви, чем отличается кадило от паникадила. Ведь современная журналистика уже не только информирует и развлекает, но также просвещает и воспитывает, а значит, она должна быть способна свидетельствовать внешнему миру и о евангельских ценностях.
В некоторых СМИ образ Церкви подчас создается людьми, далекими от Православия. Вследствие этого в общественном сознании формируется упрощенный вариант «православности», без борьбы со своими страстями, без исповедания веры и без жизни по вере. Поэтому задача журналистики — не допустить утверждения в массовом сознании лубочно-музейного представления о Православии.
Нередко вопрошают: может ли и должна ли быть журналистика конфессионально нейтральной? Журналистики не бывает без журналистов, а каждый журналист — это, прежде всего, человек со своими взглядами и убеждениями, в том числе и религиозными.
Есть мнение, что журналисту нельзя быть верующим, так как он будет необъективен. Мне кажется, что это не совсем так. Верующий журналист лучше может понять верующего человека и те события, которые происходят в церковной жизни.
Я убежден, что журналистика должна иметь этическое измерение. А Церковь, насколько это возможно, должна быть открытой журналистскому сообществу. Нельзя, чтобы по телевизору и в газетах появлялись только несколько одних и тех же фигур. У нас сегодня много епископов, священников и мирян, которым есть что сказать обществу.
Неправильно думают те, кто считают Церковь априори закрытой миру. Должно быть взаимное движение. Для церковнослужителей общение с журналистами должно стать не просто данью моде, а частью христианского служения. В то же время медиасообществу необходимо проникнуться осознанием подлинной роли Церкви в духовном возрождении личности и общества.
И всем нам важно помнить о социальной и духовной ответственности СМИ, ибо, по слову Писания, «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37).
Хотелось бы поблагодарить всех представителей информационного сообщества, которые честно и ответственно служат народу, содействуя возвращению в общество высоких нравственных ценностей.
Дорогие друзья, примите пожелания доброго здравия и благословенных успехов в трудах на благо Отечества нашего.

 

27 марта 2009 г.
Ключевые слова: Белоруссия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи