iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Церковь
ЦВ № 7 (404) апрель 2009 /  27 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета на заседании Координационного совета по сотрудничеству между Республикой Беларусь и Белорусским экзархатом

Сердечно приветствую всех вас в этих гостеприимных стенах, где в очередной раз мы собрались для того, чтобы обсудить насущные вопросы государственно-церковного взаимодействия — на этот раз в области средств массовой информации.
Много уже сказано о роли СМИ в современном обществе, которое не случайно называют «информационным обществом». И это красноречивое определение говорит само за себя.
Сегодня СМИ — это важный фактор, активно влияющий на общество, экономику, политику, эстетику, формирующий взгляды, вкусы, приоритеты.
Церковь высоко оценивает роль СМИ в формировании общественного сознания. Ныне перед Церковью стоит важная миссионерская задача — научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые предоставляют средства массовой информации. Ведь журналистика может быть и миссионерским, христианским служением.
Имея во все времена неизменную цель — спасение человека, Церковь всегда очень чутко относилась к тому, как, на каком языке и в каких формах обращаться к сердцу человека в ту или иную эпоху.
Сегодня в нашей проповеди все более используются и новые информационные технологии. Мы полагаем необходимым более активное присутствие Церкви в информационном пространстве, в чем, думаю, заинтересовано и государство, и общество.
Средства массовой информации действительно предоставляют широкие возможности для церковной миссии. С христианской точки зрения, СМИ могут и должны донести до людей правду о духовном мире, о вере, о Творце. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит православной журналистике — и внутри Церкви и вне ее.
Мы должны не только участвовать в работе светских СМИ. У нас должны быть собственные информационные каналы, способные свободно вести церковную миссию.
Требование времени — создание целостного церковного информационного пространства. Все чаще звучат голоса о необходимости выработки общецерковной концепции информационного служения. В связи с этим мы должны шире использовать новые технологии — цифровое телевидение и радио, Интернет, активно развивать сотрудничество между епархиальными и приходскими изданиями, православными радио- и телепрограммами. Это должно делаться с целью роста их профессионального мастерства, объединения информационного потенциала православной журналистики.
Сегодня уже не только синодальные учреждения и епархии, но и некоторые крупные церковные приходы и монастыри имеют свои собственные периодические издания, а также информационные ресурсы в Интернете.
Мы учимся жить в новых условиях — в информационном обществе. И не просто жить, но и проповедовать, нести Слово Божие. Сегодня мы постоянно сталкиваемся с чем-то новым в общественных настроениях и в различных вызовах времени. Серьезные изменения происходят в общении людей между собой, в их мироощущении и сознании. Этого нельзя игнорировать, это надо изучать, и только тогда наша проповедь станет доступной и эффективной.
Мы полагаем, что православные и светские журналисты могут многому научиться друг у друга. Если светские журналисты учат нас профессиональным стандартам, то мы можем внести свой вклад в формирование правильных подходов светской журналистики к религиозным вопросам. Журналист, например, должен знать, как правильно обратиться к представителю Церкви, чем отличается кадило от паникадила. Ведь современная журналистика уже не только информирует и развлекает, но также просвещает и воспитывает, а значит, она должна быть способна свидетельствовать внешнему миру и о евангельских ценностях.
В некоторых СМИ образ Церкви подчас создается людьми, далекими от Православия. Вследствие этого в общественном сознании формируется упрощенный вариант «православности», без борьбы со своими страстями, без исповедания веры и без жизни по вере. Поэтому задача журналистики — не допустить утверждения в массовом сознании лубочно-музейного представления о Православии.
Нередко вопрошают: может ли и должна ли быть журналистика конфессионально нейтральной? Журналистики не бывает без журналистов, а каждый журналист — это, прежде всего, человек со своими взглядами и убеждениями, в том числе и религиозными.
Есть мнение, что журналисту нельзя быть верующим, так как он будет необъективен. Мне кажется, что это не совсем так. Верующий журналист лучше может понять верующего человека и те события, которые происходят в церковной жизни.
Я убежден, что журналистика должна иметь этическое измерение. А Церковь, насколько это возможно, должна быть открытой журналистскому сообществу. Нельзя, чтобы по телевизору и в газетах появлялись только несколько одних и тех же фигур. У нас сегодня много епископов, священников и мирян, которым есть что сказать обществу.
Неправильно думают те, кто считают Церковь априори закрытой миру. Должно быть взаимное движение. Для церковнослужителей общение с журналистами должно стать не просто данью моде, а частью христианского служения. В то же время медиасообществу необходимо проникнуться осознанием подлинной роли Церкви в духовном возрождении личности и общества.
И всем нам важно помнить о социальной и духовной ответственности СМИ, ибо, по слову Писания, «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37).
Хотелось бы поблагодарить всех представителей информационного сообщества, которые честно и ответственно служат народу, содействуя возвращению в общество высоких нравственных ценностей.
Дорогие друзья, примите пожелания доброго здравия и благословенных успехов в трудах на благо Отечества нашего.

 

27 марта 2009 г.
Ключевые слова: Белоруссия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00