iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 3-4 (449) февраль 2011 /  2 марта 2011 г.
версия для печати версия для печати

О практике оглашения

Доклад епископа Саратовского и Вольского Лонгина на XIX Международных Рождественских чтениях о практическом опыте епархии в деле катехизации оглашенных и новообращенных православных христиан стал одним из самых интересных и значимых документов образовательного форума. Своими мыслями об этой непростой области церковного служения, а также о том, как удается наладить миссионерскую и катехизаторскую работу на приходах Саратовской епархии, владыка поделился с читателями «Церковного вестника».

Катехизической и миссионерской работе в последние годы в Саратовской епархии, как и во многих епархиях Русской Православной Церкви, уделяется особое внимание. Летом 2010 года по решению епархиального совета подготовка желающих приступить к таинству крещения на приходах епархии стала обязательной, во всех благочиниях епархии была введена штатная должность помощника благочинного по религиозному образованию и катехизации, в городских храмах — штатного катехизатора. Подготовка к таинствам проводится на основании опыта тех храмов епархии, где она ведется не один год, и подробных инструкций Синодального отдела катехизации и религиозного образования, с которым наш епархиальный отдел поддерживает интенсивную и прямую связь.


Поэтому можно говорить, что уже есть некоторый опыт, которым можно делиться, который можно анализировать. Благодаря практике ставятся и конкретные вопросы, на которые совместно нужно искать ответ. Один из таких вопросов: могут ли миряне-катехизаторы полностью заменить духовенство в катехизической деятельности?

Служение мирян в Церкви с древности было очень активным и разнообразным. Да и сегодня оно очень развито в традиционно православных странах, например Греции и Румынии, где выпускники духовных школ часто не принимают священный сан, а трудятся при храмах или в школах, университетах на должности преподавателей духовных дисциплин. В России в течение многих десятилетий богоборческой власти служение мирян в Церкви искоренялось и было практически уничтожено. Мы предпринимаем только первые шаги по возрождению этого явления, и, безусловно, это очень важно.

В то же время практика показывает, что в деле катехизации надеяться исключительно на работу мирян было бы неправильным. Почему?

Во-первых, христианство передается другдругоприимательно, есть такое хорошее славянское слово, очень объемное по своему смыслу. Христианской жизни нужно не просто учить — важно показать ее своим примером. И роль священника здесь основная. Да, у священника должны быть помощники-миряне: они могут встретить человека в храме, что-то подсказать ему, посоветовать какую-то литературу, то есть сделать значительную часть необходимой работы. Но все-таки потом привести к священнику — так, чтобы состоялась не просто встреча, а установление глубокого личного контакта. И опять-таки опыт всей Церкви говорит о том, что такой контакт может возникнуть только на исповеди. Как говорил один известный московский духовник, именно на исповеди происходит «таинство усыновления», без которого невозможно настоящее вхождение человека в Церковь.

Сегодня мы пытаемся в какой-то мере возродить древнюю традицию оглашения, но в древности, согласно церковным установлениям, крещению взрослых людей обязательно предшествовала исповедь. Конечно, мы верим в то, что крещение омывает прежде бывшие грехи, но если человек не осознал какие-то свои поступки, привычки — то, что является частью его привычного образа жизни, — как греховные, скорее всего, он вернется к ним и после крещения. Именно поэтому мы считаем, что крещению обязательно должны предшествовать не только занятия по вероучению или беседы с разъяснением основных христианских истин, но и осмысленная, сознательная исповедь во всем, чем отяготил человек свою совесть до этого момента.

Тогда-то и приходит понимание: что должно остаться в прошлом, к чему человек уже не должен возвращаться. Если беседы — это в каком-то смысле теория, то исповедь уже практика, начало собственного пути человека к Богу. Исповедь перед крещением мы называем исповедальной беседой только потому, что после нее не читается разрешительная молитва — отпущение грехов происходит во время совершения таинства крещения. Других отличий от исповеди практически нет, кроме того, что для нее назначается специальное время и священник старается уделить исповедующемуся особое внимание как новоначальному.
Но затем должна состояться личная встреча человека с Богом. Как это происходит, всегда тайна. А если этого не произошло, то самая вдохновенная проповедь батюшки или увлекательная лекция катехизатора останутся бесплодными. В этом случае человек, возможно, будет лоялен к Церкви, но христианином по жизни так и не станет.

Необходимо помнить еще вот о чем: христианство — это религия, которой необходимо учиться. Вспомним слова святителя Филарета Московского о том, что не случайно Спаситель именует своих апостолов учениками. Главное препятствие катехизической деятельности сегодня состоит в том, что в нашем обществе с каждым годом увеличивается количество людей, которым просто ничего не надо: культура общения и простого человеческого общежития практически разрушена, уровень высшего образования во много раз ниже того, который существовал в нашей стране в советскую эпоху, школьное образование в районах и на селе держится на последних энтузиастах. Да и в городах сейчас не редкость выпускник средней школы, который не прочитал ни одной серьезной книги. Нежелание трудиться над собой и очень низкий культурный уровень стали отличительными признаками сегодняшних россиян, и для них язык евангельского благовестия становится слишком сложным. Ведь сокровищница нашей Церкви вобрала в себя за века очень многие достижения философии, искусства, культуры. Чтобы разобраться в этом, нужны интеллектуальные усилия, определенный уровень образования. Еще в 20-е годы прошлого века известный духовник и проповедник протоиерей Валентин Свенцицкий констатировал, что христианство становится городской религией, оно слишком сложно для людей с низким уровнем общей образованности. Но в этом отношении сегодня город уже мало чем отличается от деревни.

Поэтому еще одна важнейшая наша проблема (которая, впрочем, характерна для всех епархий) — острая нехватка кадров как духовенства, так и мирян, желающих трудиться в Церкви. У нас в епархии действуют катехизаторские курсы для мирян, есть актив при молодежном православном обществе. Их опыт можно назвать удачным, но пока очень рано говорить о сложившейся системе широкой подготовки к катехизической деятельности на приходах, и считать, что мы быстро, в течение двух-трех лет, справимся с этой проблемой, было бы, конечно же, утопией.

Все те усилия, которые предпринимаются сегодня в нашей Церкви — по подготовке к таинствам наших прихожан, развитию системы духовного образования для мирян, желающих послужить Церкви, — должны стать более активными, обязательными и системными. При этом нельзя противопоставлять служение духовенства и мирян в трудах по катехизации и оглашению, ведь здесь и мы, люди, и Господь действуем сообща.


Исключить формализм из приходской жизни (из доклада на XIX Международных Рождественских чтениях)

Воцерковление человека во многом зависит от того, что он увидит в храме: почувствует ли, что «теория» христианской жизни на этом приходе не расходится с «практикой». Вопрос в том, куда мы приведем новообращенного. Если в храме благоговейно совершается богослужение, есть дружная община, сплоченная вокруг Божественной литургии и таинств, объединенная совместными делами, в том числе делами милосердия и благотворительности, то есть если человек сможет увидеть церковную жизнь во всей ее полноте, он с гораздо большей долей вероятности останется в этом храме. Если нет — его ничто не задержит в Церкви, даже если он прослушал цикл прекрасных лекций.

И, конечно, главное, что необходимо, — искреннее, заинтересованное участие священника в трудах по катехизации оглашенных, его доброе внимание ко всем приходящим людям. Многие батюшки, прослужившие на приходе не один год, отмечают, что совершение крещения над людьми, не подготовленными к таинству, не понимающими его сути, оставляет боль в душе священника. Напротив, опыт живого общения, возможность видеть, как всеваются в душу человека семена слова Божия, а затем причащаться с ними от одной чаши дают внутреннее удовлетворение от проделанной работы. Радость, которую испытывает священник от таких трудов, с избытком покрывает трудности, которые неизбежны в его служении при увеличении его нагрузки...

...Я уже говорил, что значительную помощь в организации систематической работы на приходах по подготовке людей к таинствам нам оказали подробные инструкции Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Но было в них и то, с чем мы не смогли согласиться, в частности предложение об установлении двухмесячного испытательного срока перед таинством венчания и подачи предварительного заявления по образцу того, которое подается в органы ЗАГСа. Мы должны учитывать, что наш народ страшно устал от всякого рода формальностей. Практически любое дело в нашей стране, в том числе и вступление в брак, и так связано с оформлением огромного количества документов и хождением по инстанциям. И если в Церкви они видят хотя бы подобие того же формализма, они просто «взрываются», разочаровываются и уходят. Конечно, священнику нужно проводить беседы с людьми, желающими венчаться (кстати, сегодня их очень немного), нужно объяснять им, что такое христианский брак и что такое таинство венчания, что это не просто красивый обряд, на который можно прийти в перерыве между застольями. Но двухмесячный испытательный срок, на мой взгляд, уже «бремена неудобоносимые»...

...И к нам в епархию, и в Патриархию поступило несколько жалоб на духовенство, связанных с новой практикой.

Так, по-видимому, прямо и четко воспринял разговор со священником офицер запаса, который направил в Патриархию письмо следующего содержания: «Намеревались крестить ребенка в эту субботу, священник не отказал, но сказал, что на территории Саратовской области действует новый порядок по допуску к обряду крещения, который подразумевает для крестных родителей четыре причащения в год, четыре исповедания, знание наизусть не менее 15 молитв со сдачей письменного экзамена и необязательное, но добровольное пожертвование на нужды храма. С его слов, пока эти условия не будут выполнены, крестные родители не могут быть допущены к крещению ребенка».

Или вот еще письмо: «Мы в воскресенье хотели покрестить младенца, но нам отказали. Сказали, что крещение младенца без причащения и исповедания родителей, а также без их участия в делах данной церкви — это крещение на смерть».

Настоятели храмов, о которых идет речь в этих письмах, утверждали, что некоторые слова ими не произносились вовсе, а что-то было вырвано из контекста или неправильно понято. И всё же я всегда прошу духовенство помнить о том, что когда нас понимают, как нам кажется, неверно, возможно, виной тому жесткий, учительный тон священника. А вместе с теми «дополнительными сведениями», которые пришедший в храм человек получает из уст наших свечниц, информация и в самом деле принимает в сознании людей, пока далеких от Церкви, совершенно искаженное содержание.

2 марта 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00