Круглые сутки вокруг Храма Христа Спасителя движется живая очередь. Десятки тысяч человек пришли проститься с Патриархом Алексием.
Почему, как замечают некоторые комментаторы, нельзя просто помолиться на панихиде в своем храме, поставить свечку, написать записку, помянуть усопшего со своими близкими? Почему люди приезжают не только со всех концов Москвы, но и из области, из других городов, часами стоят на улице? Среди них старушки и студенты, мамы с детьми и солидные мужчины, прихожане со стажем и малоцерковные люди. Что влечет их сюда?
Мне кажется, ответ столь же очевиден, сколь и уязвим. Все они любили Патриарха. Сознательно или неосознанно считали себя его паствой. Вся эта многотысячная толпа движима любовью и чувством общей утраты.
Как невозможно не прийти проститься со своим близким родственником, старым другом, человеком, повлиявшим на твою судьбу, так и чувства многих людей к Святейшему не предполагают «заочного» прощания. «Отдать последний долг», «взять последнее благословение», «выразить благодарность», «сказать спасибо» - это можно сделать только лично. Пока его душа еще на Земле.
У многих есть свои личные маленькие воспоминания, связанные с Патриархом – причащались на его службе, взяли благословение, просто услышали утешительные слова по телевизору.
На всенощной в воскресенье, когда московское духовенство прощалось со своим архипастырем, были и «випы» - политики, бизнесмены. Они приехали не под «дулом телекамер», не по служебным обязанностям, а просто как частные лица, попрощаться.
Есть и еще одна причина, которая приводит людей в эти дни к Храму Христа Спасителя, а не успевших еще долгие месяцы будет приводить к могиле в Елоховском Богоявленском соборе. Это чувство причастности истории. Ощущение смены эпох, тектонических сдвигов в общественной жизни. В такие моменты люди испытывают потребность в солидарности, в совместном действии, которое становится значимым и символичным.
Непрекращающийся людской поток вокруг храма, где покоится тело усопшего Патриарха, - самое яркое доказательство того, какое место занимает Церковь в современной России. И она заняла его благодаря делам и, прежде всего, молитвам своего Предстоятеля.