iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
8 декабря 2008 г.
версия для печати версия для печати

Прощание с Патриархом

Круглые сутки вокруг Храма Христа Спасителя движется живая очередь. Десятки тысяч человек пришли проститься с Патриархом Алексием.

Почему, как замечают некоторые комментаторы, нельзя просто помолиться на панихиде в своем храме, поставить свечку, написать записку, помянуть усопшего со своими близкими? Почему люди приезжают не только со всех концов Москвы, но и из области, из других городов, часами стоят на улице? Среди них старушки и студенты, мамы с детьми и солидные мужчины, прихожане со стажем и малоцерковные люди. Что влечет их сюда?

Мне кажется, ответ столь же очевиден, сколь и уязвим. Все они любили Патриарха. Сознательно или неосознанно считали себя его паствой. Вся эта многотысячная толпа движима любовью и чувством общей утраты.

Как невозможно не прийти проститься со своим близким родственником, старым другом, человеком, повлиявшим на твою судьбу, так и чувства многих людей к Святейшему не предполагают «заочного» прощания. «Отдать последний долг», «взять последнее благословение», «выразить благодарность», «сказать спасибо» - это можно сделать только лично. Пока его душа еще на Земле.

У многих есть свои личные маленькие воспоминания, связанные с Патриархом – причащались на его службе, взяли благословение, просто услышали утешительные слова по телевизору.
На всенощной в воскресенье, когда московское духовенство прощалось со своим архипастырем, были и «випы» - политики, бизнесмены. Они приехали не под «дулом телекамер», не по служебным обязанностям, а просто как частные лица, попрощаться.
Есть и еще одна причина, которая приводит людей в эти дни к Храму Христа Спасителя, а не успевших еще долгие месяцы будет приводить к могиле в Елоховском Богоявленском соборе. Это чувство причастности истории. Ощущение смены эпох, тектонических сдвигов в общественной жизни. В такие моменты люди испытывают потребность в солидарности, в совместном действии, которое становится значимым и символичным.

Непрекращающийся людской поток вокруг храма, где покоится тело усопшего Патриарха, - самое яркое доказательство того, какое место занимает Церковь в современной России. И она заняла его благодаря делам и, прежде всего, молитвам своего Предстоятеля.
 

Ксения Лученко
8 декабря 2008 г.
Ключевые слова: Патриарх Алексий II
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00