iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
8 декабря 2008 г.
версия для печати версия для печати

Прощание с Патриархом

Круглые сутки вокруг Храма Христа Спасителя движется живая очередь. Десятки тысяч человек пришли проститься с Патриархом Алексием.

Почему, как замечают некоторые комментаторы, нельзя просто помолиться на панихиде в своем храме, поставить свечку, написать записку, помянуть усопшего со своими близкими? Почему люди приезжают не только со всех концов Москвы, но и из области, из других городов, часами стоят на улице? Среди них старушки и студенты, мамы с детьми и солидные мужчины, прихожане со стажем и малоцерковные люди. Что влечет их сюда?

Мне кажется, ответ столь же очевиден, сколь и уязвим. Все они любили Патриарха. Сознательно или неосознанно считали себя его паствой. Вся эта многотысячная толпа движима любовью и чувством общей утраты.

Как невозможно не прийти проститься со своим близким родственником, старым другом, человеком, повлиявшим на твою судьбу, так и чувства многих людей к Святейшему не предполагают «заочного» прощания. «Отдать последний долг», «взять последнее благословение», «выразить благодарность», «сказать спасибо» - это можно сделать только лично. Пока его душа еще на Земле.

У многих есть свои личные маленькие воспоминания, связанные с Патриархом – причащались на его службе, взяли благословение, просто услышали утешительные слова по телевизору.
На всенощной в воскресенье, когда московское духовенство прощалось со своим архипастырем, были и «випы» - политики, бизнесмены. Они приехали не под «дулом телекамер», не по служебным обязанностям, а просто как частные лица, попрощаться.
Есть и еще одна причина, которая приводит людей в эти дни к Храму Христа Спасителя, а не успевших еще долгие месяцы будет приводить к могиле в Елоховском Богоявленском соборе. Это чувство причастности истории. Ощущение смены эпох, тектонических сдвигов в общественной жизни. В такие моменты люди испытывают потребность в солидарности, в совместном действии, которое становится значимым и символичным.

Непрекращающийся людской поток вокруг храма, где покоится тело усопшего Патриарха, - самое яркое доказательство того, какое место занимает Церковь в современной России. И она заняла его благодаря делам и, прежде всего, молитвам своего Предстоятеля.
 

Ксения Лученко
8 декабря 2008 г.
Ключевые слова: Патриарх Алексий II
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00