выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Херсонес таит в себе еще много загадок и открытий
В 2024 году в Севастополе состоялось историческое событие. В прибрежной части города открылся уникальный музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес», который включает несколько музеев: Музей христианства, Крыма и Новороссии, Античности и Византии, реконструированный «Византийский квартал» и другие постройки. Перед строительством на данном участке были проведены археологические раскопки и обнаружено около 5 миллионов древних находок: от небольших фрагментов керамики до крупных скульптурных погребальных стел. Какие из них имеют отношение к христианской культуре, как определить время их изготовления и бытования, как сегодня организовано изучение церковных древностей Херсонеса, рассказала заведующая отделом византийской истории Музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Яшаева. PDF-версия.    
14 января 2025 г. 17:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Церковь
Первосвятительский визит в Кипрскую Православную Церковь. Посещение монастыря Агиа Напа. 9 июня 2012 г.
10 июня 2012 г.
версия для печати версия для печати

Патриарх Кирилл: Мы прикладываем все усилия для предотвращения эскалации конфликтов на религиозной почве.

В ходе официального визита в Кипрскую Православную Церковь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью газете "Филэлефтерос типос" (опубликовано 10 июня 2012 года)

— Какова цель Вашего визита на Кипр, и какие вопросы затрагивались или будут затронуты?

— Существует многовековая прекрасная традиция мирных визитов, которые Предстоятель каждой Поместной Церкви после своего избрания наносит своим собратьям — Главам прочих Церквей. Главные цели таких посещений — совместная молитва, свидетельство общей веры, сослужение Божественной литургии и братское общение Предстоятелей, встречи с иерархами, пастырями и верующим народом. Конечно, все это способствует развитию отношений между Церквами и укреплению церковного единства. Визиты позволяют также обсудить вопросы двусторонних отношений, обменяться мнениями по общеправославным темам.

— Не огорчает ли Вас тот факт, что в связи с турецкой оккупацией невозможно совершение Литургии в монастыре святого основателя Кипрской Церкви, где находится его гробница?

— Мне больно сознавать, что ныне Кипрская Церковь лишена возможности совершать богослужения в святых и дорогих сердцу каждого православного киприота местах в северной части острова. Русская Церковь сама в недавнем прошлом находилась в похожей ситуации. Многие наши святыни были отняты и порушены. Скорбь наших кипрских братьев нам очень близка и понятна. Мы полностью разделяем обеспокоенность судьбой храмов и монастырей на севере Кипра, выступая за скорейшее возвращение этих святынь Церкви и возрождение в них церковной жизни.

— Недавно многие газеты опубликовали заметку о возможной Вашей встрече с Папой Бенедиктом XVI. Настаиваете ли Вы по-прежнему, что встрече должно предшествовать разрешение всех спорных вопросов (каковы они — в общих словах), а в противном случае она будет бессмысленной?

— Да, я по-прежнему считаю, что для успеха этой встречи необходимо если не решить полностью, то, по крайней мере, начать решать спорные вопросы.

Мне бы не хотелось, чтобы эффект от встречи заключался только в ее сенсационности. Для того, чтобы она была действительно полезна для дальнейшего развития отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, необходимо провести серьезную подготовительную работу, в том числе по урегулированию еще существующих проблем.

К ним, прежде всего, относится до сих пор не разрешенная ситуация на западе Украины, где в начале 1990-х годов происходил массовый насильственный захват храмов.

— Каковы сейчас взаимоотношения Москвы с Фанаром? Существуют ли трения и противостояния?

— Сегодня контакты между Константинопольской и Русской Церквами весьма интенсивны. Мы активно взаимодействуем на самых разных направлениях, от подготовки Всеправославного Собора до организации паломнических поездок к святыням древней Византии и пастырского окормления русскоязычных верующих в Турции. Мы регулярно обмениваемся делегациями, в том числе на празднованиях дня тезоименитства Предстоятелей. Да, наши Поместные Церкви имеют разные точки зрения по некоторым вопросам. Но ведь эти вопросы не касаются существа нашей веры, различие мнений не препятствует развитию наших братских отношений.

— Созыв Святого и Великого Собора был охарактеризован как "дело, находящееся в подвешенном состоянии". Какие проблемы должны быть решены и когда состоится его созыв?

— За прошедшие 50 лет подготовки сделано многое: согласованы восемь из десяти вопросов повестки дня Собора. Расхождения по оставшимся двум, по моему глубокому убеждению, можно было бы либо согласовать, либо перенести это согласование на послесоборный период.

Если все Предстоятели выскажутся за проведение Собора по уже обсужденным восьми темам, то он может быть созван в обозримом будущем. Перед этим нам предстоит утвердить регламент его работы таким образом, чтобы при принятии соборных решений был в полной мере услышан и учтен голос каждой Поместной Церкви. Также имеет смысл еще раз уточнить некоторые формулировки из принятых ранее документов, с учетом изменившихся внешних условий. Уверен, что с этой работой мы сообща справимся.

— Считаете ли Вы, что при современной ситуации в Православии Церковь станет более открытой к обществу?

— Церковь и общество тесно взаимосвязаны, ведь люди, составляющие Церковь, являются неотъемлемой частью общества. Однако, при полной открытости Церкви к обществу в целом, она всегда остается не до конца понятной для внешних сил, равнодушно или даже враждебно настроенных в отношении извечных вопросов взаимоотношений Бога и человека, свободы и ответственности, нравственных основ жизни и т.д. С этим связаны нападки на Церковь, которые имели место в последнее время, в частности, в России.

— В современном мире каковы должны быть взаимоотношения нация — религия — Церковь? Совпадают ли эти вещи?

— Взаимосвязь упомянутых Вами понятий во многом зависит от исторического контекста в той или иной стране. Если говорить, например, о греческом народе, то для него самоидентификация по религиозному признаку является одной из основ национального сознания. И это — сильная сторона греческого народа, а не слабая, как иногда кто-то пытается представить.

В России, Украине, Беларуси, Молдове и других странах, окормляемых Русской Православной Церковью, значительная часть населения также ассоциирует себя с Православием, считая его частью своей национальной идентичности. Проблема состоит в том, что не все, кто называет себя православными, являются таковыми по своему образу жизни. Воцерковление этих людей является серьезной пастырской задачей. Также следует учитывать, что в упомянутых странах наряду с Православием представлены и другие традиционные религии.

— Каково Ваше мнение о возобновлении Богословской школы на Халки?

— Богословская школа на острове Халки — одно из старейших и известнейших православных учебных заведений, через которое прошли целые поколения иерархов, клириков, монахов и мирян Константинопольской Церкви. Мы всей душой желаем, чтобы проблемы, затрудняющие открытие этой школы, были в скорейшем времени разрешены, и она возобновила свою деятельность.

— Каков Ваш взгляд на красоту в Православной Церкви?

— Красота в Церкви играет великую воспитательную роль: являть красоту горнего мира, привлекать к ней души людей, давать отдохновение от мирской суеты. С нравственной точки зрения, красота в Церкви является результатом принесенных в жертву Богу усилий людей: ктиторов храмов и монастырей, жертвователей, мастеров христианских искусств, посвящающих свои творения Творцу всяческих. Наконец, красота в Церкви имеет и богословское измерение: в Боге находит просвещение и освящение не только внутреннее, но и внешнее. В Нем красота и благо совпадают.

— Чувствуете ли Вы, что Русская Церковь до сих пор испытывает гонения, и от кого?

— Многочисленные народы, окормляемые Русской Православной Церковью, после падения атеистического режима оказались в непростой ситуации: с одной стороны, у людей появилась возможность открыто посещать храмы, исповедовать свою веру, а с другой — на них обрушился мощный информационный поток, зачастую несущий с собой ложные идеалы, содержащий открытую пропаганду греха, пафос ложного толкования свободы, понятой как вседозволенность, как инструмент для удовлетворения человеческих похотей. Определенная часть общества, увлеченная вышеуказанными "идеалами", пытается через средства массовой информации, через систему образования и всеми другими возможными способами дискредитировать христианский образ жизни и мысли, идеалы смирения и нестяжания, понятие жертвенной любви — все, что характерно для Церкви. В этом смысле атаки на Церковь не только продолжаются, но приобретают все более изощренный характер, будучи нацелены, в первую очередь, на молодежь.

— Ваш взгляд на экологию? На положение в Косово и на Ближнем Востоке?

— Бережному отношению к окружающей природе как к прекрасному творению Божию учит нас сама христианская вера. К сожалению, нравственное осмысление научно-технического прогресса не поспевает за его темпами, и в техногенном мире XX–XXI вв. проблема охраны окружающей среды является одной из самых актуальных.

Что касается Косова, то это очень болезненный вопрос для единоверных нам сербов: в Косово находятся древние христианские святыни, но большинство православных жителей было вынуждено бежать оттуда. Выходки экстремистов против остающихся верными своей родине православных жителей и против христианских святынь края не прекращаются поныне.

Русская Православная Церковь оказывает посильную помощь косовским сербам. В частности, реализуется программа по сбору средств на содержание Призренской духовной семинарии и в поддержку проекта "народных кухонь" в Косово.

В ближневосточном регионе нас очень настораживает подъем антихристианских настроений, ставший результатом так называемой "арабской весны". Складывается ощущение, что кому-то очень выгодно, чтобы хрупкий мир в этом регионе сменился непрекращающейся напряженностью и кровопролитием. Мы прикладываем сейчас и будем прикладывать впредь все усилия для защиты христианского населения Ближнего Востока, для предотвращения кровопролития и эскалации конфликтов на религиозной почве.

10 июня 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн: «Духовенству нужно чаще посещать места, где особая концентрация боли»
В этом году Белгородская и Старооскольская епархия отмечает 30 лет со дня своего возрождения. Белгородская область одной из первых ощутила на себе последствия событий, произошедших на Украине в 2014 году. Десять лет беженцы, спасаясь от войны в Донбассе, искали защиты в России. С началом спецоперации жестокой реальностью стали регулярные обстрелы Белгорода и приграничных населенных пунктов, попытки украинской армии прорвать оборону на границе и гибель мирных жителей. Как живет сегодня епархия, что изменилось в работе ее отделов, как выстроено взаимодействие с государственной властью и почему возросла ответственность священников, «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. PDF-версия.
25 февраля 2025 г. 15:00
Митрополит Зарайский Константин: «Не стоит недооценивать Африку»
Патриарший экзархат Африки был образован решением Священного Синода Русской Православной Церкви 29 декабря 2021 года. Решение было напрямую связано с тем, что группа африканских священников (более 100 человек) обратилась в Московский Патриархат с просьбой принять их в юрисдикцию Русской Православной Церкви. С тех пор Русская Церковь окормляет несколько сотен африканских общин в разных странах и все больше людей обращаются в православные храмы. С октября 2023 года в статусе исполняющего обязанности, а с февраля 2024 года в утвержденном ­статусе Патриаршим экзархатом Африки управляет митрополит Зарайский Константин. О том, что удалось сделать за год, о направлениях деятельности Экзархата и особенностях служения в Африке владыка Константин рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
7 февраля 2025 г. 18:00