выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Церковь
Святейший Патриарх Кирилл
ЦВ № 11 (432) июнь 2010 /  11 июня 2010 г.
версия для печати версия для печати

Патриаршие дни в Санкт-Петербурге

28–31 мая состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербургскую и Ладожскую епархию. В эти же дни Санкт-Петербург посетил Патриарх Константинопольский Варфоломей.

В рамках визита 29 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Морской собор во имя Свт. Николая Чудотворца в Кронштадте и принял участие в заседании общественно-попечительского совета по возрождению собора.

В этот же день в Кронштадт прибыл Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, находящийся с официальным визитом в Русской Православной Церкви.
У входа в восстанавливаемый Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий.

Святейшего Патриарха Варфоломея приветствовала супруга Президента России Светлана Медведева, являющаяся членом Попечительского совета по реконструкции Никольского Морского собора. Она рассказала высокому гостю о ходе реставрации храма — памятника морской славы России.
Святейший Патриарх Кирилл совершил в соборе краткий молебен Святителю Николаю Чудотворцу.
Выйдя на соборную площадь, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся жителям города и военнослужащим кронштадтского гарнизона с Первосвятительским словом.Затем на площади состоялся торжественный марш почетного караула.

Днем Святейший Патриарх Кирилл посетил Большеохтинское Георгиевское кладбище в Санкт-Петербурге и совершил заупокойную литию на месте погребения своих родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых.
После богослужения Святейший Патриарх Кирилл направился в Иоанновский женский монастырь на Карповке, где посетил нижний храм-усыпальницу святого праведного Иоанна Кронштадтского, освященный в честь пророка Божия Илии и святой царицы Феодоры. Предстоятель поклонился честным мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского и совершил молитву.

Вечером Святейший Патриарх Кирилл вместе со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем прибыли в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру.
Приветствуя высоких гостей, наместник лавры архимандрит Назарий (Лавриненко) преподнес Святейшему Патриарху Варфоломею список чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Святейшему Патриарху Кириллу архимандрит Назарий преподнес миниатюрную скульптуру святого благоверного князя Александра Невского, изготовленную в мастерских лавры.
Святейший Патриарх Варфоломей подарил наместнику Александро-Невской лавры панагию, а в дар храму передал серебряное кадило.
Затем Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей прошли на Никольское кладбище, где Святейший Патриарх Варфоломей отслужил литию на могиле митрополита Никодима (Ротова).

К месту захоронения митрополита Никодима были возложены корзины цветов от двух Патриархов.
Тем же вечером митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир дал торжественный прием в честь Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

С приветственным словом к Предстоятелям Константинопольской и Русской Православных Церквей обратился митрополит Владимир, который, в частности, сказал: «Пусть нынешние сугубые Патриаршие дни в Санкт-Петербурге наполнят наши сердца и умы стремлением к созиданию и сохранению церковного мира и согласия, дабы всем нам твердо стоять в верности Христовой истине. И пусть единство и слава Небесной Церкви — всех святых, от века просиявших в Боге подвигами и добродетелями, наставит нас, Церковь земную, к единомысленному прославлению Святой Животворящей Троицы — Отца и Сына и Святого Духа!»

В память о пребывании в городе на Неве митрополит Владимир преподнес Святейшему Патриарху Варфоломею крест и две панагии.
Поблагодарив митрополита Владимира за проникновенное слово, Предстоятель Константинопольской Церкви подарил ему благословенную панагию.
Перед гостями выступили участники детского хора при Владимирском соборе, которые исполнили церковные песнопения, а также песни на греческом языке.
В завершение вечера к Святейшему Патриарху Варфоломею и всем присутствовавшим на приеме обратился Предстоятель Русской Православной Церкви.
30 мая, в неделю Всех святых, Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Исаакиевском соборе, под сводами которого собрались тысячи верующих.

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви с приветственным словом.
«Наше сегодняшнее торжество, дорогой и Святейший Собрат, посвящено единству Вселенской Церкви, — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. — Мы знаем друг друга издавна, и я рад, что с каждой встречей мы становимся ближе друг другу, что крепнут отношения Поместных Церквей, что святость и полнота Вселенского Православия преодолевают всякую рознь».
После Божественной литургии в Исаакиевском соборе Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей вместе с сослужившими им иерархами проследовали в историческое здание Синода.

Святейший Патриарх Кирилл приветствовал Святейшего Патриарха Варфоломея и членов сопровождающей его делегации в храме во имя Святых отцов семи Вселенских Соборов.
Патриарх Кирилл рассказал гостям, что в течение двух столетий Синодального периода наречение практически всех архиереев Русской Церкви происходило именно в этом храме, а избрание новых иерархов — в этом же здании, в зале заседаний Синода. «Мы живем в то время, когда восстановлен канонический порядок в Русской Церкви, — отметил Святейший Патриарх. — Синод перестал быть государственным учреждением — ныне это канонический орган управления Русской Православной Церкви».
Затем Патриарх Варфоломей в сопровождении Патриарха Кирилла осмотрел зал заседаний Синода.
Позднее в тот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси дал прием в честь Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви.

В своем слове Патриарх Кирилл, в частности, сказал:
«Мир ничего не может сделать против воли Божией. Чтобы сделать что-то против воли Божией, нужно прервать связь с Богом.
Мы совершаем святую Евхаристию, молимся, поминаем друг друга не из-за дипломатического протокола, а потому что мы сознаем друг друга одной семьей.
И поэтому наша общая задача — отдать себя в руки Божии, предаваясь общей молитве, призывая помощь наших святых, наших мучеников — тех, кто соединяет нас перед лицом Божиим. Думаю, что в этом значение Вашего визита и моего визита к Вам; в этом значение всего межправославного процесса».

В ответном слове Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей сказал:
«В эти дни мы еще раз подтвердили наши крепкие и неразрывные священные узы, которые связывают Константинополь с Русской Церковью уже больше тысячи лет... Мы настоящие братья, рожденные от единой матери, вскормленные одним молоком, единомысленно сохраняющие и исповедующие единеми усты и единем сердцем переданную нам святыми веру».
Торжественным мероприятием в Екатерининском дворце завершилась официальная программа визита Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в Русскую Православную Церковь.

31 мая в историческом здании Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви (см. с. 5).
По завершении заседания Святейший Патриарх Кирилл возвратился в Москву.

 

11 июня 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00