выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Церковь
Курская Коренная икона Божией Матери
ЦВ № 19 (416) октябрь 2009 /  12 октября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с принесением в пределы Русской Православной Церкви Чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», именуемой Курская Коренная

Дорогие собратья архипастыри, всечестные отцы, братья и сестры!
Всещедрому и многомилостивому Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу вновь было угодно явить благость Свою Церкви Русской, Отечеству нашему и народу Божию.

21 сентября, в светлый праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святая Церковь вспоминает событие обретения одного из самых известных и почитаемых образов Божией Матери — Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы. В эти дни в первопрестольный град Москву, а затем и на место своего исторического пребывания приносится эта великая святыня, дабы все мы могли приобщиться благодати Божией, обильно изливаемой от прославленного образа.

Чудесно явленная в XIII веке, икона эта стала знамением Небесной помощи, дарованной свыше благочестивому нашему народу, страждущему от нашествия иноплеменных врагов, грозивших искоренить православную веру.

Промыслительным образом этот святой образ оказался связанным с важнейшими событиями тысячелетней истории русского государства. Через него Господь ниспосылал России Свою благодатную помощь в сложных, а порою и трагических обстоятельствах: в эпоху польско-литовского нашествия начала XVII столетия, в Отечественную войну 1812 года. Посредством Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» получил в отрочестве исцеление преподобный Серафим Саровский, великий молитвенник земли Русской.

В первой половине XX века, в смутные времена братоубийственных распрей и торжества богоборческой идеологии, прославленный образ Богородицы вновь оказался сопричастным трагической судьбе русского народа. Вывезенная за пределы Отечества отступившей Белой армией, Курская Коренная на долгие годы стала Путеводительницей русского рассеяния. С 1957 года икона пребывает в посвященном ей храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке, являясь главной святыней Русской Православной Церкви Заграницей.

Глубоко чтимая и известная во многих списках как в России, так и в русском зарубежье, Курская Коренная чудотворная икона Божией Матери «Знамение» стала символом упования на духовное возрождение России и залогом твердости веры и молитвенного единства всех православных христиан русской традиции.
При благодатной помощи Пресвятой Владычицы нашей Богородицы по молитвам всех русских людей два года назад, 17 мая 2007 года, произошло великое событие: был подписан «Акт о каноническом общении», положивший конец многолетнему разделению и знаменующий собой новую эпоху бытия русского народа.
Закономерным следствием этого стало нынешнее торжество принесения в пределы нашего Отечества Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы. Спустя 90 лет чудотворный образ вновь благословляет Курскую землю: вновь совершается чудо возвращения святой иконы на место своего явления. Крестный ход, что прежде ежегодно совершался от Знаменского монастыря в Курске до Рождественско-Богородицкой пустыни, ныне протянулся от Нью-Йорка через престольный град Москву и через всю Россию к возрождающейся Курской Коренной обители, объединяя православных людей по всему миру.

Это знаменательное и глубоко символическое событие должно стать залогом богозаповеданного единства православных христиан русской традиции, не сущих свое служение в пределах канонического пространства Московского Патриархата и за его границами в инославном окружении. Взирая на святой образ Божией Матери и храня в сердце память о его поучительной судьбе, отнесемся с особым вниманием к урокам нашей истории, стремясь поступать «достойно звания, в которое... призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1–3).
Ибо Божественная любовь «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5) и побуждает нас делать все возможное, для того чтобы благодатью Божией и водительством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Церковь Русская укреплялась в своем служении, свидетельствуя о Христе людям и приводя их ко спасению. Получившая имя по месту и обстоятельствам своего обретения, икона своим названием вместе с тем напоминает нам о духовных корнях народа, о неразрывном единстве с живоносной православной традицией, питающей нашу культуру.

Будем же, дорогие мои, неленостно трудиться на поприще своего спасения не словом только, но и самим делом, являя «в вере... добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петр. 1, 5–7).

Будем стараться служить друг другу любовью, памятуя, что мы призваны подражать в делах своих Господу и Спасителю нашему, подобно тому, как Он во всем следует Богу Отцу, явившему Свою любовь к нам в том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5, 8).

В сложный период современных экономических и социальных испытаний, постигших нашу страну и народ ее, будем стремиться облегчить бремя невзгод ближних.
Молитвами же Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии да дарует нам Податель всяческих благ «быть в единомыслии между собою, по [учению] Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15, 56).
 

Кирилл,
Патриарх Московский
и всея Руси

 

12 октября 2009 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00