выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Церковь
Курская Коренная икона Божией Матери
ЦВ № 19 (416) октябрь 2009 /  12 октября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с принесением в пределы Русской Православной Церкви Чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», именуемой Курская Коренная

Дорогие собратья архипастыри, всечестные отцы, братья и сестры!
Всещедрому и многомилостивому Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу вновь было угодно явить благость Свою Церкви Русской, Отечеству нашему и народу Божию.

21 сентября, в светлый праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святая Церковь вспоминает событие обретения одного из самых известных и почитаемых образов Божией Матери — Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы. В эти дни в первопрестольный град Москву, а затем и на место своего исторического пребывания приносится эта великая святыня, дабы все мы могли приобщиться благодати Божией, обильно изливаемой от прославленного образа.

Чудесно явленная в XIII веке, икона эта стала знамением Небесной помощи, дарованной свыше благочестивому нашему народу, страждущему от нашествия иноплеменных врагов, грозивших искоренить православную веру.

Промыслительным образом этот святой образ оказался связанным с важнейшими событиями тысячелетней истории русского государства. Через него Господь ниспосылал России Свою благодатную помощь в сложных, а порою и трагических обстоятельствах: в эпоху польско-литовского нашествия начала XVII столетия, в Отечественную войну 1812 года. Посредством Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» получил в отрочестве исцеление преподобный Серафим Саровский, великий молитвенник земли Русской.

В первой половине XX века, в смутные времена братоубийственных распрей и торжества богоборческой идеологии, прославленный образ Богородицы вновь оказался сопричастным трагической судьбе русского народа. Вывезенная за пределы Отечества отступившей Белой армией, Курская Коренная на долгие годы стала Путеводительницей русского рассеяния. С 1957 года икона пребывает в посвященном ей храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке, являясь главной святыней Русской Православной Церкви Заграницей.

Глубоко чтимая и известная во многих списках как в России, так и в русском зарубежье, Курская Коренная чудотворная икона Божией Матери «Знамение» стала символом упования на духовное возрождение России и залогом твердости веры и молитвенного единства всех православных христиан русской традиции.
При благодатной помощи Пресвятой Владычицы нашей Богородицы по молитвам всех русских людей два года назад, 17 мая 2007 года, произошло великое событие: был подписан «Акт о каноническом общении», положивший конец многолетнему разделению и знаменующий собой новую эпоху бытия русского народа.
Закономерным следствием этого стало нынешнее торжество принесения в пределы нашего Отечества Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы. Спустя 90 лет чудотворный образ вновь благословляет Курскую землю: вновь совершается чудо возвращения святой иконы на место своего явления. Крестный ход, что прежде ежегодно совершался от Знаменского монастыря в Курске до Рождественско-Богородицкой пустыни, ныне протянулся от Нью-Йорка через престольный град Москву и через всю Россию к возрождающейся Курской Коренной обители, объединяя православных людей по всему миру.

Это знаменательное и глубоко символическое событие должно стать залогом богозаповеданного единства православных христиан русской традиции, не сущих свое служение в пределах канонического пространства Московского Патриархата и за его границами в инославном окружении. Взирая на святой образ Божией Матери и храня в сердце память о его поучительной судьбе, отнесемся с особым вниманием к урокам нашей истории, стремясь поступать «достойно звания, в которое... призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1–3).
Ибо Божественная любовь «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5) и побуждает нас делать все возможное, для того чтобы благодатью Божией и водительством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Церковь Русская укреплялась в своем служении, свидетельствуя о Христе людям и приводя их ко спасению. Получившая имя по месту и обстоятельствам своего обретения, икона своим названием вместе с тем напоминает нам о духовных корнях народа, о неразрывном единстве с живоносной православной традицией, питающей нашу культуру.

Будем же, дорогие мои, неленостно трудиться на поприще своего спасения не словом только, но и самим делом, являя «в вере... добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петр. 1, 5–7).

Будем стараться служить друг другу любовью, памятуя, что мы призваны подражать в делах своих Господу и Спасителю нашему, подобно тому, как Он во всем следует Богу Отцу, явившему Свою любовь к нам в том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5, 8).

В сложный период современных экономических и социальных испытаний, постигших нашу страну и народ ее, будем стремиться облегчить бремя невзгод ближних.
Молитвами же Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии да дарует нам Податель всяческих благ «быть в единомыслии между собою, по [учению] Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15, 56).
 

Кирилл,
Патриарх Московский
и всея Руси

 

12 октября 2009 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00