iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Церковь
ЦВ № 6 (403) март 2009 /  24 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В.Т. Спивакову, организаторам и участникам концерта памяти В.С. Попова, художественного руководителя Академии хорового искусства

Уважаемый Владимир Теодорович, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в этот вечер в Большом зале Московской консерватории на концерт памяти Виктора Сергеевича Попова.

На протяжении более полувека Виктор Сергеевич продолжал дело своего предшественника и учителя Александра Васильевича Свешникова, наследника прославленных руководителей Синодального хорового училища. В годы богоборческого режима Виктор Сергеевич был одним из немногих, кто исполнял духовную музыку на сценах светских концертных залов, неся Евангельское благовестие посредством музыкальных звуков.
Много сил отдал Виктор Сергеевич воспитанию подрастающего поколения певцов и хоровых дирижеров. Будучи создателем Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, В.С. Попов параллельно руководил хором мальчиков Хорового училища имени Свешникова. В 1991 году на базе училища им была создана Академия хорового искусства, ежегодно дававшая путевку в жизнь десяткам и сотням молодых людей. Выпускники академии сегодня являются руководителями светских хоровых коллективов и церковными регентами в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.

В этот вечер на сцене Большого зала консерватории прозвучит произведение, которое Виктор Сергеевич особенно любил и ценил: «Всенощное бдение» Сергея Васильевича Рахманинова. Это сочинение было написано великим русским композитором в порыве вдохновения: «Я сочинял “Всенощное бдение” очень быстро, — вспоминал впоследствии композитор. — Оно было закончено меньше, чем за две недели. Еще в детстве меня пленили великолепные мелодии “Обихода”. Я всегда чувствовал, что их особый характер требует хоровой обработки, и надеялся, что мне удастся достичь этого во “Всенощной”».

Отрадно, что произведение Рахманинова, появившееся на свет за два года до революции 1917 года и на протяжении долгих десятилетий звучавшее только за пределами России, сегодня обрело свое место и на отечественной концертной сцене, и на церковном клиросе.

Призываю Божие благословение на всех собравшихся сегодня в Большом зале Консерватории и выражаю надежду на то, что традиция хорового пения, унаследованная от Синодального училища, будет продолжена молодым поколением хоровых дирижеров и певцов.

 

 

КИРИЛЛ,
Патриарх Московский и всея Руси
 

 

24 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00