iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
ЦВ № 4 (401) февраль 2009 /  27 февраля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Роль Святейшего Патриарха Алексия II в консолидации русского мира

20 февраля в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Наследие общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II и будущее России». На круглом столе выступил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.
Со стороны Русской Православной Церкви в круглом столе также приняли участие протоиерей Димитрий Смирнов, руководитель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, и священник Владимир Вигилянский, руководитель Пресс-службы Московской Патриархии.
Вел круглый стол член Общественной палаты Максим Шевченко. Предваряя выступления участников встречи, он подчеркнул особый характер общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II: «В нелегкие 90-е он сумел провести Церковь золотым путем, не уклоняясь в радикализм», и выразил пожелание, чтобы подобные заседания стали постоянными.
Митрополит Калужский и Боровский Климент в своем выступлении отметил, что Святейший Патриарх Алексий был одной из самых ярких и выдающихся личностей рубежа ХХ–XXI веков. По словам иерарха, Патриарх Алексий во многом способствовал положительным переменам в жизни нашего общества.
В докладе советника Управления внутренней политики Президента России Бориса Лукичева было отмечено, что Святейший Патриарх Алексий стал первым Предстоятелем Русской Церкви, который стал применять эпистолярный жанр в общении с властью, понимая, что документ — это реальная движущая сила в диалоге с государством.
Интересно соотношение писем, написанных Патриархом Алексием первому и второму Президентам РФ: 40 — Борису Ельцину и более 200 — Владимиру Путину. Президенту Ельцину Патриарх Алексий писал в среднем по четыре-пять писем в год. В них он поднимал самые разные вопросы: ходатайствовал о возвращении зданий религиозного назначения Церкви, о защите интересов духовенства, а также писал о наиболее острых и значимых общественных проблемах.
Борис Лукичев сказал, что переписка Святейшего Патриарха Алексия и Владимира Путина станет темой его отдельного доклада.
Священник Владимир Вигилянский в своем выступлении говорил о Святейшем Патриархе Алексии II как о человеке, в котором были явлены самые возвышенные качества русского мира. Также он отметил, что за все 18 лет его первосвятительского служения любая инициатива, служившая благу других людей и Церкви, не только не была наказуема, но всячески поддерживалась.
В продолжение этой мысли протоиерей Димитрий Смирнов сказал, что Патриарх всегда способствовал свободной инициативе: «Он дал возможность вырасти новым побегам церковной жизни».
На круглом столе выступили также: Андрей Себенцов, начальник отдела Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ; Сергей Ряховский, член Общественной палаты РФ, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников); Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР); священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России; Галина Боголюбова, президент Славянского фонда России; Валентин Лебедев, председатель Союза православных граждан России; Андрей Кокошин, депутат Государственной Думы РФ от партии «Единая Россия»; Михаил Шахов, профессор кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ; Евгений Никифоров, председатель православного общества «Радонеж»; протоиерей Алексий Ющенко, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси. Мы публикуем доклад митрополита Калужского и Боровского Климента.

Несомненно, одной из самых ярких черт предстоятельства Святейшего Патриарха Алексия стало возрождение духовной жизни в нашем Отечестве. Этому способствовали и внешние причины (в частности изменение отношения государственной власти к религии), однако очевидно, что реализовать представившиеся возможности было делом совсем не простым. Более того, можно с уверенностью сказать, что Патриарх Алексий во многом способствовал положительным изменениям подобного рода. В частности, можно вспомнить известное письмо, направленное тогда еще митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием, управляющим делами Московской Патриархии, главе государства — М.С. Горбачеву, в котором он поставил вопрос о пересмотре государственного законодательства, регламентирующего статус религиозных объединений. Позиция автора письма заключалась в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства. Ответом на письмо было указание властей отстранить митрополита Алексия от должности управляющего делами, что и было сделано. Будущий Патриарх в 1986 г. был отправлен из Москвы в «почетную» ссылку на Ленинградскую кафедру. А всего лишь через 4 года Поместный Собор 1990 года, избравший его на престол первосвятителей Московских, проходил уже без какого-либо контроля и вмешательства со стороны государства.

Его Святейшество любил повторять тезис о том, что «Церковь отделена от государства, но не от общества». И он последовательно на протяжении всех восемнадцати лет своего патриаршего служения стремился воплощать в жизнь эту сентенцию. Он поддерживал баланс в отношениях Церкви и государства, и высшие лица, управляющие нашей страной, с уважением относились к этой его позиции.

В период первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия государство дало возможность возобновить литургическую жизнь во множестве некогда отнятых храмов. Однако вполне понятно, что абсолютное их большинство находилось в руинированном состоянии. Зачастую приходилось строить новый храм на сохранившемся фундаменте старого. Это поставило вопрос о поиске деятельных и способных клириков и православных мирян, способных в кратчайшие сроки организовать восстановление святынь. Эта задача, как мы сегодня можем видеть, была с успехом решена.

Патриарх Алексий сумел возродить такую исторически существовавшую некогда черту предстоятельского служения, как печалование перед власть имущими за обездоленных, примером чего может служить обращение Предстоятеля Церкви, подписанное им в связи с вступлением в силу закона о монетизации льгот в России. И что очень важно, он всегда проявлял внимание к лицам, находящимся в местах лишения свободы и оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. К примеру, он неоднократно обращался к главам государств, вступаясь за лиц несправедливо осужденных.

В то же время, в переломные моменты российской истории, грозившие обернуться серьезным кровопролитием и масштабным гражданским противостоянием, Святейший Патриарх возвышал свой голос, обращаясь к противоборствующим сторонам, призывая их решать все проблемы за столом переговоров, а не силой оружия.

Так было в 1991-м и 1993 годах. И несмотря на то что далеко не все участники тогдашних событий оказались готовыми внимать словам Святейшего, сам факт консолидирующего и примиряющего значения голоса Предстоятеля Русской Православной Церкви является знаковым.
При Патриархе Алексии в российском государстве был налажен конструктивный диалог между традиционными конфессиями нашего Отечества. Это позволило установить толерантные отношения между носителями различных религиозных традиций в новых условиях бытия общества и государства. Фактически нашей стране удалось избежать религиозной войны и даже сколь либо заметных столкновений на религиозной почве, в чем, несомненно, есть огромная заслуга почившего Патриарха. Он осознавал, что Россия многонациональна и многоконфессиональна и это многообразие дарована нам Богом.

Показателем активного участия Патриарха в межрелигиозном диалоге является, например, Всемирный саммит религиозных лидеров, созванный по его инициативе и проходивший в июле 2006 года в Москве.

Святейший Патриарх Алексий стремился делать все возможное для того, чтобы молодое поколение наших сограждан было приобщено к многовековым духовным ценностям нашего народа. Для этих целей были специально созданы Синодальный отдел по работе с молодежью и Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Кроме того, ежегодно организовывались Международные Рождественские образовательные чтения, ставшие эффективной площадкой для обсуждения вопросов образования и воспитания подрастающего поколения в преемстве традиционных нравственных ценностей, изучения форм и методов профилактики в молодежной среде асоциальных явлений, наркомании, алкоголизма и проявления национальной нетерпимости.

Кроме того, данный форум стал местом дискуссии между священнослужителями, представителями педагогического сообщества и государственными чиновниками образовательного ведомства в отношении форм и методов сотрудничества в современной школе.
Многое было сделано в социальной сфере. Во множестве епархий были открыты детские приюты, богадельни, центры социальной поддержки обездоленных. Все это позволило Русской Православной Церкви стать партнером государства и общественных институтов в сфере заботы о наиболее уязвимых группах граждан.

Тем не менее, говоря о будущем (чего требует название нашей встречи), следует сказать о необходимости совершенствования законодательной базы в данной области, дабы это партнерство стало полновесным, максимально эффективным и равноправным.
Нельзя не отметить также роль Святейшего Патриарха Алексия в деле консолидации русского мира. На протяжении последних двух десятилетий Русская Православная Церковь является одной из самых существенных скреп, связывающих братские народы славянских стран России, Украины и Белоруссии, а также стран СНГ и Балтии, входящих в каноническое пространство Московского Патриархата. В современных непростых политических условиях это имеет принципиальное значение. За восемнадцать минувших лет Святейший Патриарх Алексий с пастырскими визитами посещал епархии, находящиеся в этих государствах, являя тем самым живое свидетельство о цивилизационных и культурных связях между нашими народами.

Святейший Патриарх Алексий не раз посещал приходы Русской Церкви в дальнем зарубежье, стараясь поддержать наших соотечественников, оказавшихся вдали от Родины и ищущих связи с духовной и культурной традицией своих отцов. Он стоял у истоков диалога с Русской Зарубежной Церковью, в результате которого произошло воссоединение двух частей Церкви.
В этой связи следует отметить незабываемую встречу Святейшего Патриарха с протопресвитером Русской Православной Церкви заграницей Александром Киселевым.

Патриарх знал о. Александра еще в юности. В школьные годы он прислуживал у него на приходе в Эстонии. Когда Эстония вошла в состав Советского Союза, о. Александр эмигрировал, и с тех пор они не встречались. И вот в 1989 году, тогда еще митрополитом Ленинградским и Новгородским, он посетил Нью-Йорк, и я организовал встречу с о. Александром.

У меня эта встреча глубоко запала в память. Я познакомился с о. Александром в 1983 году и увидел в нем старую, в хорошем смысле этого слова, Россию, с ее духовной и культурной силой. Это подлинный образец русской эмиграции, сохранившей связь с дореволюционной Россией и верившей в будущее возрождение России. Человек, соединивший в себе величие Православия, его традиции, в то же время был не чужд западной культуре, то есть тому доброму, хорошему, что имеет Запад. Он имел большой авторитет в среде эмиграции.

И вот, один из высших иерархов нашей Церкви и авторитетнейший протопресвитер Зарубежной Церкви встретились в Нью-Йорке. Тогда еще был Советский Союз, ничто не говорило о политическом изменении в нашей стране. Была, если можно так сказать, «горбачевская оттепель» по отношению к Церкви, которая перешла в весну и лето, то есть привела к нормализации жизни Церкви. Встреча носила душевный характер и, можно без преувеличения сказать, стала началом внутреннего нашего сближения.

В итоге, 17 мая 2007 года было подписан акт о единстве наших Церквей. Сама подготовка проходила нелегко, но все возникшие вопросы, благодаря Святейшему, находили взаимоприемлемое решение.

Почивший Патриарх свидетельствовал о неизменности нравственных ценностей, дарованных человечеству Богом, не только с амвона кафедрального собора, но и при встречах с главами иностранных государств, а также с трибун международных организаций. Так 2 октября 2007 года он обратился с речью к депутатам Европейского парламента.

Вместе с тем нельзя не отметить постоянные усилия Его Святейшества, которые он предпринимал для противостояния засилью пошлости в массовой культуре, диктатуре безвкусия и морального релятивизма на телевидении и радио. Он неоднократно указывал на необходимость создания эффективных средств общественного контроля над содержанием газетных публикаций, информационного наполнения теле- и радиоэфира.

Полагаю, что наследие, оставленное нам Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, еще будет оценено историей. Нам же следует внимательно исследовать его деяния и вдумываться в его слова, дабы мудрость Первосвятителя помогала нам в созидании нашего будущего.
 

27 февраля 2009 г.
Ключевые слова: Патриарх Алексий II, СНГ
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00