выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Церковь
ЦВ № 4 (401) февраль 2009 /  27 февраля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Роль Святейшего Патриарха Алексия II в консолидации русского мира

20 февраля в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Наследие общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II и будущее России». На круглом столе выступил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.
Со стороны Русской Православной Церкви в круглом столе также приняли участие протоиерей Димитрий Смирнов, руководитель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, и священник Владимир Вигилянский, руководитель Пресс-службы Московской Патриархии.
Вел круглый стол член Общественной палаты Максим Шевченко. Предваряя выступления участников встречи, он подчеркнул особый характер общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II: «В нелегкие 90-е он сумел провести Церковь золотым путем, не уклоняясь в радикализм», и выразил пожелание, чтобы подобные заседания стали постоянными.
Митрополит Калужский и Боровский Климент в своем выступлении отметил, что Святейший Патриарх Алексий был одной из самых ярких и выдающихся личностей рубежа ХХ–XXI веков. По словам иерарха, Патриарх Алексий во многом способствовал положительным переменам в жизни нашего общества.
В докладе советника Управления внутренней политики Президента России Бориса Лукичева было отмечено, что Святейший Патриарх Алексий стал первым Предстоятелем Русской Церкви, который стал применять эпистолярный жанр в общении с властью, понимая, что документ — это реальная движущая сила в диалоге с государством.
Интересно соотношение писем, написанных Патриархом Алексием первому и второму Президентам РФ: 40 — Борису Ельцину и более 200 — Владимиру Путину. Президенту Ельцину Патриарх Алексий писал в среднем по четыре-пять писем в год. В них он поднимал самые разные вопросы: ходатайствовал о возвращении зданий религиозного назначения Церкви, о защите интересов духовенства, а также писал о наиболее острых и значимых общественных проблемах.
Борис Лукичев сказал, что переписка Святейшего Патриарха Алексия и Владимира Путина станет темой его отдельного доклада.
Священник Владимир Вигилянский в своем выступлении говорил о Святейшем Патриархе Алексии II как о человеке, в котором были явлены самые возвышенные качества русского мира. Также он отметил, что за все 18 лет его первосвятительского служения любая инициатива, служившая благу других людей и Церкви, не только не была наказуема, но всячески поддерживалась.
В продолжение этой мысли протоиерей Димитрий Смирнов сказал, что Патриарх всегда способствовал свободной инициативе: «Он дал возможность вырасти новым побегам церковной жизни».
На круглом столе выступили также: Андрей Себенцов, начальник отдела Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ; Сергей Ряховский, член Общественной палаты РФ, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников); Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР); священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России; Галина Боголюбова, президент Славянского фонда России; Валентин Лебедев, председатель Союза православных граждан России; Андрей Кокошин, депутат Государственной Думы РФ от партии «Единая Россия»; Михаил Шахов, профессор кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ; Евгений Никифоров, председатель православного общества «Радонеж»; протоиерей Алексий Ющенко, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси. Мы публикуем доклад митрополита Калужского и Боровского Климента.

Несомненно, одной из самых ярких черт предстоятельства Святейшего Патриарха Алексия стало возрождение духовной жизни в нашем Отечестве. Этому способствовали и внешние причины (в частности изменение отношения государственной власти к религии), однако очевидно, что реализовать представившиеся возможности было делом совсем не простым. Более того, можно с уверенностью сказать, что Патриарх Алексий во многом способствовал положительным изменениям подобного рода. В частности, можно вспомнить известное письмо, направленное тогда еще митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием, управляющим делами Московской Патриархии, главе государства — М.С. Горбачеву, в котором он поставил вопрос о пересмотре государственного законодательства, регламентирующего статус религиозных объединений. Позиция автора письма заключалась в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства. Ответом на письмо было указание властей отстранить митрополита Алексия от должности управляющего делами, что и было сделано. Будущий Патриарх в 1986 г. был отправлен из Москвы в «почетную» ссылку на Ленинградскую кафедру. А всего лишь через 4 года Поместный Собор 1990 года, избравший его на престол первосвятителей Московских, проходил уже без какого-либо контроля и вмешательства со стороны государства.

Его Святейшество любил повторять тезис о том, что «Церковь отделена от государства, но не от общества». И он последовательно на протяжении всех восемнадцати лет своего патриаршего служения стремился воплощать в жизнь эту сентенцию. Он поддерживал баланс в отношениях Церкви и государства, и высшие лица, управляющие нашей страной, с уважением относились к этой его позиции.

В период первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия государство дало возможность возобновить литургическую жизнь во множестве некогда отнятых храмов. Однако вполне понятно, что абсолютное их большинство находилось в руинированном состоянии. Зачастую приходилось строить новый храм на сохранившемся фундаменте старого. Это поставило вопрос о поиске деятельных и способных клириков и православных мирян, способных в кратчайшие сроки организовать восстановление святынь. Эта задача, как мы сегодня можем видеть, была с успехом решена.

Патриарх Алексий сумел возродить такую исторически существовавшую некогда черту предстоятельского служения, как печалование перед власть имущими за обездоленных, примером чего может служить обращение Предстоятеля Церкви, подписанное им в связи с вступлением в силу закона о монетизации льгот в России. И что очень важно, он всегда проявлял внимание к лицам, находящимся в местах лишения свободы и оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. К примеру, он неоднократно обращался к главам государств, вступаясь за лиц несправедливо осужденных.

В то же время, в переломные моменты российской истории, грозившие обернуться серьезным кровопролитием и масштабным гражданским противостоянием, Святейший Патриарх возвышал свой голос, обращаясь к противоборствующим сторонам, призывая их решать все проблемы за столом переговоров, а не силой оружия.

Так было в 1991-м и 1993 годах. И несмотря на то что далеко не все участники тогдашних событий оказались готовыми внимать словам Святейшего, сам факт консолидирующего и примиряющего значения голоса Предстоятеля Русской Православной Церкви является знаковым.
При Патриархе Алексии в российском государстве был налажен конструктивный диалог между традиционными конфессиями нашего Отечества. Это позволило установить толерантные отношения между носителями различных религиозных традиций в новых условиях бытия общества и государства. Фактически нашей стране удалось избежать религиозной войны и даже сколь либо заметных столкновений на религиозной почве, в чем, несомненно, есть огромная заслуга почившего Патриарха. Он осознавал, что Россия многонациональна и многоконфессиональна и это многообразие дарована нам Богом.

Показателем активного участия Патриарха в межрелигиозном диалоге является, например, Всемирный саммит религиозных лидеров, созванный по его инициативе и проходивший в июле 2006 года в Москве.

Святейший Патриарх Алексий стремился делать все возможное для того, чтобы молодое поколение наших сограждан было приобщено к многовековым духовным ценностям нашего народа. Для этих целей были специально созданы Синодальный отдел по работе с молодежью и Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Кроме того, ежегодно организовывались Международные Рождественские образовательные чтения, ставшие эффективной площадкой для обсуждения вопросов образования и воспитания подрастающего поколения в преемстве традиционных нравственных ценностей, изучения форм и методов профилактики в молодежной среде асоциальных явлений, наркомании, алкоголизма и проявления национальной нетерпимости.

Кроме того, данный форум стал местом дискуссии между священнослужителями, представителями педагогического сообщества и государственными чиновниками образовательного ведомства в отношении форм и методов сотрудничества в современной школе.
Многое было сделано в социальной сфере. Во множестве епархий были открыты детские приюты, богадельни, центры социальной поддержки обездоленных. Все это позволило Русской Православной Церкви стать партнером государства и общественных институтов в сфере заботы о наиболее уязвимых группах граждан.

Тем не менее, говоря о будущем (чего требует название нашей встречи), следует сказать о необходимости совершенствования законодательной базы в данной области, дабы это партнерство стало полновесным, максимально эффективным и равноправным.
Нельзя не отметить также роль Святейшего Патриарха Алексия в деле консолидации русского мира. На протяжении последних двух десятилетий Русская Православная Церковь является одной из самых существенных скреп, связывающих братские народы славянских стран России, Украины и Белоруссии, а также стран СНГ и Балтии, входящих в каноническое пространство Московского Патриархата. В современных непростых политических условиях это имеет принципиальное значение. За восемнадцать минувших лет Святейший Патриарх Алексий с пастырскими визитами посещал епархии, находящиеся в этих государствах, являя тем самым живое свидетельство о цивилизационных и культурных связях между нашими народами.

Святейший Патриарх Алексий не раз посещал приходы Русской Церкви в дальнем зарубежье, стараясь поддержать наших соотечественников, оказавшихся вдали от Родины и ищущих связи с духовной и культурной традицией своих отцов. Он стоял у истоков диалога с Русской Зарубежной Церковью, в результате которого произошло воссоединение двух частей Церкви.
В этой связи следует отметить незабываемую встречу Святейшего Патриарха с протопресвитером Русской Православной Церкви заграницей Александром Киселевым.

Патриарх знал о. Александра еще в юности. В школьные годы он прислуживал у него на приходе в Эстонии. Когда Эстония вошла в состав Советского Союза, о. Александр эмигрировал, и с тех пор они не встречались. И вот в 1989 году, тогда еще митрополитом Ленинградским и Новгородским, он посетил Нью-Йорк, и я организовал встречу с о. Александром.

У меня эта встреча глубоко запала в память. Я познакомился с о. Александром в 1983 году и увидел в нем старую, в хорошем смысле этого слова, Россию, с ее духовной и культурной силой. Это подлинный образец русской эмиграции, сохранившей связь с дореволюционной Россией и верившей в будущее возрождение России. Человек, соединивший в себе величие Православия, его традиции, в то же время был не чужд западной культуре, то есть тому доброму, хорошему, что имеет Запад. Он имел большой авторитет в среде эмиграции.

И вот, один из высших иерархов нашей Церкви и авторитетнейший протопресвитер Зарубежной Церкви встретились в Нью-Йорке. Тогда еще был Советский Союз, ничто не говорило о политическом изменении в нашей стране. Была, если можно так сказать, «горбачевская оттепель» по отношению к Церкви, которая перешла в весну и лето, то есть привела к нормализации жизни Церкви. Встреча носила душевный характер и, можно без преувеличения сказать, стала началом внутреннего нашего сближения.

В итоге, 17 мая 2007 года было подписан акт о единстве наших Церквей. Сама подготовка проходила нелегко, но все возникшие вопросы, благодаря Святейшему, находили взаимоприемлемое решение.

Почивший Патриарх свидетельствовал о неизменности нравственных ценностей, дарованных человечеству Богом, не только с амвона кафедрального собора, но и при встречах с главами иностранных государств, а также с трибун международных организаций. Так 2 октября 2007 года он обратился с речью к депутатам Европейского парламента.

Вместе с тем нельзя не отметить постоянные усилия Его Святейшества, которые он предпринимал для противостояния засилью пошлости в массовой культуре, диктатуре безвкусия и морального релятивизма на телевидении и радио. Он неоднократно указывал на необходимость создания эффективных средств общественного контроля над содержанием газетных публикаций, информационного наполнения теле- и радиоэфира.

Полагаю, что наследие, оставленное нам Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, еще будет оценено историей. Нам же следует внимательно исследовать его деяния и вдумываться в его слова, дабы мудрость Первосвятителя помогала нам в созидании нашего будущего.
 

27 февраля 2009 г.
Ключевые слова: Патриарх Алексий II, СНГ
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00