выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Церковь
ЦВ № 24 (397) декабрь 2008 / 
версия для печати версия для печати

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Слава в вышних Богу,
в Вифлееме слышу
от безплотных днесь,
на земли мир
благоволившему быти.

Стихира на литии в праздник Рождества Христова

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, честное пресвитерство, во Христе диаконство, боголюбивый монашеский чин, дорогие братья и сестры — верные чада церковные!
Вновь слышим мы ликующую ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение!» (Лк. 2, 14). Церковь встречает на земле Предвечного Бога, Который, родившись в Вифлееме от Приснодевы, стал Человеком. По слову Евангелия, Его Пришествие несет людям, живущим на земле, вышний мир. Исполняется пророчество Псалмопевца: «Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28, 11).
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, — говорит Спаситель, — не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14, 27). Мир, подаваемый Богом и в Нем воплощенный, истребляет греховные страсти и мирские треволнения. Этот мир ничего общего не имеет с житейской самоуспокоенностью, замыкающей душу человеческую в рамках земных интересов, — он возносит ее к премирному Царству Божию, причаститься которому уже здесь, на земле, может каждый истинный христианин. Святитель Василий Великий называл подаваемый Богом мир «совершеннейшим из благословений», а преподобный Серафим Саровский оставил нам поистине золотые, небесного свойства слова: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Воплотившийся Бог Слово принес мир всем, кто верует в Него и следует за Ним, взяв крест свой. Но почему же вокруг нас по-прежнему столько конфликтов, распрей, ссор и обид? Почему сохраняется вражда между поколениями, политическими группами, богатыми и бедными? Почему расстаются родители, заставляя страдать детей? Почему народы, даже православные, восстают друг на друга?
Мы не сможем прямо и честно ответить на этот вопрос, если не заглянем в глубину собственных сердец: не слишком ли часто мы живем по своей воле, забывая о воле Божией и Его заповедях, полагаемся лишь на человеческие силы, забывая о силе Божией? Не подменяем ли стремление к миру и правде греховной суетой, которая приводит лишь к разочаровывающей пустоте?
Будем же помнить, дорогие мои, что истинный мир дается только Господом. Только шествуя вослед Вифлеемской звезде по пути Христову, мы обретем благоденственную и мирную жизнь на земле и вечный мир в Его Небесном Царствии.
Будем помнить о том, что мир Христов побеждает вражду века сего, что, только стяжав этот мир в сердце своем, человек может устоять во всех житейских бурях и нести примирение ближним и дальним, преображая жизнь верой, правдой, чистотой и любовью. Да объемлет собою мир Христов всех нас — Его учеников и последователей, людей разных возрастов, национальностей, политических взглядов и социальных слоев. Пусть он простирается и на людей иных вер и убеждений, с которыми мы созидаем народную жизнь.
В мире снова неспокойно. Во многих местах льется кровь, страдают люди. Но мы веруем, что Господь поможет нам, православным христианам, своим добрым примером и действием побудить народы к примирению, к мудрому и справедливому разрешению всех споров и разногласий.
Возлюбленные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! По молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых Господь ведет Церковь по пути спасения. Благодаря многим и многим трудам вашим в истекшем году Он хранил народ Свой непреоборимым и «ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2, 47). С помощью Божией совершалось и мое Патриаршее служение. Пастыреначальник Христос укреплял мои силы в молитвенном Ему предстоянии, даровал радость живого общения со многими из вас, умудрял в беседах с власть имущими, с представителями разных стран и народов.
В июне 2008 года в Москве прошел Освященный Архиерейский Собор, который прославил как общецерковных святых ряд почитаемых народом угодников Божиих, развил социальное учение нашей Церкви и принял решения по многим насущным вопросам ее жизни. Мы совершили празднование 1020-летия Крещения Руси, во время которого Господь сподобил меня посетить древний Киев — колыбель нашей Церкви и одну из ее духовных столиц. При большом стечении верующих мы молились у киевских святынь, вновь ощутив крепкое единство народов, крещенных в одной купели. Это единство, заповеданное нам святыми предками, нужно бережно хранить и передавать потомкам.
В прошедшем году исполнилось 90 лет со дня злодейского убиения царственных страстотерпцев. В дни их памяти десятки тысяч верующих, прибыв на место страданий святых страстотерпцев, просили их о помощи нашему народу в его духовном возрождении, в исправлении его исторических путей. Будем тверды в надежде на то, что Господь сподобит нас преодолеть все последствия трагедий, распрей и преступлений XX века, возводя Святую Русь от силы в силу.
Дай Бог, чтобы исполнились на ней слова святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна, сказанные в грозном 1938 году: «Блаженна ты, Земля Русская, очищаемая огнем страдания! Прошла ты воду крещения, проходишь ныне через огонь страдания, внидешь и ты в покой».
Всех вас, дорогие мои, сердечно поздравляю с праздником Рождества Господа нашего и Спасителя! Родившийся в Вифлееме Богочеловек Христос да благословит всех нас в наступающем новом году миром, здравием и успехом во всяком добром деле! Да принесет Он в наши дома, в наши страны, города и веси радость жить в согласии, любви и правде Его. В этот священный праздник обращаю к вам слова святого апостола Павла: «Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11). Аминь.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Ключевые слова: Рождество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00