iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Церковь
ЦВ № 8 (405) апрель 2009 /  22 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Пасхальном приеме в Министерстве иностранных дел Российской Федерации

Ваше Превосходительство, уважаемый Сергей Викторович Лавров!

Сердечно благодарю вас за теплые слова и поздравления с праздником Святой Пасхи, за поздравления с избранием меня Патриархом Московским и всея Руси, а также за те поздравления, которые вы обратили в адрес Высокопреосвященного архиепископа Илариона; благодарим вас, что упомянули других вновь назначенных руководителей синодальных учреждений, которые по своей должности, по своей повестке дня, конечно, будут соприкасаться с Министерством иностранных дел.
Воскресение Христово, Пасха — светлый, радостный праздник. Он связан в сознании людей с пробуждением природы, с весной. Это всегда новый приток сил, это чувство радости, которое несет с собой само содержание сего великого дня.

Воскресение Христово раз и навсегда изменило мир. Оно даровало нам свободу строить жизнь на началах добра, справедливости и любви. Мы не предопределены ко злу, как то было до Пришествия Спасителя. В то же время победа Христа над злом и смертью возложила на людей великую ответственность за самих себя, за человеческое общество и сотворенный мир. Потому мы призваны в своей жизни становиться лучше и улучшать жизнь других людей. Это справедливо как в отношении нашей страны, так и в отношении всего человечества.

Призвание дипломатии — сопрягать выполнение конкретных, прагматических задач с высоким служением непреходящим ценностям. Когда этого сопряжения нет, то дипломатия просто обслуживает сиюминутные прагматические интересы, которые могут меняться, которые могут иногда противоречить друг другу, а значит, отстаивание каждой последующей системы ценностей, порой находящихся в конфликте с предыдущими ценностями, подрывает доверие к дипломатии. Мы знаем, как это происходило в XX веке в истории нашего Отечества. Искусство дипломатии заключается в том, чтобы на политические, экономические, социальные проблемы, возникающие в каждой новой исторической ситуации, находить ответ, который не нарушал бы богоустановленного нравственного закона — единого, неделимого и истинного для всех времен и всех народов.

Полагаю, что именно отход мировых центров силы от этой многовековой мудрости привел, в частности, и к мировому финансово-экономическому кризису. Существовавший на протяжении многих десятилетий миропорядок все меньше опирался на духовные ценности, на мораль, считая их далекими от реальности, а порой и не нужными. Даже сегодня многие антикризисные программы в различных странах мира составлены исключительно в экономикоцентричном ключе: выделяются кредиты, принимаются новые законодательные нормы, поддерживаются отдельные отрасли промышленности, предпринимаются другие защитные меры. Это все нужно и важно, но этого недостаточно.

Мы должны обратить взор на состояние современного человека и задаться вопросами: готов ли он трудиться, творить, изобретать, создавать семью? Ведь без формирования таких поведенческих установок невозможно выйти из кризиса и стать на путь стабильного развития. Выход из кризиса обеспечивается на уровне сознания, поведенческой мотивации и сердца человеческого. «Ноу-хау» в области выведения из кризиса человеческих душ давно известно Церкви и другим традиционным религиям. Для подавляющего большинства россиян оно хранится в православной традиции. Россия, Украина, Беларусь, Молдова и другие страны с православным большинством населения опираются на свои духовные традиции в развитии всех областей жизни, в том числе выстраивая свое общение с внешним миром.
Хотел бы отметить, что именно Министерство иностранных дел одним из первых государственных учреждений России стало на практике содействовать формированию той модели церковно-государственных отношений, которая, с одной стороны, учитывает исторические особенности страны, а с другой — не ущемляет права и свободы иных традиционных религий. Когда сегодня в обществе ведутся дискуссии о том, быть празднику Пасхи государственным или нет, мы можем сослаться на многолетнюю традицию пасхальных приемов Министерства иностранных дел России, которые свидетельствуют о возможности празднования этого дня без ущерба для других культурных и религиозных традиций страны.

Опыт взаимодействия между Церковью и Министерством иностранных дел также свидетельствует о том, что Россия может осознавать свою историческую принадлежность к православной цивилизации и руководствоваться этим осознанием, не отказываясь от других традиций народа, в том числе от других традиционных религий, и поддерживая их вклад в общее дело.

Мы можем найти в восточно-христианской традиции те живительные ценности и идеи, которые помогли бы большинству строить новое современное общество и быть открытым к диалогу с другими цивилизациями. Это раскроет потенциал нашей страны, послужит укреплению роли России в международных отношениях. Россия станет сильной и свободной в общении с окружающим миром, не только имея серьезное экономическое и военное могущество, но прежде всего сохраняя свою цивилизационную самобытность. Такой подход поможет обрести нам союзников как среди тех государств, которые имеют с нами одну цивилизационную общность, так и среди тех народов из других цивилизаций, которые разделяют близкие ценности, а это очень большое количество стран, государств и народов.
Хотел бы в Вашем лице, уважаемый Сергей Викторович, поблагодарить Министерство иностранных дел России за многолетнее сотрудничество с Русской Православной Церковью в таких сферах, как работа с соотечественниками, укрепление традиционных ценностей в международных отношениях, взаимодействие на площадках международных организаций, содействие межрелигиозному и межкультурному диалогу. Надеюсь, что это сотрудничество будет и далее развиваться. Не сомневаюсь, что работа группы по взаимодействию Церкви и министерства, которую теперь с церковной стороны возглавит мой преемник на посту председателя Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, будет и далее совершенствоваться и наращиваться.
Желаю всем нам помощи Божией в трудах на благо народа России и народов других стран.
Христос Воскресе!
 

22 апреля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00