выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Церковь
ЦВ № 8 (405) апрель 2009 /  22 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Пасхальном приеме в Министерстве иностранных дел Российской Федерации

Ваше Превосходительство, уважаемый Сергей Викторович Лавров!

Сердечно благодарю вас за теплые слова и поздравления с праздником Святой Пасхи, за поздравления с избранием меня Патриархом Московским и всея Руси, а также за те поздравления, которые вы обратили в адрес Высокопреосвященного архиепископа Илариона; благодарим вас, что упомянули других вновь назначенных руководителей синодальных учреждений, которые по своей должности, по своей повестке дня, конечно, будут соприкасаться с Министерством иностранных дел.
Воскресение Христово, Пасха — светлый, радостный праздник. Он связан в сознании людей с пробуждением природы, с весной. Это всегда новый приток сил, это чувство радости, которое несет с собой само содержание сего великого дня.

Воскресение Христово раз и навсегда изменило мир. Оно даровало нам свободу строить жизнь на началах добра, справедливости и любви. Мы не предопределены ко злу, как то было до Пришествия Спасителя. В то же время победа Христа над злом и смертью возложила на людей великую ответственность за самих себя, за человеческое общество и сотворенный мир. Потому мы призваны в своей жизни становиться лучше и улучшать жизнь других людей. Это справедливо как в отношении нашей страны, так и в отношении всего человечества.

Призвание дипломатии — сопрягать выполнение конкретных, прагматических задач с высоким служением непреходящим ценностям. Когда этого сопряжения нет, то дипломатия просто обслуживает сиюминутные прагматические интересы, которые могут меняться, которые могут иногда противоречить друг другу, а значит, отстаивание каждой последующей системы ценностей, порой находящихся в конфликте с предыдущими ценностями, подрывает доверие к дипломатии. Мы знаем, как это происходило в XX веке в истории нашего Отечества. Искусство дипломатии заключается в том, чтобы на политические, экономические, социальные проблемы, возникающие в каждой новой исторической ситуации, находить ответ, который не нарушал бы богоустановленного нравственного закона — единого, неделимого и истинного для всех времен и всех народов.

Полагаю, что именно отход мировых центров силы от этой многовековой мудрости привел, в частности, и к мировому финансово-экономическому кризису. Существовавший на протяжении многих десятилетий миропорядок все меньше опирался на духовные ценности, на мораль, считая их далекими от реальности, а порой и не нужными. Даже сегодня многие антикризисные программы в различных странах мира составлены исключительно в экономикоцентричном ключе: выделяются кредиты, принимаются новые законодательные нормы, поддерживаются отдельные отрасли промышленности, предпринимаются другие защитные меры. Это все нужно и важно, но этого недостаточно.

Мы должны обратить взор на состояние современного человека и задаться вопросами: готов ли он трудиться, творить, изобретать, создавать семью? Ведь без формирования таких поведенческих установок невозможно выйти из кризиса и стать на путь стабильного развития. Выход из кризиса обеспечивается на уровне сознания, поведенческой мотивации и сердца человеческого. «Ноу-хау» в области выведения из кризиса человеческих душ давно известно Церкви и другим традиционным религиям. Для подавляющего большинства россиян оно хранится в православной традиции. Россия, Украина, Беларусь, Молдова и другие страны с православным большинством населения опираются на свои духовные традиции в развитии всех областей жизни, в том числе выстраивая свое общение с внешним миром.
Хотел бы отметить, что именно Министерство иностранных дел одним из первых государственных учреждений России стало на практике содействовать формированию той модели церковно-государственных отношений, которая, с одной стороны, учитывает исторические особенности страны, а с другой — не ущемляет права и свободы иных традиционных религий. Когда сегодня в обществе ведутся дискуссии о том, быть празднику Пасхи государственным или нет, мы можем сослаться на многолетнюю традицию пасхальных приемов Министерства иностранных дел России, которые свидетельствуют о возможности празднования этого дня без ущерба для других культурных и религиозных традиций страны.

Опыт взаимодействия между Церковью и Министерством иностранных дел также свидетельствует о том, что Россия может осознавать свою историческую принадлежность к православной цивилизации и руководствоваться этим осознанием, не отказываясь от других традиций народа, в том числе от других традиционных религий, и поддерживая их вклад в общее дело.

Мы можем найти в восточно-христианской традиции те живительные ценности и идеи, которые помогли бы большинству строить новое современное общество и быть открытым к диалогу с другими цивилизациями. Это раскроет потенциал нашей страны, послужит укреплению роли России в международных отношениях. Россия станет сильной и свободной в общении с окружающим миром, не только имея серьезное экономическое и военное могущество, но прежде всего сохраняя свою цивилизационную самобытность. Такой подход поможет обрести нам союзников как среди тех государств, которые имеют с нами одну цивилизационную общность, так и среди тех народов из других цивилизаций, которые разделяют близкие ценности, а это очень большое количество стран, государств и народов.
Хотел бы в Вашем лице, уважаемый Сергей Викторович, поблагодарить Министерство иностранных дел России за многолетнее сотрудничество с Русской Православной Церковью в таких сферах, как работа с соотечественниками, укрепление традиционных ценностей в международных отношениях, взаимодействие на площадках международных организаций, содействие межрелигиозному и межкультурному диалогу. Надеюсь, что это сотрудничество будет и далее развиваться. Не сомневаюсь, что работа группы по взаимодействию Церкви и министерства, которую теперь с церковной стороны возглавит мой преемник на посту председателя Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, будет и далее совершенствоваться и наращиваться.
Желаю всем нам помощи Божией в трудах на благо народа России и народов других стран.
Христос Воскресе!
 

22 апреля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00