выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Церковь
ЦВ № 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на приеме в Посольстве Греции по случаю дня Торжества Православия

Ваше Превосходительство, уважаемый господин посол, возлюбленные собратья архипастыри, отцы, братия и сестры, дорогие друзья!
Следуя доброму обычаю прежних лет, мы вновь собрались в гостях у посла Греции, чтобы почтить особый для нас праздник — Неделю Православия. Сердечно благодарю Вас, господин посол, за любезное приглашение и, пользуясь случаем, желаю Вам всяческого успеха, помощи Божией на открывающемся перед Вами новом поприще служения в России.


В этом году общественность наших стран отмечает 200-летие поступления на российскую дипломатическую службу графа Иоанна Каподистрии, ставшего впоследствии первым правителем независимой Греции. Он же стоял у истоков установления дипломатических отношений между Россией и Грецией, 180-летие которых мы праздновали в прошлом году. Жизненный и творческий путь этого человека наглядно показывает, насколько успешной может быть дипломатическая деятельность, основанная на христианских принципах. Отрадно, что и Вы, уважаемый господин посол, вполне разделяете с нами понимание важности церковного фактора в отношениях между православными государствами, свидетельством чему является нынешнее мероприятие. Мне также приятно отметить присутствие среди нас иерарха Элладской Православной Церкви Высокопреосвященного митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая, усилиями которого в прошлом году тысячи жителей Греции получили возможность поклониться мощам великого русского святого преподобного Серафима Саровского.


Выбор дня для наших ежегодных встреч глубоко символичен, ведь православная вера самым тесным образом связана с самосознанием наших народов и определяет их духовную близость. Наши благочестивые предки положили немало сил, защищая предание Церкви от попыток исказить его в угоду мирским соображениям. В IX столетии в этой борьбе была одержана важная историческая победа, в ознаменование которой и был учрежден день Торжества Православия. Отмечая этот общий для нас праздник, мы свидетельствуем о нашем единстве, поскольку вместе являемся наследниками и хранителями единого православного предания.


Понятие «предание» подразумевает не только преемственность духовного пути, но и творческое использование на практике опыта, унаследованного от отцов, унаследованого от прошлого. Поэтому для нас Торжество Православия — это не просто воспоминание о событии, случившемся в далеком прошлом, это прекрасный повод для глубокого осмысления пройденного нами исторического пути и осознания ответственности, которую налагает на нас принадлежность к православной традиции. Сегодня Вы, господин посол, замечательно сказали о том, что мы как наследники этого предания обязаны защищать православную веру. В современных условиях, когда налицо стремление отдельных политических сил оттеснить религию на обочину общественной жизни, защита веры может потребовать не меньшей стойкости, чем та, что была проявлена нашими предками.


Во все времена православие было для исповедующих его народов неисчерпаемым источником силы, необходимой не для достижения господства, но для укрепления духа людей в пору тяжких испытаний. Сейчас мы переживаем один из таких трудных периодов. Я имею в виду экономический кризис, который, в силу глобализационных процессов, поразил практически весь мир. По мере его развития становится все более очевидным, что корни этого бедствия кроются не столько в экономической, сколько в нравственной сфере. Поэтому и путь к преодолению кризиса экономики лежит через преодоление кризиса человеческих душ, через отказ от культа богатства, от безудержного потребления, от погони за наживой любой ценой, от эгоистического использования собственности, от пренебрежения нуждами бедных. Думаю, что православная цивилизация в сотрудничестве с представителями других культурных традиций может предложить свои подходы к выработке социально-экономической модели, которая бы строилась на нравственных началах, укорененных в нашем духовном наследии. Уверен, что это был бы весомый вклад православных народов в развитие человеческой цивилизации. Русская Православная Церковь уже постаралась внести свой вклад в этот процесс духовного осмысления экономических проблем, обнародовав в 2000 году «Основы социальной концепции». А в 2004 году под ее эгидой был разработан «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании».
Уважаемый господин посол! Радость отмечаемой нами Недели Торжества Православия умножается теплым сердечным общением в этом дружеском кругу. Мы окружены Вашей заботой и радушием. От души благодарим Вас за любовь и гостеприимство. В заключение хотел бы еще раз поздравить Вас и всех присутствующих с праздником и пожелать мира, здоровья и благословенных успехов в добрых делах. Многая и благая всем лета!

 

17 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00