iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Церковь
ЦВ № 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на приеме в Посольстве Греции по случаю дня Торжества Православия

Ваше Превосходительство, уважаемый господин посол, возлюбленные собратья архипастыри, отцы, братия и сестры, дорогие друзья!
Следуя доброму обычаю прежних лет, мы вновь собрались в гостях у посла Греции, чтобы почтить особый для нас праздник — Неделю Православия. Сердечно благодарю Вас, господин посол, за любезное приглашение и, пользуясь случаем, желаю Вам всяческого успеха, помощи Божией на открывающемся перед Вами новом поприще служения в России.


В этом году общественность наших стран отмечает 200-летие поступления на российскую дипломатическую службу графа Иоанна Каподистрии, ставшего впоследствии первым правителем независимой Греции. Он же стоял у истоков установления дипломатических отношений между Россией и Грецией, 180-летие которых мы праздновали в прошлом году. Жизненный и творческий путь этого человека наглядно показывает, насколько успешной может быть дипломатическая деятельность, основанная на христианских принципах. Отрадно, что и Вы, уважаемый господин посол, вполне разделяете с нами понимание важности церковного фактора в отношениях между православными государствами, свидетельством чему является нынешнее мероприятие. Мне также приятно отметить присутствие среди нас иерарха Элладской Православной Церкви Высокопреосвященного митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая, усилиями которого в прошлом году тысячи жителей Греции получили возможность поклониться мощам великого русского святого преподобного Серафима Саровского.


Выбор дня для наших ежегодных встреч глубоко символичен, ведь православная вера самым тесным образом связана с самосознанием наших народов и определяет их духовную близость. Наши благочестивые предки положили немало сил, защищая предание Церкви от попыток исказить его в угоду мирским соображениям. В IX столетии в этой борьбе была одержана важная историческая победа, в ознаменование которой и был учрежден день Торжества Православия. Отмечая этот общий для нас праздник, мы свидетельствуем о нашем единстве, поскольку вместе являемся наследниками и хранителями единого православного предания.


Понятие «предание» подразумевает не только преемственность духовного пути, но и творческое использование на практике опыта, унаследованного от отцов, унаследованого от прошлого. Поэтому для нас Торжество Православия — это не просто воспоминание о событии, случившемся в далеком прошлом, это прекрасный повод для глубокого осмысления пройденного нами исторического пути и осознания ответственности, которую налагает на нас принадлежность к православной традиции. Сегодня Вы, господин посол, замечательно сказали о том, что мы как наследники этого предания обязаны защищать православную веру. В современных условиях, когда налицо стремление отдельных политических сил оттеснить религию на обочину общественной жизни, защита веры может потребовать не меньшей стойкости, чем та, что была проявлена нашими предками.


Во все времена православие было для исповедующих его народов неисчерпаемым источником силы, необходимой не для достижения господства, но для укрепления духа людей в пору тяжких испытаний. Сейчас мы переживаем один из таких трудных периодов. Я имею в виду экономический кризис, который, в силу глобализационных процессов, поразил практически весь мир. По мере его развития становится все более очевидным, что корни этого бедствия кроются не столько в экономической, сколько в нравственной сфере. Поэтому и путь к преодолению кризиса экономики лежит через преодоление кризиса человеческих душ, через отказ от культа богатства, от безудержного потребления, от погони за наживой любой ценой, от эгоистического использования собственности, от пренебрежения нуждами бедных. Думаю, что православная цивилизация в сотрудничестве с представителями других культурных традиций может предложить свои подходы к выработке социально-экономической модели, которая бы строилась на нравственных началах, укорененных в нашем духовном наследии. Уверен, что это был бы весомый вклад православных народов в развитие человеческой цивилизации. Русская Православная Церковь уже постаралась внести свой вклад в этот процесс духовного осмысления экономических проблем, обнародовав в 2000 году «Основы социальной концепции». А в 2004 году под ее эгидой был разработан «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании».
Уважаемый господин посол! Радость отмечаемой нами Недели Торжества Православия умножается теплым сердечным общением в этом дружеском кругу. Мы окружены Вашей заботой и радушием. От души благодарим Вас за любовь и гостеприимство. В заключение хотел бы еще раз поздравить Вас и всех присутствующих с праздником и пожелать мира, здоровья и благословенных успехов в добрых делах. Многая и благая всем лета!

 

17 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00