iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
ЦВ № 10 (407) май 2009 /  28 мая 2009 г.
версия для печати версия для печати

Подвиг служения святых Кирилла и Мефодия

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с государственно-церковным праздником — Днем славянской письменности и культуры. Мы начинаем этот праздник молитвой, потому что так хотели сами равноапостольные Кирилл и Мефодий, создавшие славянскую грамоту и азбуку, положившие начало славянской письменной культуре.

С самого начала они были не только учеными мужами, не только замечательными грамматиками, способными подъять и осуществить великий труд создания письменного языка. Они были просветителями. Создание языка и грамматики преследовало совершенно конкретные цели: святые Кирилл и Мефодий стремились к тому, чтобы славянские народы получили доступ к вечной и неиссякаемой сокровищнице мудрости — слову Божиему. Для того и создавался язык, чтобы перевести на него вечные слова Божественного слова, чтобы вместе с грамотой, образованием, культурой в сознание и душу славянских народов входили высочайшие, вечные и неизменные нравственные и духовные истины, которые были сочинены и сформулированы не людьми, великими и славными, но самим Богом Живым. Эти вечные и неизменные нравственные истины вместе с языком, вместе с культурой были восприняты славянскими народами. Именно эти истины сформировали систему ценностей, в которой воспитывались все последующие поколения славян, в том числе и наш великий народ.

То, что было посеяно святыми Кириллом и Мефодием, богато расцвело в нашей национальной культуре и в жизни нашего народа. Тот идеал, который проповедовали святые равноапостольные братья, стал идеалом русской художественной литературы и философской мысли. Это тот самый положительный идеал, на примере которого воспитывались, и даже до сих пор, несмотря на попытки разрушить эти ценности, воспитывается наш народ.

Дай Бог, чтобы при всех обстоятельствах система ценностей, которая была заложена святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, которая была усвоена культурой и народной жизнью, обогащена великим опытом всего нашего народа, которая вошла в его плоть и кровь через радость и через скорбь, через жизнь и через смерть, — всегда оставалась той духовной матрицей, тем фундаментом, тем основанием, на котором должна произрастать жизнь нашего многонационального народа. И как замечательно, что эти великие духовные и нравственные цели и ценности, которые провозглашала в истории Православная Церковь, продолжая миссию святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сочетаются и взаимодействуют с нравственной системой ценностей, которая близка людям других традиционных религий России. На этом и основывается общность наша — на единой системе ценностей великого многонационального российского народа.

Когда предыдущие поколения встречали грудью врага, желавшего поработить страну, когда проходили они через междоусобицы и даже через годы беспамятства и осквернения святынь, в глубине народной жизни всегда сохранялась это духовное и нравственное ядро, заложенное святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в основу культурной жизни славянских народов.

Вот и сегодня эта основа должна работать — не привнесенные извне субкультуры, которые иногда являются столь привлекательными, особенно для людей, оторванных от исторического знания, но наша базисная, основная культура, на которой и развилась вся национальная жизнь, должна быть реальной основой нашего бытия. Более того, эта основа является — как в прошлом, так и в настоящем — фундаментом объединения славянских народов. И хотя в течение истории народы сии обрели суверенитет и независимость, это не мешает и не должно мешать им сохранять духовное и ценностное единство, сохранять параметры великой славянской цивилизации, которая при единстве славянских народов может существовать как необычайно важное и обогащающее весь мир духовное и культурное явление. К этому призывает нас история наших народов, к этому призывает нас исток, из которого проистекает вся наша общая культура, — подвиг служения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Я желаю всем вам, мои дорогие братья и сестры, крепости и силы духа, хранения непреходящих ценностей нашей национальной культуры и духовной жизни. Опираясь на эти ценности, мы сохраняем нашу силу, которая только и способна, как показывает история, превозмочь все исторические искушения и испытания, преодолеть все кризисы и все трудности нашего настоящего бытия. Наша сила — в этом единстве с прошлым, в этой способности трансформировать прошлое и его ценности в реальности современной жизни и устремляться вперед с верой и надеждой на процветание нашего возлюбленного Отечества, на духовное и культурное единство всего православного христианского славянского мира.
Христос Воскресе!

 

28 мая 2009 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырь добрый
ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА БЕРЛИНСКОГО И ГЕРМАНСКОГО ФЕОФАНА (ГАЛИНСКОГО)  Исполнился год со дня кончины архиепископа Феофана, более четверти века возглавлявшего Берлинскую епархию. Время его архипастырского служения справедливо можно назвать периодом становления и расцвета Русской Православной Церкви в Германии: были подготовлены и рукоположены десятки священников, число приходов превысило сотню, возникли и стали успешно развиваться образовательные, социальные и молодежные проекты. При непосредственном участии архиепископа Феофана именно с Германии начался процесс объединения двух ветвей Русской Церкви, увенчавшийся полным уврачеванием раскола и подписанием в 2007 году «Акта о каноническом общении». Те, кто знал владыку, — от иерархов до прихожан, помнят его как человека прекрасных личных качеств, тонкого ума, широчайшей эрудиции и удивительного такта в общении с людьми. PDF-версия  
14 ноября 2018 г. 15:10