выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Церковь
ЦВ № 10 (407) май 2009 /  28 мая 2009 г.
версия для печати версия для печати

Подвиг служения святых Кирилла и Мефодия

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с государственно-церковным праздником — Днем славянской письменности и культуры. Мы начинаем этот праздник молитвой, потому что так хотели сами равноапостольные Кирилл и Мефодий, создавшие славянскую грамоту и азбуку, положившие начало славянской письменной культуре.

С самого начала они были не только учеными мужами, не только замечательными грамматиками, способными подъять и осуществить великий труд создания письменного языка. Они были просветителями. Создание языка и грамматики преследовало совершенно конкретные цели: святые Кирилл и Мефодий стремились к тому, чтобы славянские народы получили доступ к вечной и неиссякаемой сокровищнице мудрости — слову Божиему. Для того и создавался язык, чтобы перевести на него вечные слова Божественного слова, чтобы вместе с грамотой, образованием, культурой в сознание и душу славянских народов входили высочайшие, вечные и неизменные нравственные и духовные истины, которые были сочинены и сформулированы не людьми, великими и славными, но самим Богом Живым. Эти вечные и неизменные нравственные истины вместе с языком, вместе с культурой были восприняты славянскими народами. Именно эти истины сформировали систему ценностей, в которой воспитывались все последующие поколения славян, в том числе и наш великий народ.

То, что было посеяно святыми Кириллом и Мефодием, богато расцвело в нашей национальной культуре и в жизни нашего народа. Тот идеал, который проповедовали святые равноапостольные братья, стал идеалом русской художественной литературы и философской мысли. Это тот самый положительный идеал, на примере которого воспитывались, и даже до сих пор, несмотря на попытки разрушить эти ценности, воспитывается наш народ.

Дай Бог, чтобы при всех обстоятельствах система ценностей, которая была заложена святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, которая была усвоена культурой и народной жизнью, обогащена великим опытом всего нашего народа, которая вошла в его плоть и кровь через радость и через скорбь, через жизнь и через смерть, — всегда оставалась той духовной матрицей, тем фундаментом, тем основанием, на котором должна произрастать жизнь нашего многонационального народа. И как замечательно, что эти великие духовные и нравственные цели и ценности, которые провозглашала в истории Православная Церковь, продолжая миссию святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сочетаются и взаимодействуют с нравственной системой ценностей, которая близка людям других традиционных религий России. На этом и основывается общность наша — на единой системе ценностей великого многонационального российского народа.

Когда предыдущие поколения встречали грудью врага, желавшего поработить страну, когда проходили они через междоусобицы и даже через годы беспамятства и осквернения святынь, в глубине народной жизни всегда сохранялась это духовное и нравственное ядро, заложенное святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в основу культурной жизни славянских народов.

Вот и сегодня эта основа должна работать — не привнесенные извне субкультуры, которые иногда являются столь привлекательными, особенно для людей, оторванных от исторического знания, но наша базисная, основная культура, на которой и развилась вся национальная жизнь, должна быть реальной основой нашего бытия. Более того, эта основа является — как в прошлом, так и в настоящем — фундаментом объединения славянских народов. И хотя в течение истории народы сии обрели суверенитет и независимость, это не мешает и не должно мешать им сохранять духовное и ценностное единство, сохранять параметры великой славянской цивилизации, которая при единстве славянских народов может существовать как необычайно важное и обогащающее весь мир духовное и культурное явление. К этому призывает нас история наших народов, к этому призывает нас исток, из которого проистекает вся наша общая культура, — подвиг служения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Я желаю всем вам, мои дорогие братья и сестры, крепости и силы духа, хранения непреходящих ценностей нашей национальной культуры и духовной жизни. Опираясь на эти ценности, мы сохраняем нашу силу, которая только и способна, как показывает история, превозмочь все исторические искушения и испытания, преодолеть все кризисы и все трудности нашего настоящего бытия. Наша сила — в этом единстве с прошлым, в этой способности трансформировать прошлое и его ценности в реальности современной жизни и устремляться вперед с верой и надеждой на процветание нашего возлюбленного Отечества, на духовное и культурное единство всего православного христианского славянского мира.
Христос Воскресе!

 

28 мая 2009 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00