iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
ЦВ № 10 (407) май 2009 /  28 мая 2009 г.
версия для печати версия для печати

Подвиг служения святых Кирилла и Мефодия

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с государственно-церковным праздником — Днем славянской письменности и культуры. Мы начинаем этот праздник молитвой, потому что так хотели сами равноапостольные Кирилл и Мефодий, создавшие славянскую грамоту и азбуку, положившие начало славянской письменной культуре.

С самого начала они были не только учеными мужами, не только замечательными грамматиками, способными подъять и осуществить великий труд создания письменного языка. Они были просветителями. Создание языка и грамматики преследовало совершенно конкретные цели: святые Кирилл и Мефодий стремились к тому, чтобы славянские народы получили доступ к вечной и неиссякаемой сокровищнице мудрости — слову Божиему. Для того и создавался язык, чтобы перевести на него вечные слова Божественного слова, чтобы вместе с грамотой, образованием, культурой в сознание и душу славянских народов входили высочайшие, вечные и неизменные нравственные и духовные истины, которые были сочинены и сформулированы не людьми, великими и славными, но самим Богом Живым. Эти вечные и неизменные нравственные истины вместе с языком, вместе с культурой были восприняты славянскими народами. Именно эти истины сформировали систему ценностей, в которой воспитывались все последующие поколения славян, в том числе и наш великий народ.

То, что было посеяно святыми Кириллом и Мефодием, богато расцвело в нашей национальной культуре и в жизни нашего народа. Тот идеал, который проповедовали святые равноапостольные братья, стал идеалом русской художественной литературы и философской мысли. Это тот самый положительный идеал, на примере которого воспитывались, и даже до сих пор, несмотря на попытки разрушить эти ценности, воспитывается наш народ.

Дай Бог, чтобы при всех обстоятельствах система ценностей, которая была заложена святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, которая была усвоена культурой и народной жизнью, обогащена великим опытом всего нашего народа, которая вошла в его плоть и кровь через радость и через скорбь, через жизнь и через смерть, — всегда оставалась той духовной матрицей, тем фундаментом, тем основанием, на котором должна произрастать жизнь нашего многонационального народа. И как замечательно, что эти великие духовные и нравственные цели и ценности, которые провозглашала в истории Православная Церковь, продолжая миссию святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сочетаются и взаимодействуют с нравственной системой ценностей, которая близка людям других традиционных религий России. На этом и основывается общность наша — на единой системе ценностей великого многонационального российского народа.

Когда предыдущие поколения встречали грудью врага, желавшего поработить страну, когда проходили они через междоусобицы и даже через годы беспамятства и осквернения святынь, в глубине народной жизни всегда сохранялась это духовное и нравственное ядро, заложенное святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в основу культурной жизни славянских народов.

Вот и сегодня эта основа должна работать — не привнесенные извне субкультуры, которые иногда являются столь привлекательными, особенно для людей, оторванных от исторического знания, но наша базисная, основная культура, на которой и развилась вся национальная жизнь, должна быть реальной основой нашего бытия. Более того, эта основа является — как в прошлом, так и в настоящем — фундаментом объединения славянских народов. И хотя в течение истории народы сии обрели суверенитет и независимость, это не мешает и не должно мешать им сохранять духовное и ценностное единство, сохранять параметры великой славянской цивилизации, которая при единстве славянских народов может существовать как необычайно важное и обогащающее весь мир духовное и культурное явление. К этому призывает нас история наших народов, к этому призывает нас исток, из которого проистекает вся наша общая культура, — подвиг служения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Я желаю всем вам, мои дорогие братья и сестры, крепости и силы духа, хранения непреходящих ценностей нашей национальной культуры и духовной жизни. Опираясь на эти ценности, мы сохраняем нашу силу, которая только и способна, как показывает история, превозмочь все исторические искушения и испытания, преодолеть все кризисы и все трудности нашего настоящего бытия. Наша сила — в этом единстве с прошлым, в этой способности трансформировать прошлое и его ценности в реальности современной жизни и устремляться вперед с верой и надеждой на процветание нашего возлюбленного Отечества, на духовное и культурное единство всего православного христианского славянского мира.
Христос Воскресе!

 

28 мая 2009 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59