iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
Святейший Патриарх Кирилл
ЦВ № 7 (428) апрель 2010 /  10 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Вера и любовь не требуют доказательств

4 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения митрополит Ювеналий от лица Священного Синода, всей полноты Русской Православной Церкви и представительств Поместных Православных Церквей при московском Патриаршем престоле поздравил Святейшего Патриарха Кирилла со светлым праздником Пасхи. Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с ответным словом. Затем Предстоятель Русской Церкви принял традиционные пасхальные поздравления.

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Ювеналий, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые владыки, Ваши Высокопреподобия и Преподобия, всечестные отцы и матери, дорогие братья и сестры!

Я хотел бы поблагодарить Вас за Ваши слова, Ваше Высокопреосвященство, и за то, что Вы обратили внимание на то, что я считал очень важным передать и Церкви, и миру в связи с праздником Святой Пасхи. Вера является великой силой, способной преобразовать человеческую личность и человеческое общество. Только что мы прослушали Евангелие от Иоанна о явлении Христа Спасителя после воскресения из мертвых — о том, как не было среди апостолов Фомы и как он не поверил в воскресение Господа. Ему нужны были доказательства, а доказательств не было.

Вот это слово: «Не поверю» — вместе со словом: «Верю, Господи! помоги моему неверию» (см. Мк. 9, 24) — сопровождает всю человеческую историю. Всегда есть люди, которым нужны доказательства. И есть те, кому не нужны доказательства. Что же это за механизм такой, который в одних формирует веру, религиозный взгляд на жизнь, а других оставляет равнодушными в отношении веры? Некоторым кажется, что это склад ума, склонность людей к рациональному мышлению, которая принадлежит большому количеству людей и в связи с развитием науки, образования количество этих людей все время увеличивается. Есть мнение, что склонность людей к рациональному мышлению и предполагает необходимость требовать доказательств, и у многих складывается впечатление, что люди образованные, рационально мыслящие не могут быть людьми верующими. Это заблуждение особенно сильно в наше время. Но на самом деле это совсем не так, и склонность человека к рациональному мышлению совсем не означает невозможность веры.

И для того, чтобы убедиться в этом, достаточно привести один простой жизненный пример. И рациональные люди, и нерациональные влюбляются. Начинают любить другого человека, и каждый, наверное, кто прошел через это состояние, по опыту своему знает, что никаких рациональных аргументов не существует. Мы не любим человека за то, что он такой или другой — мы просто любим человека. И самые что ни на есть рационально мыслящие люди, и великие ученые, и прагматики, подвергаясь этому чувству, вводят себя в совершенно особый мир, когда нечто важное передается не рациональным разумом, а самим внутренним существом человека. И до сих пор те, кто исследует человеческое сознание, не могут ответить на воп-рос, что это. Некоторые называют это интуицией, внутренним голосом, какой-то внутренней силой, которая совершенно неподвластна рациональному мышлению. И ведь это только один пример. Но как много других примеров — когда человек погружается в звуки музыки, или восторгается произведением изобразительного искусства. И никаких аргументов не существует — стихия, духовная стихия захватывает человеческое существо.

Вера — это явление такого же порядка. Можно быть рациональным человеком и глубоко верующим, потому что подлинная вера никогда не основывается на доказательствах. Там где требуются доказательства, там нет веры, там нет любви, там нет жертвенности.

Я только что приехал из детского дома-интерната, где лежат тяжелобольные дети. Одни из них страдают синдромом Дауна, другие — церебральным параличом, а некоторые малютки вообще не имеют контакта с внешним миром. Они живут какой-то своей жизнью. Я общался с замечательными людьми, которые там работают, в том числе и с нашими церковными добровольцами, молодыми юношами и девушками, которые свое свободное время посвящают тому, чтобы ухаживать за этими несчастными детьми. И вот, общаясь с персоналом, я что-то хотел сказать, передать им какие-то свои мысли, и в ответ на мои слова одна простая женщина, сотрудница этого детского дома, вдруг говорит мне: «Святейший! Эти дети уже с Богом. Мы только на пути, а они уже в Царствии Божием». Меня так потрясли эти слова, что я с радостью разделяю их с вами. Где же здесь доказательства? Где здесь человеческое ratio? Почему эти юноши и девушки там, среди этих несчастных детей, с такой любовью и с такой жертвенностью? Вера — это сила, которая в нас входит тогда, когда мы становимся способными уступить свое центральное место Богу и другому человеку.

Вера преображает личность, общество и мир. Вера создает совершенно иную систему ценностей, в рамках которой только и может быть подлинное развитие человеческого общества. Всякая попытка разрушить эту систему оборачивается трагедией для личности, общества и государства. И нам с вами не нужно это доказывать — мы пережили все это на своем опыте. Вот почему сегодня задача Церкви заключается в том, чтобы словом, примером — подобным тем, о которых я только рассказал, — мы меняли мир к лучшему. Но мы его не изменим, пока не изменится человеческое сердце, пока вместо «Не поверю!» человек не скажет «Верю, Господи! помоги моему неверию».

Почему мы говорим об этом в день Святой Пасхи? Мы говорим потому, что Своим Воскресением Господь утверждает Свою власть: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18). Он утверждает Свое Царство, Он ясно говорит нам, что Он победил смерть и диавола. Все уже позади. И сегодня сопротивляться Богу, не верить, разрушать систему ценностей, которую формирует религиозное начало, значит идти против жизни, против Божественного промысла, против воли Божией, против всего того, что Христос совершил для нас. «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 5), сказал Господь Савлу, который противился Ему. Эти слова обращены сегодня ко всему миру. Трудно идти против Бога — бессмысленное махание руками, бессмысленная трата энергии. Это некая ветряная мельница, которая не производит ничего, а, установленная неизвестно по какой причине, ловит потоки ветра, вращается, и огромная энергия производится и расходуется впустую.

Для того чтобы мир, человечество имели будущее, вера должна стать доминантой. Тогда все будет получаться — и гармония в отношениях между людьми, и гармония между людьми и природой. Тогда экономика не будет перемалывать ресурсы неизвестно ради каких целей. Тогда мы не будем загрязнять наш мир ни отвратительными поступками, ни последствиями экономического развития. Тогда уйдут из нашего обихода такие слова, как «кризис».

Все начинается в глубине человеческого сердца. И Церковь Христова призвана преобразовывать человеческие сердца. И в день Святого Христова Воскресения я хочу пожелать всем нам — вам, дорогие владыки, отцы, братия, матушки игумении, монашествующие, дорогие братия и сестры — хранить веру, приумножать ее в своем сердце, разделять свой опыт с другими людьми, творить дела милосердия и правды. И тогда наша жизнь и жизнь мира будет другой, и Христос Воскресший, Победивший диавола и смерть, — с нами на этом пути. А если Он с нами, то кто против нас? (см. Рим. 8, 31).
Христос Воскресе!

 

10 апреля 2010 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл, дети, Пасха
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи