выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Церковь
ЦВ № 24 (325) декабрь 2005 /  30 декабря 2005 г.
версия для печати версия для печати

Якутия — огромная земля

О миссионерских проектах епархии «Церковному вестнику» рассказывает епископ Якутский и Ленский Зосима

— Ваше Преосвященство, в декабре вы впервые провели в епархии Рождественские чтения. Как вы их оцениваете? В чем вы видите их пользу? Не секрет, что иногда подобные конференции настораживают участников своим формализмом.
— Мне хочется сказать, что наша республика весьма отдалена от Москвы. Даже на самолете лететь 6 часов. У нас долгие зимы и период активности — это всего два-три летних месяца, а остальное время мы чаще находимся по домам, потому что морозы такие, что на улицу лишний раз не выйдешь. Когда я чуть больше года назад впервые приехал сюда из Москвы, моим первым впечатлением было, будто я совершил перелет во времени и вернулся в начало 90-х годов прошлого века. В Москве идет очень активная церковная жизнь. Христианская проповедь постоянно ищет новые формы, голос Церкви слышен и в прессе, и на телевидении. На Якутской земле церковная жизнь еще не столь активна. Поэтому с этими Чтениями я связываю надежду на оживление нашей церковной жизни. И в ближайшее время мы увидим, насколько эти надежды были оправданы.

Рождественские чтения для нас дело новое. Готовясь к ним, мы испытывали даже некоторое беспокойство: поддержит ли их общественность, будет ли это интересно для наших педагогов? Готовя чтения, мы стремились обратиться прежде всего к тем, кто постоянно работает с молодежью. Чтения прошли в традиционном ключе — пленарные заседания, секции, круглый стол. Должен сказать, что многие учителя уже подходили ко мне, благодарили, говорили, что с радостью примут участие в чтениях на следующий год, и очень просили заблаговременно распространять информацию о чтениях в СМИ. Для первого раза это очень хороший результат.

Конечно, были доклады, адресованные не только педагогам. Представители городской власти высказали пожелание, чтобы в следующем году мы заранее предупредили мэрию, и тогда, при их содействии, соберутся не только директора и педагоги, но и учащиеся и их родители, так как очень многие искренне заинтересованы в том, чтобы узнать, каковы православные семейные традиции и как по-христиански воспитывать детей. Очевидно, что церковного общения в приходах недостаточно, люди хотят встречаться, беседовать с интересными людьми, слушать специалистов, которые рассказывают об успехах, о проблемах, о новых возможностях, которые сегодня существуют в Центральной России. И мне было очень приятно видеть на наших чтениях гостей из Москвы: иеродиакона Серафима (Петровского) из Синодального отдела по делам молодежи, Сергея Валерьевича Чапнина из Издательского Совета Русской Православной Церкви и Ларису Ивановну Мумрикову из Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Информированность нашего региона не очень высокая, и местным чиновникам из Министерства образования и Министерства по молодежной политике было важно услышать о том, в Москве Рождественские чтения стали традиционными и проводятся уже 14 лет.

Я бы хотел особо поблагодарить Правительство Республики Саха (Якутия), департамент по делам народов и федеративным отношениям и его руководителя Афанасия Васильевича Мигалкина за помощь и поддержку в организации чтений.

— В конце осени вы были в Москве на курсах повышения квалификации в Академии госслужбы, которые уже принято называть «архиерейскими курсами». Каковы ваши впечатления? Трудно было учиться? — Не трудно, я бы даже сказал радостно. На курсах собрались молодые архиереи, которые еще не очень отвыкли от студенческой скамьи. И на первом занятии архиепископ Истринский Арсений строго сказал, что мы — школьники и должны посещать все занятия. И мы честно их посещали, не по послушанию, нам действительно было очень интересно. В Католической Церкви есть хорошая практика: как бы далеко от центра епархии священники не были бы раскиданы, их раз в два года вызывают в центр, чтобы они прошли те или иные курсы. Здесь важно прежде всего общение.

У нас была уникальная возможность встретиться с первыми лицами из различных министерств и ведомств, из первых уст услышать, как они предполагают решать те или иные вопросы, затрагивающие интересы Церкви. Реформа образования, налоги, новый Земельный кодекс — все эти проблемы касаются нас непосредственно. Но на местах мы читаем об этом только в небольших заметках.

На курсах в большинстве случаев мы услышали конкретные ответы на свои вопросы, и нам стало легче ориентироваться в законодательстве, мы уже лучше знаем свои права и обязанности, знаем, что хорошего и что плохого нам ждать от реформ. Надо отметить, что польза курсов еще и в том, что когда специалист говорит, например, о налогообложении, он говорит не только о сегодняшнем дне, он дает «сюжет в развитии» — как было до революции, какова практика в других странах. Нам важно расширять свой кругозор, тогда растет и доверие к государству. Приходится признать, что в 90-е годы многие законы принимались буквально с бухты-барахты. Сегодня мы видим более серьезное и ответственное отношение государства к законотворчеству.
По возвращении с курсов я считаю необходимым собрать наше духовенство и рассказать о новых законах, которые приняты сейчас или будут приняты в ближайшее время, чтобы и священники имели о них ясное представление.

Если помечтать, то хотелось бы, чтобы подобные курсы были и для церковных бухгалтеров, и для руководителей канцелярий, и для руководителей информационных и издательских отделов.

— Церковное служение в Якутской епархии традиционно носит миссионерский характер. Как сегодня складывается ситуация? Есть ли новые миссионерские проекты?
— Вот уже год, как я в епархии, и за это время из 36 улусов (районов) посетил меньше половины. Это связано прежде всего с огромными размерами епархии, с ее малой населенностью, с сезонными дорогами и большой разбросанностью поселков.

Сегодня в епархии четыре благочиния: Северное, Южное, Западное и Восточное. В каждое из них надо лететь на самолете. В Южном благочинии достаточно компактное проживание, там есть большие города. В г. Нерюнгри сегодня живет около 60 тысяч человек, и можно без труда посетить общины в ближайших поселках. Но до Алдана надо ехать восемь часов на поезде, и это еще удобно, так как есть железная дорога. Когда, например, я приезжаю в Западное благочиние, то приходится по восемь-девять часов от поселка к поселку ехать на машине, а где-то плыть на корабле. У нас есть общины по берегу реки Лены в поселках Пеледуй и Витим, к ним надо плыть полдня в одну сторону и полдня в другую. Расстояния огромные.
Во время моей летней поездки по Западному благочинию самой дальней точкой стал поселок Нюрба — до него я добирался 10 дней. Туда только от Сунтар, где расположен ближайший храм, мы ехали 8 часов, причем преодолели на машине пять или шесть переправ через небольшие речки. У поселка нас встретил глава администрации, и первые его слова были: «Мы очень рады вас видеть, в последний раз владыка посетил нас 96 лет назад».

Как объяснить, что Якутия — это действительно огромная земля? Из Москвы на Камчатку мы летели на самолете 9 часов, и в течение двух с половиной часов мы летели над Якутией. Я летал из Якутска на Колыму, и это заняло те же два с половиной часа.

В таких трудных условиях в епархии продолжает развиваться миссионерство. Но у нас сегодня не хватает своих сил. В епархии служат всего 29 священнослужителей, и каждый из них, кроме своих приходских обязанностей, несет миссионерское служение. Главных проблем две — недостаток подготовленных миссионеров и высокая стоимость передвижения.

И все же мы готовим новые проекты. Например, сегодня с Ленским пароходством достигнута договоренность о большой миссионерской экспедиции вниз по реке Лене из Якутска до поселка Тикси. Это крайняя точка нашей земли, место впадения Лены в Ледовитый океан. Готовим миссионерскую группу и церковный хор — будем выступать с концертами. Задумайтесь, у жителей многих поселков нет практически никаких развлечений, кроме телевизора.

Кроме этого, обсуждается проект миссионерских поездок семинаристов из Калужской и Белгородской семинарий в Якутию. Это тоже дорогостоящие проекты — хотя бы потому, что один авиабилет из центральной России в Якутию стоит около 18 тысяч рублей. Но мы надеемся на помощь добрых людей.
 

30 декабря 2005 г.
Ключевые слова: Дальний Восток
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00