выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Церковь
ЦВ № 12-13 (241-242) июнь 2002 /  5 сентября 2002 г.
версия для печати версия для печати

Знаменные мелодии в современном исполнении

В середине XIX века внутри Римско-католической церкви возникло движение, выступающее против инструментальной музыки в церкви и за возврат к церковным канонам и старинному грегорианскому хоралу. В конце XIX — начале XX веков при поддержке папы Пия X происходит реставрация монодийного грегорианского пения (типологическая параллель русскому знаменному распеву). Второй Ватиканский собор в 1963 году определяет одноголосный грегорианский хорал как «свойственное римской литургии пение», однако наряду с ним разрешает использовать в богослужении и другие виды церковной музыки, в том числе и многоголосие.
Нечто подобное происходило и в Русской Церкви, только на век раньше. По указу Святейшего Синода, с 1772 по 1917 год были изданы в пятилинейной нотации сборники одноголосного знаменного пения, охватывающие почти весь годовой цикл богослужебных песнопений: Обиход, Ирмологий, Октоих, Праздники, Триодь постная и цветная. Издать песнопения средних праздников, Трезвоны, помешала Первая мировая война.
История издания Синодальных сборников знаменного пения заслуживает подробного описания. Еще в 1681 году ревизия выявила наличие в Московской типографии готовых матриц певческих знаменных крюков. По-видимому, вскоре типографский станок должен был дать всей Русской Церкви добротные печатные певческие книги с крюковой нотацией. К сожалению, этого не произошло.
Когда в 1766 году Святейший Синод задался вопросом, по каким причинам остановилось печатание, типографский библиотекарь Сергей Васильев ничего путного ответить не смог, связь времен уже была нарушена, однако дал справку, что в типографской библиотеке находятся следующие знаменные рукописи (по нынешним понятиям — бесценные сокровища): «Ирмологий без начала, XVI в.; Кондакарион, XI в.; Триодь постная и цветная, XIII в.; певчая рукопись без начала и конца, XIV в.; Минея декабрьская певческая, шесть чисел, XIV в.; сборник стихир Господским праздникам и разным святым, XIV в.».
Как говорит историк П.Безсонов, «в противоположность другим странам, все важные предприятия зачинаются у нас не общественными, а отдельными даровитыми или смелыми людьми». Таким и был, по-видимому, Степан Бышковский — работник Московской типографии, знаток знаменного пения и всего типографского дела, которому мы во многом и обязаны появлением в свет Синодальных сборников знаменного пения. Сначала простой протоколист, затем надзиратель по художественной части и, наконец, секретарь типографии, Бышковский активно хлопочет об издании знаменных песнопений. С 1766 по 1771 год он несколько раз докладывает высшему начальству о необходимости и возможности напечатания церковных книг знаменного пения, представляет проекты и для успешного их продвижения сам едет в Петербург.
В конце концов эти хлопоты увенчались успехом. Указ Святейшего Синода от 20 марта 1768 года гласил: «Выбрать из синодальных иподьяконов и певчих, которые бы могли Ирмолог исправить нотою во всем знаменным лучшим напевом, придав к тому и Обиход церковной греческаго напеву». Этот труд был выполнен в Москве иподиаконом Петром Андреевым и певчим Иваном Тимофеевым. Переведенные на линейную нотацию Ирмологий и Обиход вскоре были представлены с рапортом в Санкт-Петербург. Член Святейшего Синода Троицкий архимандрит Платон Левшин отправляет эти рукописи снова в Москву на рассмотрение своим Чудовским певчим (по подворью — Троицким) Петру Синьковскому и Якову Лавлинскому.
Уже в наши дни практика знаменного пения показала, что редактирование Обихода П.Синьковским и Я.Лавлинским имело крайне отрицательный результат. Именно они добавили в это издание песнопения так называемого киевского и киево-печерского распева своего времени, несущие на себе печать западной музыкальной системы; выполнена была и рекомендация синодальных властей в отношении «греческого» распева (тоже имеющего юго-западное происхождение и никак не связанного ни с древними, ни с новыми греками). В результате из пяти Синодальных сборников знаменного пения Обиход оказался самым слабым изданием, засоренным чуждыми знаменному распеву мелодиями. Этот же дефект, но в меньшей мере, имеет также Триодь постная и цветная, изданная в конце XIX века.
Новый указ Синода от 15 июня 1769 года повелевал: «Присланный из синодальной (московской) конторы церковный Обиход... также и истребованный от преосвященнаго Тверскаго Ирмолог, а к тому изыскав в синодальной конторе в домах синодальных членов (преосвященных Московскаго или Крутицкаго) Праздники и Октоих исправного знаменнаго напева, без исключенных фит, оные все расположа... на четыре книги... в Московской типографии напечатать на казенный кошт».
В Москве подготовка к печати Октоиха и Праздников были поручены синодальному ризничему Гавриилу с тем, чтобы «избрав из синодальных иподиаконов и певчих трех человек таких, кои б в нотном пении знали лутчее искусство, представить их немедленно».
Поскольку синодальные певчие пели тогда в Кремлевском Успенском соборе, то именно отсюда и начались их поиски исправных крюковых знаменных рукописей. Вскоре они обнаружены. Итак, «Праздники», наиболее удачное из Синодальных изданий, сделаны по списку Успенского собора — возможно, того самого, над которым работал знаменитый усолец Фаддей Суботин. Безупречный знаменный попевочно-интонационный строй нотолинейных Праздников свидетельствует также об исключительно высоком мастерстве синодальных певчих, бывших, несомненно, выдающимися знатоками знаменного пения. Великолепен также своим четким, добротным, академическим столповым распевом Октоих. Крюковая рукопись Октоиха, с которой делался перевод на линейную нотацию, попала в синодальный дом, надо думать, тоже из Успенского собора. Таким образом, можно засвидетельствовать, что Синодальные издания Праздников и Октоиха сделаны с лучших образцов русского знаменного пения.
После представления сметы-реестра последовал, наконец, указ Святейшего Синода от 22 декабря 1769 года: «Печатать дозволяется».
Праздники до 1817 года выдержали 5 изданий, Обиход до 1864 года — 11 изданий, Ирмологий до 1862 года — 10 изданий, Октоих до 1849 года — 13 изданий (тиражом в 2400 экз.). Издания конца XIX — начала XX века — наиболее качественные, с восстановленными фитами и «странными голосами».
Большинство дореволюционных ученых признавали тождественность крюковой и нотолинейной звукозаписи. Прот. Д.Разумовский по этому вопросу писал: «Искусные певцы, поставленные одни при крюковых, а другие при нотолинейных книгах, могут исполнить известную церковную песнь с очень замечательным единством».
«Тождество мелодий знаменного распева, находящихся в линейных изданиях 1772 года и в безлинейных крюковых рукописях, признается всеми исследователями древнерусского церковного пения, — отмечал прот. И.Вознесенский. — Несмотря на изменение нотной системы, столповой, или знаменный распев не претерпел никаких существенных изменений».
Современный практический опыт знаменного пения в Спасском соборе Андроникова монастыря полностью подтверждает эти свидетельства старых историков, а именно: указанные Синодальные сборники действительно содержат в себе подлинный знаменный распев, хотя и записан он с помощью линейной нотации.
Проблема аутентичности, подлинности знаменных мелодий в их современном исполнении, несомненно, важна и требует дальнейшего изучения, однако можно поставить вопрос иначе: что может дать нам пение по Синодальным сборникам с их линейной нотацией? Восьмилетняя клиросная практика свидетельствует: пение по указанным сборникам дает так много, что порой и дебаты об аутентичности кажутся излишними и ненужными.
 

Борис Кутузов
5 сентября 2002 г.
Ключевые слова: знаменное пение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00