iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Культура
ЦВ № 9 (406) май 2009 /  19 мая 2009 г.
версия для печати версия для печати

«Библиотека русской философской мысли»

Издательство Московской Патриархии открывает новую книжную серию «Библиотека русской философской мысли». Задача серии — привлечь внимание к работам выдающихся отечественных мыслителей XIX–XX вв. и российской философской традиции в целом не только специалистов, но широкого круга читателей.

Русская философия в советское время методично изгонялась из культурной памяти и образовательных программ, поэтому отечественные мыслители, за исключением нескольких популярных имен, практически забыты. Распространенное мнение о том, что не было никакой самостоятельной русской философии, что имели место лишь заимствование и жалкое подражание, опровергается тем фактом, что в начале ХХ века русская философия была представлена плеядой мыслителей, которые по масштабу постановки проблем и глубине анализа вполне сравнимы со своими западными современниками Э.Кассирером, Л.Витгенштейном, Б.Расселом, и другими.

В готовящейся к изданию серии слово будет дано таким мыслителям, как А.И. Введенский, С.А. Аскольдов, П.Е. Астафьев, С.С. Глаголев, Н.Я. Грот и др. Их работы при советской власти находились в спецхранах библиотек, а их имена если и упоминались, то в контексте критики буржуазной философии. Однако содержание их трудов настолько интересно, значительно и актуально, что вполне способно заполнить пространство обмелевшей современной мысли и стать источником новых идей.
Серия открывается книгой священника Илии Кочурова «Русский кантианец», посвященной работам известного русского философа и логика, профессора Санкт-Петербургского университета Александра Ивановича Введенского (1856–1925).

А.И. Введенский был, с одной стороны, последовательным сторонником кантовского критицизма в России, с другой — самостоятельным, оригинальным мыслителем. Книга познакомит читателя с развитием русской философии в конце XIX — начале XX в., с философскими дискуссиями того времени, историей взаимоотношений А.И. Введенского со своими учителями, учениками, коллегами.

Следующей книгой в серии станет главный философский труд А.И. Введенского «Логика как часть теории познания». Это издание можно считать уникальным. Читатель найдет в нем полный текст второго издания «Логики» (1912), а также отзыв на него Николая Лосского «Новая форма философского критицизма».
А.И. Введенский видел в логике орудие, помогающее человеку не только избегать тривиальных ошибок в практической деятельности, но и систематизировать свое мировоззрение и даже правильно выбирать религиозную веру. Идеи, высказанные Введенским, позволяют и сегодня находить ответы на злободневные вопросы.
Вступительную статью к книге написал известный отечественный логик Борис Бирюков.

К изданию готовится также сборник работ Сергея Алексеевича Аскольдова (1871–1945), посвященный проблемам теории познания, сознания и личности, философским аспектам языка. Сергей Аскольдов был младшим современником А.И. Введенского. В сборник включены работы, созданные мыслителем в 10–20-х годах XX века. Большая часть из них с того времени не переиздавалась.

Сергей Аскольдов продолжил разработку концепции «панпсихизма», созданную его отцом — философом Алексеем Козловым, и положил начало оригинальной персоналистской теории познания. Являясь активным участником идейной полемики с антипсихологическим направлением в гносеологии и логике, Аскольдов внес большой вклад в развитие христианской философии в России.

Книги новой серии адресованы научным работникам, преподавателям и студентам гуманитарных специальностей, а также всем, кто интересуется историей философии, проблемами теории познания и гуманитарной методологии, рациональной апологией христианской веры.

 

19 мая 2009 г.
Ключевые слова: философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00