iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Культура
ЦВ № 9 (406) май 2009 /  19 мая 2009 г.
версия для печати версия для печати

«Библиотека русской философской мысли»

Издательство Московской Патриархии открывает новую книжную серию «Библиотека русской философской мысли». Задача серии — привлечь внимание к работам выдающихся отечественных мыслителей XIX–XX вв. и российской философской традиции в целом не только специалистов, но широкого круга читателей.

Русская философия в советское время методично изгонялась из культурной памяти и образовательных программ, поэтому отечественные мыслители, за исключением нескольких популярных имен, практически забыты. Распространенное мнение о том, что не было никакой самостоятельной русской философии, что имели место лишь заимствование и жалкое подражание, опровергается тем фактом, что в начале ХХ века русская философия была представлена плеядой мыслителей, которые по масштабу постановки проблем и глубине анализа вполне сравнимы со своими западными современниками Э.Кассирером, Л.Витгенштейном, Б.Расселом, и другими.

В готовящейся к изданию серии слово будет дано таким мыслителям, как А.И. Введенский, С.А. Аскольдов, П.Е. Астафьев, С.С. Глаголев, Н.Я. Грот и др. Их работы при советской власти находились в спецхранах библиотек, а их имена если и упоминались, то в контексте критики буржуазной философии. Однако содержание их трудов настолько интересно, значительно и актуально, что вполне способно заполнить пространство обмелевшей современной мысли и стать источником новых идей.
Серия открывается книгой священника Илии Кочурова «Русский кантианец», посвященной работам известного русского философа и логика, профессора Санкт-Петербургского университета Александра Ивановича Введенского (1856–1925).

А.И. Введенский был, с одной стороны, последовательным сторонником кантовского критицизма в России, с другой — самостоятельным, оригинальным мыслителем. Книга познакомит читателя с развитием русской философии в конце XIX — начале XX в., с философскими дискуссиями того времени, историей взаимоотношений А.И. Введенского со своими учителями, учениками, коллегами.

Следующей книгой в серии станет главный философский труд А.И. Введенского «Логика как часть теории познания». Это издание можно считать уникальным. Читатель найдет в нем полный текст второго издания «Логики» (1912), а также отзыв на него Николая Лосского «Новая форма философского критицизма».
А.И. Введенский видел в логике орудие, помогающее человеку не только избегать тривиальных ошибок в практической деятельности, но и систематизировать свое мировоззрение и даже правильно выбирать религиозную веру. Идеи, высказанные Введенским, позволяют и сегодня находить ответы на злободневные вопросы.
Вступительную статью к книге написал известный отечественный логик Борис Бирюков.

К изданию готовится также сборник работ Сергея Алексеевича Аскольдова (1871–1945), посвященный проблемам теории познания, сознания и личности, философским аспектам языка. Сергей Аскольдов был младшим современником А.И. Введенского. В сборник включены работы, созданные мыслителем в 10–20-х годах XX века. Большая часть из них с того времени не переиздавалась.

Сергей Аскольдов продолжил разработку концепции «панпсихизма», созданную его отцом — философом Алексеем Козловым, и положил начало оригинальной персоналистской теории познания. Являясь активным участником идейной полемики с антипсихологическим направлением в гносеологии и логике, Аскольдов внес большой вклад в развитие христианской философии в России.

Книги новой серии адресованы научным работникам, преподавателям и студентам гуманитарных специальностей, а также всем, кто интересуется историей философии, проблемами теории познания и гуманитарной методологии, рациональной апологией христианской веры.

 

19 мая 2009 г.
Ключевые слова: философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00