выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Культура

Музыка Светлого Праздника

С 27 апреля по 9 мая в Москве и других городах России прошел VII Московский Пасхальный фестиваль. Его художественный руководитель Валерий Гергиев пригласил для участия в нем великолепный звездный состав исполнителей, которые представили слушателям шедевры классической и духовной музыки. Пасхальный фестиваль привлек внимание самой широкой аудитории и стал кульминацией музыкального сезона в столице. Мероприятие получило благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Программу VII Московского Пасхального фестиваля можно было условно разделить на пять направлений: симфоническое, региональное, хоровое, звонильное и благотворительное. Но, по существу, все концерты из фестивальной афиши носили благотворительный характер. Значительную часть билетов выкупили спонсоры и безвозмездно передали московским социальным и образовательным учреждениям. Хоры, которые принимали участие в фестивале, дали концерты в детских домах и пансионатах для ветеранов. Концерт в Третьяковской галерее и гала-концерт в Большом зале Консерватории также были благотворительными. По инициативе артистов их гонорары вместе с концертными сборами были направлены на поддержку общеобразовательных и музыкальных школ Северной Осетии и строительство нового культурного центра во Владикавказе.

Основатель и художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев привлек к сотрудничеству наиболее ярких деятелей современной российской и мировой культуры. «В программах фестивальных концертов, на первый взгляд, очень непохожих друг на друга и охватывающих большой хронологический диапазон, мы постарались выделить единую линию, — сказал Валерий Гергиев в своем приветственном обращении к слушателям. — От Пасхальной оратории Баха через поздний шедевр Гайдна «Семь слов Христа на Кресте» мы приходим к Восьмой симфонии Малера, «Хованщине», оперным сюитам Римского-Корсакова и сочинению Софьи Губайдулиной, ставшему во многом парафразой опуса Гайдна. Тема духовного поиска и размышлений о жизни и вечности проходит сквозь века — и для нашего фестиваля такой ракурс более чем актуален».

Значительную часть симфонической программы Валерий Гергиев посвятил произведениям Николая Римского-Корсакова, 100-летие со дня смерти которого в этом году отмечает музыкальный мир. Еще одной темой фестиваля стало исполнение последних симфоний Густава Малера, редко звучащих в Москве. Главная роль в симфонической программе принадлежала солистам, оркестру и хору Мариинского театра.

На сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко прошли два балетных и два оперных спектакля знаменитой Мариинки. Волнующим событием этих вечеров стали выступления примы-балерины театра Ульяны Лопаткиной, в очередной раз подтвердившей статус ярчайшей звезды российского балета.

Участниками хоровой программы стали лучшие певческие коллективы России, Украины, Сербии, Грузии, Болгарии и Эстонии. Как и в прошлые годы, основная часть выступлений хоровых коллективов прошла в стенах московских храмов. Вход туда был свободным, и эти концерты собрали огромное число зрителей всех возрастов. В нынешний Год семьи в фестиваль была включена расширенная программа выступлений детских и юношеских хоровых коллективов.

В «Звонильной неделе» Пасхального фестиваля по традиции участвовали лучшие российские звонари. Москвичи познакомились с древними традициями колокольного звона. Впервые в программе пасхальных звонов участвовали звонари Петропавловского собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Завершилась программа Большим Пасхальным звоном. Он начался в полдень 9 мая в Храме Христа Спасителя, потом к нему присоединились 67 храмов, расположенных в центре Москвы. В финале в звоне приняли участие звонари колокольни Ивана Великого и храмов Казанской иконы Божией матери и Василия Блаженного на Красной площади.

В один из фестивальных дней, 2 мая, Валерию Гергиеву исполнилось 55 лет. Перед началом праздничного концерта юбиляра поздравил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Сложные чувства у зрителей вызвала поздравительная речь руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ Михаила Швыдкого. Обращаясь к Валерию Гергиеву со сцены Большого зала Консерватории, он, видимо в шутку, назвал его «выходцем с Кавказа» и сравнил с Фаустом, который устраивает Пасхальные фестивали «от нечего делать» («мне скучно, бес»). В атмосфере Светлой недели эта шутка прозвучала более чем двусмысленно.

В день рождения прославленного дирижера на сцену Большого зала Консерватории вместе с оркестром Мариинского театра вышли лучшие российские музыканты: альтист Юрий Башмет, сопрано Анна Нетребко, скрипач Вадим Репин, тенор Владимир Галузин. Зал стоя рукоплескал Валерию Гергиеву, его оркестру и солистам.

В день закрытия фестиваля, 9 мая, на Поклонной горе состоялся открытый праздничный концерт с участием симфонического оркестра Мариинского театра, за пультом которого вновь стоял художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев. Услышать этот концерт в День Победы смогли сотни тысяч москвичей и гостей столицы.

География Московского Пасхального фестиваля, который с 2003 года имеет статус Всероссийского, расширяется год от года. Концерты проходят не только в столице, но и других городах — от Архангельска до Владикавказа. Впервые участников музыкального форума в этом году приняла Казань. Московский Пасхальный фестиваль, продолжающий традицию европейских Пасхальных фестивалей, завоевал репутацию одного из наиболее заметных музыкальных форумов не только в России, но и за рубежом.

14 мая 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30