Апологетика — богословская дисциплина, которая решает задачу защиты христианской веры и разумного обоснования ее истинности. В последние десятилетия в связи с бурным развитием новых направлений науки особое значение приобрел один из разделов апологетики, находящийся на стыке гуманитарных и естественно-научных дисциплин, — «научная апологетика». Издательский Совет Русской Православной Церкви подготовил к печати книгу известного ученого и философа Виктора Тростникова «Бог в русской истории». Мы обратились к автору с просьбой рассказать о своей новой работе.
— Виктор Николаевич, по образованию вы математик. Тем не менее, уже почти тридцать лет вы занимаетесь научной апологетикой. Как вы пришли к этому?
— Действительно, первые тридцать лет моей профессиональной деятельности я посвятил точным наукам. Но в конце семидесятых меня потянуло к осмыслению более универсальных проблем бытия. Этот поворот к философии и богословию ознаменовался выходом в 1979 году моей первой книги на эту тему — «Мысли перед рассветом» (сегодня этих книг уже пять, и та, о которой мы говорим, будет шестой).
Научная апологетика — это оправдание веры знанием. Я постарался показать, что современная наука не только не доказывает, что Бога нет, но и дает обильный материал, позволяющий при беспристрастном истолковании обнаружить Его присутствие. Я делал это, опираясь, в основном, на данные физики. Уже когда книга была издана, я узнал, что выполнял завет Владимира Соловьева, тоже начавшего свою просветительскую деятельность с апологетики. После увлечения материализмом в семнадцатилетнем возрасте он вновь обрел утраченную детскую веру, и его целью стало предоставление людям таких бесспорных научных аргументов в пользу существования Бога, что не принять Его смогли бы только те, кто, вопреки очевидности, не хотели этого.
После предъявления таких доказательств, как полагал Соловьев, атеистов по заблуждению, по недоразумению и по незнанию уже не будет, и безбожниками останутся только люди злой воли, сознательно воюющие против Творца. Ярким историческим примером такого безбожия может служить французский социалист Прудон, который писал: «Я ненавижу тебя, бог, и не успокоюсь, пока не сделаю твое имя посмешищем дл всего света». Странный атеизм, не правда ли? Если ты не веришь в существование Бога, то как ты можешь Его ненавидеть?
— Как вы представляете своего читателя? К кому вы обращаетесь в своих книгах?
— Все мои книги обращены к людям доброй воли, которые, возможно, заблуждаются или находятся под влиянием атеистической литературы. Также я пишу для тех, кто уже встал на путь веры, но хочет в ней укрепиться. Таких людей достаточно много, но если бы моя аудитория состояла всего из десяти человек, я все равно считал бы годы, отданные апологетике, потраченными не напрасно.
— Чувствуете ли вы сегодня необходимость в развитии научной апологетики? Встречает ли ваше служение сопротивление во внешнем мире?
— Малое христианское стадо находится во враждебном окружении. Это нам необходимо ясно понимать, не строя никаких иллюзий. Господь сказал ученикам: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). С другой стороны, тот, кто хочет свидетельствовать о Христе, должен помнить, что по Его обетованию Православную Церковь врата ада не одолеют.
Научную апологетику необходимо не просто продолжать, но и развивать, поднимая на более высокий уровень доказательности и убедительности. И к тому имеются ныне хорошие возможности, которых еще недавно не было. Их создает сама наука: она неожиданно стала давать обильный материал, который при честной интерпретации может служить утверждению христианского учения о Боге, мире и человеке. Сегодня оправдывается тезис Френсиса Бэкона: «Малое знание уводит от Бога, большое знание к Нему возвращает».
— Что вы имеете в виду?
— «Малое» научное знание XIX века весьма умело использовалось богоборцами для насаждения материализма. Эту идеологию они внедряли в общественное сознание поэтапно. Первым этапом было «изгнание» Бога из астрономической вселенной. Надо было «доказать», что она не создана Творцом, а возникла «сама собой». Убедить в этом своих современников взялся знаменитый математик Пьер Лаплас, выдвинувший гипотезу, которая объясняла происхождение Солнечной системы из первичного газового облака под действием одних «законов природы» без всякого вмешательства Бога.
Вторым этапом стало «изгнание» Бога из живой природы — эту миссию взял на себя Чарльз Дарвин, утверждавший, что разнообразие видов возникло в результате «естественного отбора», а не так, как об этом сказано в Библии.
Следующий шаг — «изгнание» Бога из человеческой истории. Здесь особенно отличился Карл Маркс с теорией о законе социального развития, заставляющем людской род проходить одну за другой некие «формации», каждая следующая из которых совершеннее предыдущей по производству материальных благ.
— Очевидно, вам пришлось в ваших апологетических исследованиях отвечать на эти вызовы атеистической науки?
— В моих предыдущих книгах я старался по мере сил «вернуть» доказательства присутствия Бога во все те сферы бытия, откуда их вытеснили материалисты XIX и XX веков, но одна область оставалась мною незатронутой, а именно история. Для убедительной апологетики у меня тут просто не хватало знаний — ведь я по своему образованию математик. Но я все время чувствовал, что Бог открывается в историческом процессе особенно явно, надо только внимательно вглядеться в этот процесс. И я начал систематически изучать историю.
По мере углубления в исторический материал я увидел, что мое предчувствие было верным: по руслу времени народы направлялись не «законами социального развития», а Божьим Промыслом. Особенно это относится к России, которую не напрасно называют «богохранимой». Обрести Бога в родной истории было для меня такой радостью, что я не мог не поделиться ею со всеми «алчущими и жаждущими правды». Это я и делаю в своей новой апологетической работе «Бог в русской истории».