iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новый шаг в развитии богословия в России
В издательстве «Познание» вышли первые книги из серии учебников для бакалавриата духовных школ Московского Патриархата, рассчитанные также на студентов теологических факультетов. Проект осуществляется под общим наблюдением Святейшего Патриарха Кирилла и Высшего Церковного Совета. Непосредственное руководство проектом осуществляет митрополит Волоколамский Иларион. Серия «Учебник бакалавра теологии» предусматривает порядка 60 учебников. Впервые за 30 лет в практике издания учебной православной литературы все книги написаны по единому образовательному стандарту. Об этой и других особенностях этой серии, о новом методическом подходе к рассмотрению библейских событий, а также о том, зачем к некоторым учебникам написаны хрестоматии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательского дома «Познание» Максим Калинин. PDF-версия.  
10 апреля 2019 г. 13:58
Культура
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Путь творчества — это извлечение драгоценного из ничтожного

Новый сборник — это, по сути, творческая автобиография поэта: в нем представлены произведения разных лет — от стихов, сочиненных в пятнадцатилетнем возрасте, до самых последних. Многие стихи печатаются впервые, некоторые — в восстановленном после советской редакторской или цензурной правки виде. Семь эссе о поэзии и поэтах, ранее издававшиеся в периодике, знакомят читателя с взглядом Олеси Николаевой на природу художественного творчества.

Сама автор считает, что эта книга должна быть особенно интересна молодым поэтам, ведь в ней зафиксирован живой опыт обретения собственного поэтического голоса.
Олеся Николаева посвятила сборник своему мужу — протоиерею Владимиру Вигилянскому. Этот жест она считает нетипичным для русской литературы: «Это может показаться скучным, занудным… Нет такого в практике русской поэзии, чтобы своим мужьям или женам посвящали стихи». Но «может быть, и многих моих стихов и моей поэтической судьбы бы не было, если бы со мной рядом не было этого человека», — признается Олеся Николаева. В новом сборнике Владимир Вигилянский выступил и критиком, и редактором-составителем, ведь по первому образованию он — литературный критик, и на творчестве своей супруги, по ее словам, «оттачивал свое перо» («Видит Бог, что не было у меня критика столь беспощадного и точного, как мой муж»).

Послушать стихи Олеси Николаевой пришло множество людей — от именитых литераторов и критиков до простых почитателей ее таланта. Их вниманию был предложен целый час «стихотворной россыпи» в выразительном авторском исполнении. Особенно сильное впечатление на слушателей произвели цикл «Испанские письма» и стихотворение «Тридцатилистник» (тридцать непридуманных историй из жизни, каждая из которых в стихотворении — как бы сгущенная метафора, которую так и хочется развернуть в роман). Вообще у Олеси Николаевой своеобразный подход к художественному вымыслу: по ее мнению, жизнь гораздо богаче, чем любая фантазия, и пытаясь самостоятельно отобрать какие-то ее фрагменты для художественного изображения, мы рискуем ошибиться, упростить Божественную реальность. «Когда вы пишете, не наводите рационалистическую цензуру, потому что вы сами не знаете, что там будет ценное, а что не будет иметь вообще никакой цены», — так однажды сказал Олесе Николаевой митрополит Антоний Сурожский. И к его словам она прислушалась.

Суть творчества, считает Олеся Николаева, наилучшим образом была выражена через пророка Иеремию, когда Господь сказал ему: «Извлеки драгоценное из ничтожного, и будешь как уста Мои» (Иер. 15, 19). «Путь творчества — это извлечение драгоценного из ничтожного. Часто мы бываем ослеплены, нам кажется, что нас окружает какая-то суета, дребедень, словесный мусор, человеческая грязь, слякоть, сумерки… А задача человека, и особенно художника (а каждый человек является художником собственной души) — это попробовать из этого хаоса извлечь чистую музыкальную ноту, из ничтожества сотворить нечто».

В заключение творческого вечера Олеся Николаева ответила на вопросы слушателей. Многих интересовали проблемы религиозного творчества. В частности, существует ли в современной России качественная православная художественная литература? Можно ли сегодня учредить православную литературную премию?
«Все, что хорошее в литературе, то и православное, — ответила писательница. — Есть опасность, что начнут писать о православии — и сделают его идеологией. А идеологизм в художественном творчестве может быть вреден. Мне кажется, что это пойдет вопреки художественным достоинствам. Я читала то, что называют “православными стихами”. В основном это пересказ евангельских притч. Скажу даже больше. Выходили антологии русских классиков, которые писали на евангельские темы. Могу сказать, что это не самые лучшие стихи этих поэтов». По этой же причине поэту не кажется удачной идея учреждения православной литературной премии.

Олеся Николаева отметила необыкновенный рост числа непрофессиональных писателей в наше время: «Сейчас стали писать те, кто раньше никогда не интересовался литературой». Стихи, автобиографическую прозу, мемуары пишут не только политики, бизнесмены, актеры, но и духовные лица — священники, монахи, даже епископы, не только в России, но и за рубежом. Этот всплеск «литературной активности» Олеся Николаева считает реакцией на дегуманизацию общества, когда «один человек стал неинтересен другому, когда человек чувствует, что он не имеет цены; прошлое его тут же умирает, а настоящее недоказуемо».

Из современных авторов, которые пишут на религиозные темы, Олеся Николаева выделяет монахиню N («Плач третьей птицы»), священника Сергия Круглова из Минусинска («по-моему, он пишет замечательные стихи»), поэта Тимура Кибирова. «Мне кажется, поэзия религиозна по своей природе. Само по себе это занятие настолько идеалистическое, что невозможно быть атеистом и писать стихи», — добавила она.

Однако некоторые считают, что творчество сильнейшим искусом. Когда Олесю Николаеву спросили, как в этой области должно проявляться трезвение, ответ был простым: «Я думаю, если человек боится согрешить в творчестве, то он, прежде всего, должен блюсти собственную душу, а не сам творческий процесс».
 

Мария Хорькова
12 июля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00