iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Архив сайта

Вопросы современной храмовой архитектуры требуют соборного обсуждения с привлечением широкого круга специалистов, считают эксперты

Развитие новых творческих идей в современной храмовой архитектуре идет чрезвычайно медленно и сталкивается с рядом серьезных препятствий – такое мнение высказали участники круглого стола «Современная храмовая архитектура: поиск нового образа», который прошел в четверг в храме Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при центре детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве. Встреча была приурочена к презентации второго номера журнала "Храмоздатель", специализированного приложения к "Журналу Московской Патриархии" о храмовой архитектуре и церковном искусстве.

По словам ответственного редактора издания Сергея Чапнина, уже давно назрела необходимость в экспертной площадке, где специалисты могли бы обсудить проблемы храмостроительства. Участники круглого стола - священники, архитекторы, строители, церковные живописцы и искусствоведы - согласились, что именно такого конкретного разговора с наглядной демонстрацией и подробным разбором новых архитектурных решений, им не хватает.

"Обсуждение проблем традиции и новаторства в современном русском православном храмоздательстве не приводит к каким-либо конкретным результатам, так как этот вопрос никогда еще не обсуждался соборно, с широким участием священноначалия, богословов, искусствоведов и архитекторов – все разговоры ведутся в узких кругах", - отметил  архитектор Михаил Кеслер, главный специалист Архитектурно-художественного Центра Московской Патриархии ("Арххрам"), и предложил обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с предложением создать совещательный орган, который занимался бы выработкой конкретных рекомендаций по вопросам строительства храмов.

При этом Михаил Кеслер считает, что сейчас в храмостроительстве доминирует традиционалистский подход. "Он не всегда высокого качества, при этом мы легко можем определить, какому конкретному историческому стилю следует автор: либо это XVI век, либо модерн начала XX, либо Византия, барокко и так далее", - заявил Михаил Кеслер. "Подлинных же современных решений в удачном исполнении на территории России не существует", - добавил он.

В архитектуре современного православного храма, по его мнению, следует стараться "соблюсти деликатный баланс между стилизованными средневековыми формами и новыми". "Приветствуется простота и чистота форм, но без излишней строгости или сухости, сдержанность и величие, возвышенность и скромность при непременном условии благолепия и красоты", - считает Кеслер.

Архитектор Андрей Анисимов, глава Товарищества реставраторов, осуществившего полный цикл работ по проектированию, строительству и убранству храма, в котором проходил круглый стол, рассказал, что на практике удачное архитектурное решение возникает, если заказчик и исполнитель внимательно учитывают в работе особенности окружающего пространства, а, главное, назначение храма, особенности жизни конкретной общины, которая будет в нем собираться. Храм, от общей архитектурной концепции до мельчайших деталей интерьера, должен создаваться единой командой художников, тогда возникает целостное сакральное пространство и "храм становится храмом, так как в нем нет случайных элементов, а все продумано и подчинено одной идее", - считает Андрей Анисимов. Так, например, храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии, призван рассказать его маленьким прихожанам об исконных русских традициях храмового зодчества, а также в доступной форме дать понятие об основных евангельских сюжетах. Они очень наглядно изложены с помощью разных средств: живописи, мозаики, резьбы по камню, чеканке. Поэтому храм получился очень радостным, изящно декорированным и немного сказочным.

Вместе с тем, Андрей Анисимов считает, что храм, чтобы вписаться в застройку мегаполиса, совсем не обязательно должен повторять архитектурные приемы современных торговых центров или "высоток". "Архитектура храма глубоко символична, и она никак не может принять чуждые ей формы, то есть символику окружающего секулярного мира. Храм, наоборот, должен быть контрапунктом к повседневной действительности, показывать жителям города, что есть и иное, духовное измерение, построенное по другим законам", - заключил архитектор.

Оживленную дискуссию вызвала презентация Даниила Макарова и Ивана Землякова, создателей творческого объединения «Квадратура круга». Их яркие и отчасти провокационные проекты, стали иллюстрацией к тому, какие изменения традиционных форм, могут сегодня предложить молодые архитекторы.

Архитектор Ектерина Шеко,  преподаватель  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, выступила с докладом, посвященными анализу модернистских тенденций в европейской храмовой архитектуре второй половины XX века, которое прозвучало своеобразным предостережением молодым архитекторам. Впрочем, ряд ее положений, также вызвал критическую дискуссию. 

На круглом столе также выступили архитекторы протоиерей Андрей Юревич, Александр Головкин и Илья Людоговский, искусствоведы Лилия Ратнер и Ирина Языкова, а также Юрий Киреев, Петр Кондратьев, Дмитрий Сладков и другие.

Участники круглого стола согласились с предложением Сергея Чапнина создать постояннодействующий семинар, посвященный проблемам современного церковного искусства, и провести следующую встречу в середине апреля.

HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00