выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Документы
ЦВ № 21 (465) ноябрь 2011 /  21 ноября 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Феофан: Покров и заступление Пречистой Владычицы постоянно ощущаю везде

30 октября за Божественной литургией в храме Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феофана (Кима) во епископа Кызыльского и Тывинского. 

 

Из слова архимандрита Феофана (Кима) при наречении во епископа Кызыльского и Тывинского

Ваше Святейшество, глубокочтимый Святейший владыка и милостивый отец!

Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!

Изволением Божиим, избранием Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви призываюсь я, недостойный, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 14) — служению в сане епископа. В смущении и трепете предстою я сегодня перед вами, святители Христовы, сознавая свои немощи, и страшусь огромной ответственности перед Богом, потому что от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Моему мысленному взору представляется образ Пастыреначальника Христа, Который говорит о Себе: Я есмь Пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10, 11). Я вспоминаю святых апостолов, которые для всех сделались всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22), а также подвижников, многие из которых избегали этого служения, страшась его высоты. Как дерзну я, грешный и недостойный, встать в один ряд с великими святителями и вами, богомудрые архипастыри?

Пытаясь осмыслить свое призвание к архиерейскому служению, могу лишь повторить за святым апостолом Павлом: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1, 27). Привожу себе на память и другие слова апостола языков: Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4). Сделав однажды свой выбор послужить Богу и Церкви в монашеском чине, с момента своего пострига я пребываю в послушании церковному священноначалию и нынешнее свое избрание, искать которого не дерзал даже в мыслях, принимаю как волю Божию обо мне, послушание которой я должен проявить.

Предстоящее мне епископское служение я понимаю как крестоношение, последование Господу Иисусу Христу путем отдачи себя и своей жизни пастве, не избегая унижения, скорби, поношения. Сегодня, как никогда, злоба мира направлена против Церкви, и противостоять этой злобе можно только любовью к Богу и ближним и исполнением Христовых заповедей. Поэтому епископу нужно быть готовым всякому, требующему отчета о своем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). От епископа требуется полное самоотвержение, намерение послужить ближним, уподобление Самому Господу, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28).

Мысленным взором окидывая свою жизнь, не перестаю удивляться милости и попечению обо мне Всеблагого Бога.

Я родился в обычной семье на Сахалине, где на протяжении многих лет не действовало ни одного православного храма. Моя встреча с православием произошла в юношеском возрасте через знакомство с верующими людьми и чтение святоотеческих творений. Когда ко мне впервые попали эти книги, я всем своим существом ощутил истинность каждого прочитанного слова, передо мной открылся удивительный мир веры, а жизнь приобрела глубокий смысл. С момента своего крещения я уже не мыслил себя без Церкви и имел твердую решимость и горячее желание послужить Богу. Приняв монашеский постриг и священный сан, я ни на минуту не усомнился в правильности сделанного выбора.

Промыслом Божиим за относительно небольшое время пребывания в священном сане мне довелось совершать служение во многих местах нашей страны и за рубежом, что позволило со стороны взглянуть на привычные вещи и приобрести опыт служения в различных условиях. В новообразованных Южно-Сахалинской и Абаканской епархиях я был свидетелем и участником устроения церковной жизни. Годы, проведенные на Смоленской земле в связи с обучением в Смоленской духовной семинарии, вспоминаю как одни из самых благодатных в моей жизни. В Успенском кафедральном соборе города Смоленска я имел неоднократную счастливую возможность сослужить Вам, Ваше Святейшество, и поучаться от Вашей живой вдохновенной проповеди, а также воссылать молитвы перед великой всероссийской святыней — чудотворным образом Божией Матери «Одигитрия». Покров и заступление Пречистой Владычицы постоянно ощущаю везде, где бы ни протекало мое служение.

Пастырское послушание более десяти лет в Республике Корея явилось для меня периодом становления как священника, укрепив во мне осознание того, какое прекрасное сокровище даровал Бог нашему народу — веру православную, и с этим сокровищем не может сравниться никакое земное богатство. Служение в условиях, где православный храм для многих соотечественников является единственным прибежищем и местом, через которое поддерживается связь с родиной, открывало мне необходимость ответственности за слова и поступки, внимательного и бережного отношения к каждому человеку, приходящему в храм.

Везде, где мне доводилось совершать свое служение, я встречал самоотверженных тружеников на ниве Божией и старался воспринимать от них лучшие качества, необходимые пастырю.

В настоящий момент мои самые сердечные, сыновние чувства обращены к Вам, Ваше Святейшество, за Ваше доверие, которое Вы мне оказываете. Прошу Ваших первосвятительских молитв и отеческой поддержки. По выражению святителя Григория Богослова, Вы, Ваше Святейшество, все свои способности и таланты положили к ногам Христа, и пример Вашего жертвенного служения Церкви Христовой будет всегда вдохновлять меня в прохождении моего нового послушания в сане епископа Русской Православной Церкви.

Сегодня я не могу не выразить слов своей глубокой признательности архиепископу Абаканскому и Хакасскому Ионафану, опытному наставнику, который на протяжении многих лет духовно окормлял меня и укреплял в трудные моменты, привил любовь к богослужению, научил во всем полагаться на волю Божию. Прошу вас, Ваше Высокопреосвященство, и в будущем подавать мне ваши советы.

Смиренно преклоняю свою главу перед вами, святители Божии, и, осознавая высоту и ответственность предстоящего мне служения, прошу вознести ваши горячие молитвы Пастыреначальнику Христу о снисшествии Божественной благодати Пресвятого Духа, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей, дабы она неотступно пребывала со мною и соделывала меня достойным строителем таин Божиих.

 

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Феофану, епископу Кызыльскому и Тывинскому

Преосвященный епископ Феофан!

В храме Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове в Москве, в день его великого освящения, через соборную молитву и возложение рук архиереев ты возведен на высшую епископскую степень иерархического служения в Церкви. Преклонив колена пред Престолом, наитием Духа Святого ты стал служителем и домостроителем таин Божиих (ср.: 1 Кор. 4, 1), преемником апостолов, на которых некогда сошел Он с небес в виде огненных языков.

Твое помазание на архипастырское служение совершилось при пении Трисвятой песни. По слову святителя Филарета Московского, это знаменует, что от славы Пресвятой Троицы таинственно происходит свет благодати святительской и что основное назначение этой благодати — служение Пресвятой Троице (см. Речь к Преосв. Иосифу, епископу Дмитровскому, по рукоположении его).

В том, что совершилось над тобой сегодня, нельзя не видеть действия премудрого и благого Промысла Божия. Всю твою прошедшую жизнь Господь незримо вел тебя к этому дню. Возложив на себя благое бремя монашеских обетов, четырнадцать лет назад ты принял священный сан от архиепископа Ионафана, много потрудившегося в деле твоего духовного возрастания.

Начав свое служение Церкви на родном для тебя острове Сахалине, по получении богословского образования ты был направлен священноначалием окормлять русскоязычных православных христиан, пребывающих на Корейском полуострове. Более десяти лет продолжалось твое пастырское служение в Сеуле, сопровождавшееся трудами по сеянию слова Божия, которое, верю, принесет добрые и спасительные плоды.

Теперь тебе предлежит еще более обширное и ответственное поле деятельности. Богодухновенный апостол языков оставил нам послания, в которых ясно выражен идеал служения епископа.

Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив… не корыстолюбец (Тит. 1, 7). Не забывай о том, что следует удерживаться от дерзости, гнева или раздражения в любых, даже самых неблагоприятных, обстоятельствах. Наипаче же остерегайся страсти корыстолюбия, которая в наше время столь распространилась по всему обществу, что способна подавить любые добрые намерения и воспрепятствовать исполнению нравственных обязанностей и служебного долга.

Апостол Павел говорит далее, что епископ должен быть страннолюбив, благолюбив, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (ср.: Тит. 1, 8), свидетельствуя тем самым, что всегда служение епископа в Церкви подразумевало дела милосердия и страннолюбия. Сегодня необходимо оказывать помощь не только нуждающимся в духовном просвещении, но и тем, кто испытывает недостаток в одежде, пище, крове, медикаментах.

Первоверховный апостол также говорит о важности учительства: архипастырь должен держаться истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен, и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 9). Памятуй совет святителя Иоанна Златоуста о том, что для успеха проповеди «нужны не красноречивые, но здравые слова, знание Писаний и сила мыслей» (святитель Иоанн Златоуст. Беседа 2-я на Послание к Титу).

Истинный наставник должен уметь свидетельствовать о неизреченной красоте Христа, о Его безмерной благости и бесконечной силе. С ревностью проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2). Смело, без всякой боязни возвещай учение о Христе Распятом и о приближении Царства Божиего, подражая в ревности и твердости исповедания веры твоему небесному покровителю преподобному Феофану, епископу Никейскому.

Стремись научиться кротости и смирению, ежеминутно помышляя не о почестях и славе, а об ищущих спасения, ибо сам Христос пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим (ср.: Мф. 11, 29; 20, 28). Веди себя просто, без притворства и не позволяй себе резких, необдуманных поступков.

Не забывай о своем архиерейском обещании «правила святых отец хранить и соблюдать». «Если нет неуклонного послушания Церкви — нет ни истинного смирения, ни истинного разума», — наставлял святитель Игнатий Брянчанинов (Письма).

Ты призван быть продолжателем трудов Преосвященного Ионафана. Чаще пользуйся его советами, управляя церковным клиром и паствой в Республике Тыве, где исторически сложились добрые межнациональные и межрелигиозные отношения у проживающих здесь тувинцев и русских, буддистов и православных.

Твое архиерейское служение в республике должно быть свидетельством непреходящего значения евангельской истины. В этом тебе поможет недавно выполненный первый перевод Библии на тувинский язык. Тебе надлежит озаботиться развитием миссионерской, катехизаторской и социальной деятельности, наладить работу с молодежью, добиться доброго сотрудничества с руководством Тывы.

Преосвященный Феофан! Имя твое в переводе с греческого языка означает «богоявление». Так называется день крещения Спасителя, «потому что Господь Иисус Христос стал известен всем не тогда, когда родился, а когда крестился. До сего дня Он не был известен многим» (святитель Иоанн Златоуст. Беседа на Богоявление). Так и ты сегодня стал известен многим. Но пусть не соблазнит тебя земная слава, а потому непрестанно помышляй о великой ответственности предстоящего тебе епископского служения.

Теперь прими сей жезл как знамение силы, посылаемой от Господа. Пусть он будет тебе опорой на пути, по которому тебе предстоит вести ко Христу словесное стадо. От полноты же ниспосланных тебе ныне даров преподай архиерейское благословение народу, молившемуся о тебе за Литургией. Аминь.

 

Биография

Епископ Кызыльский и Тывинский Феофан (Алексей Илларионович Ким) родился 19 января 1976 г. в г. Южно-Сахалинске. В 1997 г. окончил филиал Московского коммерческого университета. В мае 1995 г. принял таинство крещения. 14 августа 1997 г. епископом Южно-Сахалинским и Курильским Ионафаном (ныне архиепископ Абаканский и Хакасский) пострижен в монашество с наречением имени Феофан в честь прп. Феофана Исповедника, епископа Никейского. 17 августа 1997 г. рукоположен в сан иеродиакона, 19 августа — в сан иеромонаха.

В 1997–1998 гг. — клирик Воскресенского собора Южно-Сахалинска. В 2000 г. окончил Смоленскую духовную семинарию, поступил в клир Абаканской епархии, а затем был направлен в Новозеландскую (ныне Корейскую) митрополию Константинопольского Патриархата. 6 июня 2006 г. возведен в сан игумена.

В 2010 г. завершил курс обучения в Московской духовной академии. Аспирант кафедры управления и канонического права Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 112) избран епископом Кызыльским и Тывинским. 25 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.

 

21 ноября 2011 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00