выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Документы
ЦВ № 7 (380) апрель 2008 /  10 апреля 2008 г.
версия для печати версия для печати

Освобождение от страха

Открытое письмо мусульманского журналиста Магди Аллама о своем обращении в христианство

Накануне Пасхи по западной пасхалии в Риме принял крещение известный мусульманский публицист, заместитель главного редактора ведущей итальянской газеты «Коррьере делла сера» Магди Аллам. Таинство св. Крещения совершил Папа Бенедикт XVI в Соборе св. Петра. Магди Аллам является авторитетным специалистом по проблемам радикального ислама и исламского экстремизма. На следующий день Магди Аллам опубликовал в «Коррьере делла сера» открытое письмо главному редактору Паоло Миели, где объяснил мотивы своего обращения в христианство после глубоких размышлений о Христе и Его Церкви. Это событие вызвало широкий резонанс в разных станах мира. «Церковный вестник» получил полный текст этого письма и публикует его ниже.

Дорогой главный редактор,

то, что я собираюсь сообщить тебе, касается моего выбора веры и моей личной жизни; я никоим образом не желаю вовлечь в этот выбор «Коррьере делла сера», газету, заместителем главного редактора которой я имею честь быть с 2003 года. Поэтому я пишу как частное лицо.

Вчера вечером я обратился в христианскую католическую веру, отказавшись от своей предыдущей исламской веры. Так, наконец, по милости Божией, увидел свет здоровый и зрелый плод, долго вынашиваемый среди страданий и радостей, глубоких внутренних размышлений и сознательного и открытого выражения этой веры. Я особенно благодарен Его Святейшеству Папе Бенедикту XVI, совершившему таинства христианского посвящения, Крещения, Миропомазания и Евхаристии в Соборе святого Петра во время торжественного богослужения в пасхальную ночь. И я принял самое простое и ясное имя: Кристиано (ит. «христианин» — прим. ред.). Поэтому со вчерашнего дня меня зовут Магди Кристиано Аллам.

Для меня это самый прекрасный день в жизни. Снискать дар христианской веры в торжество Воскресения Христова из рук Святейшего Отца — это является несравненной привилегией и бесценным благом для любого верующего. За почти 56 лет моей жизни это — исключительный и незабываемый исторический факт, отметивший радикальный и окончательный поворот по отношению к прошлому. Чудо Воскресения Христова отразилось в моей душе и освободило ее от мрака того проповедничества, в котором ненависть и нетерпимость к «другому», бездоказательно осуждаемому как «враг», умаляют любовь и уважение к «ближнему», который всегда и во всех случаях остается «человеком». Принимая подлинную религию Истины, Жизни и Свободы, я освободился от мракобесия такой идеологии, которая узаконивает ложь и притворство, насильственную смерть, побуждает к убийству и самоубийству, к слепому подчинению и тирании.

В первую Пасху, которую я встретил как христианин, я открыл не только Христа, — я впервые открыл истинного и единственного Бога, Который является Богом Веры и Разума. Мое обращение в католичество стало результатом долгого пути и глубоких размышлений, в какой-то мере неизбежных, поскольку уже пять лет, из-за угроз и смертных приговоров, вынесенных мне исламскими террористами, как в Италии, так и за ее пределами, я постоянно вынужден жить под охраной и передвигаться в сопровождении итальянской полиции.

Мне пришлось задуматься над поведением тех, кто публично выносил фетвы и приговоры — мне, который был мусульманином, — как «врагу ислама», «лицемеру, потому что он — христианин-копт, притворяющийся мусульманином, чтобы навредить исламу», «лжецу и клеветнику на ислам», оправдывая, таким образом, мой смертный приговор. Я спрашивал себя, как это возможно, чтобы кого-то, кто, как я, убежденно и ревностно боролся за «умеренный ислам», принимал на себя ответственность лично выступать с обличением экстремизма и исламского терроризма, в итоге осудили на смерть во имя ислама, оправдывая это Кораном. Так я осознал, что корень зла находится в самом исламе. Помимо явного исламского экстремизма и терроризма на мировой арене, насилие в нем заложено на самом глубоком уровне, и исторически ислам провоцирует конфликты.

Параллельно с этим Провидение подарило мне встречи с практикующими католиками — людьми доброй воли, которые в силу своего свидетельства и дружбы постепенно стали для меня ориентиром, укрепляющим в истине и подлинных ценностях, — начиная с множества друзей из движения «Общение и Освобождение» во главе со священником Хулианом Карроном; с простых монахов, таких как священник Габриэле Манджаротти, сестра Мария Глориа Рива, священнки Карло Маурици и Йоханнис Лахцы Гаид; со знакомства с салезианцами, благодаря священникам Анджело Тенгаттини и Маурицио Верлецца; вплоть до дружбы с великодушными иерархами, такими как кардинал Тарчизио Бертоне, епископы Луиджи Негри, Джанкарло Вечеррика, Джино Романацци и, прежде всего, — Рино Физикелла, который лично сопровождал меня на духовном пути принятия христианской веры. Но, несомненно, самой необыкновенной и знаменательной в моем решении об обращении стала встреча с Папой Бенедиктом XVI. Будучи мусульманином, я восхищался им и защищал его за умение устанавливать нерасторжимую связь между верой и разумомчто является основой подлинной религии и человеческой цивилизации. К этому я полностью присоединяюсь как христианин, чтобы вдохновляться новым светом в исполнении миссии, вверенной мне Богом.

Мой путь начинается с того момента, когда мне было четыре года и моя мама Сафея, верующая и практикующая мусульманка (и это первый из «случаев», которые оказались совсем не случайными, но были неотъемлемой частью божественной судьбы, к которой мы все предназначены), вверила меня нежным заботам сестры Лавинии из Ордена комбонианцев. Она была уверена в качестве воспитания, которое я получу у итальянских католических монахинь, переселившихся в Каир, мой родной город, чтобы свидетельствовать о своей христианской вере через дело, направленное на общее благо. Так жизнь в пансионе и затем у салезианцев в средней школе дона Боско дала мне не только опыт познания, но, прежде всего, осознания ценностей.

Именно благодаря католическим монахам я приобрел ясное этическое представление о жизни, где человек, созданный по образу и подобию Бога, призван осуществлять миссию. Эта миссия входит во вселенский и вечный замысел, направленный на внутреннее воскрешение каждого человека на этой земле и всего человечества в день Страшного Суда. Такой замысел основывается на вере в Бога и на приоритете ценностей, на чувстве личной ответственности и долга перед обществом. Именно благодаря христианскому воспитанию и опыту совместной жизни с католическими монахами, у меня всегда была глубокая вера в трансцендентное, так как я всегда искал уверенности в истине, в абсолютных и всеобщих ценностях.

В жизни у меня был период, когда любящее присутствие и религиозное рвение моей матери приблизили меня к исламу. Я периодически практиковал его как обряд и верил в него согласно толкованиям, которые в целом соответствовали пониманию веры, уважающей личность и терпимой к ближнему. Это было в 1960-е годы, при режиме Насера, когда преобладал принцип разделения религиозной и светской сфер жизни.

Мой отец Махмуд был совершенно светским человеком, как и большинство египтян, для которых Запад являлся образцом обеспечения личной свободы, свободной общественной деятельности, источником культурных и художественных достижений. К сожалению, политический тоталитаризм Насера и воинственная идеология панарабизма, которые ставили своей целью физическое Израиля, привели Египет к катастрофе и открыли дорогу к возрождению панисламизма, к приходу к власти исламских экстремистов и распространению всемирного исламского терроризма.

Долгие годы в пансионе также позволили мне близко познакомиться с жизнью Католической Церкви, с женщинами и мужчинами, посвятившими свою жизнь служению Богу в лоне Церкви. Уже тогда я читал Библию и Евангелие, особенно привлекала меня человеческая и Божественная личность Иисуса. Я нередко присутствовал на св. Мессе.

Позднее, приехав в Италию во время студенческих протестов в начале 1970-х годов, я из-за трудностей интеграции пережил годы атеизма, впрочем, выраженного религиозно, и основанного на преимуществе абсолютных и всеобщих ценностей. Я никогда не был равнодушен к присутствию Бога, хотя только сейчас осознаю, что Бог Любви, Веры и Разума вполне соответствует богатству укорененных во мне ценностей.

Дорогой главный редактор, ты спросил меня, не боюсь ли я за свою жизнь, осознавая, что обращение в христианство, несомненно, повлечет очередной и на этот раз гораздо более серьезный смертный приговор за отступничество. Ты абсолютно прав. Я понимаю, что меня ждет, но пойду навстречу своей судьбе с высоко поднятой головой, с внутренней убежденностью человека, твердо уверенного в своей вере. Тем более, после исторического и смелого жеста Папы, который, лишь только узнав о моем желании, сразу согласился лично преподать мне таинства христианского посвящения. Его Святейшество бросил ясный и революционный призыв Церкви, которая до сих пор была слишком осторожна в обращении мусульман, воздерживаясь от прозелитизма в странах исламского большинства и умалчивая о существовании обращенных из ислама в христианских странах. Из страха. Умалчивая из страха, что не сумеет защитить обращенных от осуждения на смерть за отступничество, и из страха за репрессии в отношении христиан, живущих в исламских странах. И все же сегодня своим свидетельством Бенедикт XVI говорит нам, что необходимо побороть страх и не бояться утверждать истину Христа также и перед мусульманами.

Со своей стороны, я говорю, что пора положить конец произволу и насилию мусульман, не уважающих свободу религиозного выбора. В Италии тысячи обращенных в ислам спокойно живут своей новой верой. Но есть также тысячи мусульман, обращенных в христианство, которые вынуждены скрывать свою новую веру из страха быть убитыми исламскими экстремистами, живущими среди нас. Об одном из таких «случаев» рассказывалось в моей первой статье, опубликованной в «Коррьере делла сера» 3 сентября 2003 года под заголовком «Новые катакомбы обращенных из ислама». Это было исследование о нескольких новообращенных христианах в Италии, которые испытывали глубокое духовное и человеческое одиночество из-за того, что государственные учреждения не заботились об их безопасности и из-за молчания самой Церкви. И все же я надеюсь, что из исторического жеста Папы и моего свидетельства они поймут, что настал момент выйти из мрака катакомб и публично заявить о своем желании открыто быть самими собой. Если мы не способны здесь, в Италии, в колыбели католичества, в своем доме, гарантировать всем полную религиозную свободу, то как мы можем быть убедительными, обличая нарушение этой свободы повсюду в мире? Я молю Бога, чтобы в эту особую Пасху Он даровал воскресение духа всем верным во Христе, которые до сих пор были порабощены страхом. Поздравляю всех с праздником Пасхи.

Дорогие друзья, продолжим путь истины, жизни и свободы!

С наилучшими пожеланиями успехов и всех благ,

 

Магди Кристиано Аллам

23 марта 2008 г.
 

Магди Аллам
10 апреля 2008 г.
Ключевые слова: ислам, крещение, терроризм
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00