iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00
Документы
21 января 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Решения Общецерковного суда: историко-правовой комментарий

Отрадно видеть, что Общецерковный суд продолжает свою деятельность: состоялось уже третье заседание с момента начала его работы в 2010 году. Публикация решений Общецерковного суда в открытом доступе, в том числе и в сети Интернет (на официальных церковных сайтах e-vestnik.ru и patriarchia.ru), открывает широкие возможности для глубокого изучения и всестороннего обсуждения современной правоприменительной практики Русской Православной Церкви.

Принятые судом решения содержат ряд положений, которые можно назвать новшествами с точки зрения современных церковных нормативно‑правовых актов. Так, Общецерковный суд вновь рассмотрел дело, по которому уже вынес решение два года назад, а также принял к рассмотрению дело с пропущенным сроком подачи апелляционной жалобы. Эти нововведения свидетельствуют о необходимости внесения поправок прежде всего в ныне действующее Положение о церковном суде Русской Православной Церкви.

Перейдем к анализу каждого из решений Общецерковного суда.Исследуя дело № 02-01-2012, суд счел возможным пересмотреть собственное решение от 17 ноября 2010 года по делу клирика Воронежской епархии иерея Сергия Воронина[1].

Иерей Сергий Воронин был извержен из сана решением епархиального суда Воронежской епархии от 7 июня 2010 года. Каноническими основаниями подобного решения явились святых апостолов правило 42‑е, согласно которому подлежит извержению из сана предающийся пианству и упорствующий в этом грехе священнослужитель, и правило 58‑е, согласно которому нерадеющий о причте и людях и упорствующий в этом нерадении священнослу‑житель должен быть извержен.Однако Общецерковный суд, руководствуясь принципом церковной икономии[2], принял во внимание "тяжелые жизненные обстоятельства" священника Сергия Воронина и отменил решение церковного суда Воронежской епархии. Общецерковный суд установил иное наказание для иерея Сергия Воронина и наложил на него запрещение в служе‑нии без права ношения рясы и креста сроком на три года. Общецерковный суд предписал епархиальному суду Во‑ронежской епархии вновь вернуться к рассмотрению дела иерея Сергия Воронина по истечении трехлетнего срока прещения.

Однако 23 октября 2012 года Общецерковный суд снова обратился к делу священника Сергия Воронина в связи с возникшей возможностью рассмотреть вопрос о досрочном снятии с него прещения. Исследовав дело, суд счел допустимым снять запрещение в священнослужении с иерея Сергия Воронина "в связи с искренним покаянием, исправлением своей жизни и отказом от страсти винопития". Кроме того, Общецерковный суд посчитал целесообразным изменить место служения иерея Сергия Воронина и в связи с этим предписать Преосвященному Воронежскому и Борисоглебскому направить священника Сергия Воронина в распоряжение управляющего делами Московской Патриархии, а также просить последнего направить иерея Сергия Воронина в Липецкую или Брянскую епархии "согласно выраженному епархиальными архиереями этих епархий предварительному согласию".

По всей видимости, пересматривая собственное решение по делу иерея Сергия Воронина и досрочно снимая с него прещение, суд вновь руководствовался принципом цер‑ковной икономии, поскольку в Положении о церковном суде Русской Православной Церкви подобная процедура изменения Общецерковным судом своего решения не предусмотрена (см. ст. 28 Положения). По делу № 02-02-2012 Общецерковный суд рассмотрел апелляционную жалобу клирика Псковской епархии протоиерея Павла Адельгейма и членов приходского собра‑ния прихода храма святых жен‑мироносиц города Пскова на решение Псковского епархиального суда от 3 июня 2011 года о почислении протоиерея Павла Адельгейма за штат Псковской епархии и об исключении нескольких мирян из состава приходского собрания.

Прежде всего следует отметить, что вопрос об исключении членов приходского собрания из его состава не относится к компетенции епархиального церковного суда (см. п. 35 гл. XI Устава Русской Православной Церкви). Общецерков‑ный суд указывает на это в своем решении. Вместе с тем, поскольку решение об изменении состава приходского собрания было "в итоге принято епархиальным архиереем, действовавшим в рамках своих полномочий", Общецерковный суд установил, что оно не подлежит отмене Общецерковным судом.Решение епархиального церковного суда от 3 июня 2011 года о почислении за штат протоиерея Павла Адельгейма не было утверждено епархиальным архиереем. Следовательно, по смыслу п. 3 ст. 47, а также п. 2 ст. 53 Положения о церковном суде оно не подлежит рассмотрению в апелляционном порядке Общецерковным судом, о чем и говорится в п. 3 решения Общецерковного суда по данному делу. К этому следует добавить, что, согласно п. 4 ст. 53 Положения о церковном суде, Общецерковный суд второй инстанции оставляет апелляционную жалобу без рассмотрения в случае несоблюдения условий обжалования решения епархиального суда, предусмотренных п. 5 ст. 48 Положения: "решения епархиального суда, содержащие резолюцию епархиального архиерея, могут быть обжалованы сторонами в Общецерковном суде второй инстанции…". Таким образом, Общецерковный суд должен был оставить апелляционную жалобу протоиерея Павла Адельгейма без рассмотрения. Однако суд рассмотрел только ту часть решения Псковского епархиального суда, которая касалась состава приходского собрания, и вынес по апелляционной жалобе в целом решение, которое, согласно п. 5 ст. 56 Положения о церковном суде, обжалованию не подлежит.

Общецерковный суд рассмотрел (дело № 02-03-2012) во второй инстанции прошение монаха Тимофея, бывшего клирика Южно‑Сахалинской епархии, с просьбой о пере‑смотре решения о лишении его священного сана, принято‑го в 2001 году епархиальным советом Южно‑Сахалинской епархии под председательством епископа Аркадия (Афонина), в то время правящего архиерея епархии.

Примечательно, что Общецерковный суд принял к рассмо‑трению прошение (по существу — апелляционную жалобу) по поводу решения, принятого на епархиальном уровне в 2001 году. Согласно п. 2 ст. 53 Положения о церковном суде, апелляционная жалоба на решение епархиального суда должна быть подана в течение десяти рабочих дней "о дня непосредственного вручения сторонам (либо со дня получения ими по почте) письменного уведомления о резолюции епархиального архиерея". В случае несоблюдения срока подачи жалобы Общецерковный суд вправе оставить ее без рассмотрения. Срок подачи жалобы составил одиннадцать лет. Однако Общецерковный суд ее рассмотрел, руководствуясь при этом резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в соответствии с ст. 51 Положения о церковном суде.

В решении Общецерковного суда не указываются канонически‑правовые основания решения об извержении иеромонаха Тимофея из сана. Однако, поскольку в тексте упоминается "злоупотребление алкогольными напитками", подразумеваются, по всей видимости, нормы, уста‑навливаемые 42‑м и 43‑м правилами святых апостолов:"Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пиянству пре‑данный, или да престанет, или да будет извержен";"Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне». В тексте решения говорится об отклонении "апелляционного ходатайства монаха Тимофея (Чистякова)" и о закрытии производства по делу. В соответствии с п. 1 ст. 56 Положения о церковном суде речь идет, по всей видимости, о том, что Общецерковный суд оставил решение епархиального совета без изменений.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  • 1. ЖМП. 2011. №1. с. 25
  • 2. см.: Пашков Д
  • 21 января 2013 г. 01:00
    HTML-код для сайта или блога:
    Новые статьи
    Мы нашли Мессию!
    Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
    13 сентября 2021 г.
    Пастырское воспитание души
    «В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
    9 сентября 2021 г. 15:00