iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Документы
2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский ставропигиальный монастырь в Москве. Фото: patriarchia.ru

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Покровском ставропигиальном монастыре в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской

2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской и годовщину ее канонизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском ставропигиальном женском монастыре в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушка Феофания, сестры, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником для сей святой обители, для града Москвы и для всей Церкви нашей — 60-летием со дня преставления святой праведной блаженной Матроны Московской и годовщиной ее канонизации.

Житие святой праведной Матроны помогает верующему человеку не столько умом, сколько сердцем, духовным опытом понять, что означает крест Христов, который возлагается на каждого человека. На Матрону Господь возложил особый крест огромной тяжести. Она была слепой, плохо двигалась, и, наверное, с точки зрения тех, кто в то время ходил по улицам Москвы, устремляясь к достижению каких-то жизненных целей, ее жизнь была непонятной, мрачной, тяжелой. Наверняка были люди, которые и видеть не хотели страдания Матроны, потому что тяжелые страдания нарушают внутренний покой человека, привыкшего к иной жизни, бросают ему вызов, ставят перед ним тяжелейшие вопросы о смысле человеческой жизни. И те, кто не готов принимать эти вызовы, чаще всего уходят от того, чтобы созерцать тяжелые страдания другого человека.

Но были рядом со святой праведной Матроной и те, кто видел все происходившее в ее жизни не только физическим зрением, но и духовным. Они видели, как несомый ею крест возвышает ее над всеми, кто был рядом.

Крест дается нам именно для того, чтобы мы искупляли свои грехи и очищались от них. Ни одна епитимья, ни одно церковное наказание не исправляют человека так, как несомый им крест. И крест Матроны был таков, что, неся его по-христиански, она не только искупляла свои человеческие грехи, но и обогащалась великой Божией благодатью, соделавшей из нее, простой женщины, богоугодную святую подвижницу, чудотворицу, прославившуюся в народе еще при жизни.

Посещая эту святую обитель, прикасаясь к гробнице святой Матроны, мы чаще всего просим у нее помощи в трудных жизненных обстоятельствах — они ведь тоже являются крестами нашими. Мы просим ее облегчить эти кресты, исцелить, укрепить, помочь решить проблемы, свалившиеся на нашу голову в личной, семейной жизни, на месте наших трудов. Но, прося об этом святую Матрону и получая просимое, мы не должны забывать ее страдальческий образ и проникаться не только желанием освободиться от своих крестов, но и глубочайшим убеждением в том, что достойное несение креста — это и есть путь ко спасению. И потому просить Матрону нужно не только о том, чтобы она молитвами своими пред Богом сняла с нас наши кресты, исцелила нас от наших страданий, но и давала силы достойно нести крест, во славу Божию и себе во спасение.

Святая праведная Матрона прославилась чудотворением. Это означает, что благодать Божия была избыточна на ней. Ее несение креста, ее вера стяжала такую силу Божественной энергии, что сей энергии хватало не только на то, чтобы не чувствовать ограниченностей жизни, связанных с тяжелыми физическими болезнями, но и делиться избытком благодати с теми, кто был вокруг нее, и с теми, кто сегодня притекает к ее святым и цельбоносным мощам.

Чудотворная сила Матроны Московской прямо связана с ее страданиями, с ее муками, с несением ею спасительного креста. И да поможет всем нам Господь, прибегая к помощи святой праведной Матроны, взывая о ее содействии в решении наших жизненных проблем, одновременно наполнять свой ум и свое сердце силой ее примера, пониманием того, что означает для человека несение креста, который Бог на него возлагает. А потому ни ропот, ни слабость, ни сомнение, ни озлобление не должны сопутствовать нам в несении наших жизненных испытаний, но благодарность Богу за все, что Он посылает нам. И мы должны испрашивать у Него помощь в том, чтобы несение креста, Им ниспосланного, даровало нам победу над стесняющими нас жизненными обстоятельствами, победу над своей греховностью, победу, открывающую дверь жизни вечной. Ея молитвами да поможет Господь каждому из нас в несении креста, в укреплении веры, в сохранении надежды и в умножении любви. Аминь.

2 мая 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00