iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Документы
2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский ставропигиальный монастырь в Москве. Фото: patriarchia.ru

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Покровском ставропигиальном монастыре в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской

2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской и годовщину ее канонизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском ставропигиальном женском монастыре в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушка Феофания, сестры, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником для сей святой обители, для града Москвы и для всей Церкви нашей — 60-летием со дня преставления святой праведной блаженной Матроны Московской и годовщиной ее канонизации.

Житие святой праведной Матроны помогает верующему человеку не столько умом, сколько сердцем, духовным опытом понять, что означает крест Христов, который возлагается на каждого человека. На Матрону Господь возложил особый крест огромной тяжести. Она была слепой, плохо двигалась, и, наверное, с точки зрения тех, кто в то время ходил по улицам Москвы, устремляясь к достижению каких-то жизненных целей, ее жизнь была непонятной, мрачной, тяжелой. Наверняка были люди, которые и видеть не хотели страдания Матроны, потому что тяжелые страдания нарушают внутренний покой человека, привыкшего к иной жизни, бросают ему вызов, ставят перед ним тяжелейшие вопросы о смысле человеческой жизни. И те, кто не готов принимать эти вызовы, чаще всего уходят от того, чтобы созерцать тяжелые страдания другого человека.

Но были рядом со святой праведной Матроной и те, кто видел все происходившее в ее жизни не только физическим зрением, но и духовным. Они видели, как несомый ею крест возвышает ее над всеми, кто был рядом.

Крест дается нам именно для того, чтобы мы искупляли свои грехи и очищались от них. Ни одна епитимья, ни одно церковное наказание не исправляют человека так, как несомый им крест. И крест Матроны был таков, что, неся его по-христиански, она не только искупляла свои человеческие грехи, но и обогащалась великой Божией благодатью, соделавшей из нее, простой женщины, богоугодную святую подвижницу, чудотворицу, прославившуюся в народе еще при жизни.

Посещая эту святую обитель, прикасаясь к гробнице святой Матроны, мы чаще всего просим у нее помощи в трудных жизненных обстоятельствах — они ведь тоже являются крестами нашими. Мы просим ее облегчить эти кресты, исцелить, укрепить, помочь решить проблемы, свалившиеся на нашу голову в личной, семейной жизни, на месте наших трудов. Но, прося об этом святую Матрону и получая просимое, мы не должны забывать ее страдальческий образ и проникаться не только желанием освободиться от своих крестов, но и глубочайшим убеждением в том, что достойное несение креста — это и есть путь ко спасению. И потому просить Матрону нужно не только о том, чтобы она молитвами своими пред Богом сняла с нас наши кресты, исцелила нас от наших страданий, но и давала силы достойно нести крест, во славу Божию и себе во спасение.

Святая праведная Матрона прославилась чудотворением. Это означает, что благодать Божия была избыточна на ней. Ее несение креста, ее вера стяжала такую силу Божественной энергии, что сей энергии хватало не только на то, чтобы не чувствовать ограниченностей жизни, связанных с тяжелыми физическими болезнями, но и делиться избытком благодати с теми, кто был вокруг нее, и с теми, кто сегодня притекает к ее святым и цельбоносным мощам.

Чудотворная сила Матроны Московской прямо связана с ее страданиями, с ее муками, с несением ею спасительного креста. И да поможет всем нам Господь, прибегая к помощи святой праведной Матроны, взывая о ее содействии в решении наших жизненных проблем, одновременно наполнять свой ум и свое сердце силой ее примера, пониманием того, что означает для человека несение креста, который Бог на него возлагает. А потому ни ропот, ни слабость, ни сомнение, ни озлобление не должны сопутствовать нам в несении наших жизненных испытаний, но благодарность Богу за все, что Он посылает нам. И мы должны испрашивать у Него помощь в том, чтобы несение креста, Им ниспосланного, даровало нам победу над стесняющими нас жизненными обстоятельствами, победу над своей греховностью, победу, открывающую дверь жизни вечной. Ея молитвами да поможет Господь каждому из нас в несении креста, в укреплении веры, в сохранении надежды и в умножении любви. Аминь.

2 мая 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00