выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Блаженнейший Тихон, Митрополит всей Америки и Канады: «Святитель Тихон укрепляет веру и помогает держаться пути спасения»
В 2025 году православные всего мира отмечают 100-летие блаженной кончины Патриарха Московского и всея России Тихона и 160-летие со дня его рождения. Телекомпания «Союз» подготовила к юбилейной дате документальный историко-биографический фильм «Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский», который отмечен дипломами Международного кинофорума «Золотой Витязь». Автор фильма Николай Васильев, главный редактор студии «Лики Руси» телеканала «Союз», работая над изучением биографии Патриарха Тихона, посетил Соединенные Штаты, увидел и показал зрителям, как сегодняшние американцы почитают святителя Тихона. В монастыре святителя Тихона Задонского, основанном в 1905 году в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания) по благословению архиепископа Тихона (Беллавина), бывшего в то время главой православной епархии Северной Америки, режиссер взял интервью у Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Тихона, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады. PDF-версия.  
9 октября 2025 г. 14:30
Митрополит Никодим (Ротов) во главе русской церковной дипломатии
Международная деятельность Русской Православной Церкви в ХХ веке вызывает интерес у исследователей и ученых, занимающихся историей Церкви. Один из сложных периодов внешних церковных контактов связан с именем митрополита Никодима (Ротова) — выдающегося иерарха второй половины ХХ века, день памяти которого 5 сентября. Возглавив 65 лет назад Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской Патриархии после митрополита Николая (Ярушевича, † 1961) — первого председателя ОВЦС, митрополит Никодим выстраивал международное сотрудничество Русской Церкви в 1960–1972 годах. Этот период ознаменован активной деятельностью на площадках международных христианских организаций, борьбой за русское монашеское присутствие на Святой Горе Афон, уврачеванием церковных расколов, что привело к образованию Православной Церкви в Америке как самостоятельной Поместной Церкви и установлению канонической связи с Японской Православной Церковью в составе Московского Патриархата. Русская Церковь демонстрировала стремление к христианскому единству, что проявилось в ее деятельности во Всемирном совете Церквей и других международных христианских организациях. PDF-версия.
12 сентября 2025 г. 16:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Документы
епископ Звенигородский Николай
ЦВ № 9 (454) май 2011 /  20 мая 2011 г.
версия для печати версия для печати

"В своей жизни вижу непрестанное присутствие Промысла Божия..."

17 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие архиереи совершили хиротонию архимандрита Николая (Чашина) во епископа Звенигородского, викария Московской епархии.

Слово архимандрита Николая (Чашина) при наречении во епископа Звенигородского, викария Московской епархии

Ваше Святейшество! Святейший владыка и отец!
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри!
Промыслом Божиим, изволением великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решением Священного Синода призван я, недостойный, быть епископом Русской Православной Церкви.
Сегодня, когда я стою перед вами, ожидая принять через возложение ваших рук благодать Пресвятого Духа, призывающую к высочайшему служению, меня охватывает трепет и страх.
Высота служения, ответственность не только за себя, но и за народ Божий, ответственность за слова и поступки, за принятие решений, которые имеют отношение не только к моей жизни, но и к жизни многих людей, есть великая ноша, которая не может быть уравновешена видимыми знаками почтения к архиерейскому сану. Так что на Страшном суде дам ответ не только за свои личные поступки, но и за духовное состояние и целостность вверенного мне стада Христова.
Сознавая себя немощным, вспоминаю слова святого апостола Павла: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24) Взирая на жизнь других людей и сравнивая себя с ними, вижу, как мало я трудился, чтобы развить и приумножить дарованные Богом таланты. Стою, как ленивый и нерадивый раб перед лицом вашим, как перед лицом Самого Бога, более ожидая услышать осуждение, чем слова, призывающие к высокому служению: Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19).
В этом внутреннем смятении души ищу поддержки, обращаясь к Священному Писанию, и слышу слова великого «апостола языков» святого Павла: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1, 27), чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 29). Утешением для меня является великое милосердие и человеколюбие Господа, вера в Его всесильную помощь и благодать Пресвятого Духа, «всегда немощная врачующи и оскудевающия восполняющи».
Обозревая свою жизнь, вижу в ней непрестанное присутствие Промысла Божия и попечение о себе. Ростки веры были взращены в моей душе прежде всего моей мамой. Пример ее жизни для меня является путеводителем. В годы, когда в нашем государстве торжествовал атеизм, она выбрала тернистый путь к Богу. Она посвятила себя воспитанию нас — своих детей. Помню мамины молитвы и сильное желание ее, чтобы мы посвятили свою жизнь служению Господу.
Укреплялась моя вера общением с замечательными людьми, которые трудились тогда в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в одном из немногих действующих в городе Саранске. Благодаря им мы смогли соприкоснуться со святоотеческими творениями и богатой христианской литературой. В этом храме мы учились богослужебному пению и чтению. Не могу забыть и свое первое паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, которая стала для меня путеводной звездой, указывающей путь деятельного восхождения к Богу.
После службы в Вооруженных силах началась моя самостоятельная жизнь. Четыре года я трудился в Православном братстве во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба при Воскресенском соборе города Тутаева Ярославской епархии. Затем 14 лет нес служение в Новосибирской епархии, где был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан епископом Сергием (Соколовым). В 1997 году на меня возложили послушание быть наместником вновь созданного мужского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Завьялове Искитимского района Новосибирской области, которое я нес 13 лет. Эти годы были для меня большой школой: приходилось организовывать и строить обитель, здесь я познал тяжесть ответственности за духовное состояние людей, здесь пришло понимание необходимости непрестанного труда, дабы создавать новое и сохранять уже имеющееся. И именно здесь, на фоне моих слабых сил, особенно ясно явлена была мне всесильная помощь Божия, заступничество и Покров Пресвятой Богородицы, в честь которой и была устроена обитель.
Благодарю Бога за встречу с епископом Сергием (Соколовым) и архимандритом Павлом (Груздевым), которые оставили светлый след в моей жизни. Вечная им память.
Благодарность и низкий поклон воздаю моим наставникам — архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону, под руководством которого мне довелось трудиться десять лет, неся наравне с обязанностями наместника монастыря и другие епархиальные послушания, а также архиепископу Владивостокскому и Приморскому Вениамину, с которым знаком около 20 лет. Эти почтенные архипастыри своей жизнью дали мне пример того, что архиерей — это опытный кормчий, который управляет вверенной ему паствой с большим умением, осторожностью, но в то же время и с твердостью; а также любвеобильный отец, молитвенник и печальник за каждого вверенного ему Богом человека.
Особую благодарность выражаю Вам, Ваше Святейшество, за оказанное мне доверие и высокую честь быть епископом Церкви Христовой.
Ваше Святейшество! В этот переломный период истории Отечества, да, пожалуй, и всего человечества, особо слышен Ваш голос, призывающий к решительному и ответственному церковному служению, к понятной и убедительной проповеди Евангелия, укреплению нравственного начала и духовной культуры народа. Мы видим Вашу заботу о Церкви и любовь к людям. В ответ хочется заверить Вас в своей сыновней преданности и готовности нести преподаваемые Вами послушания.
Ваше Святейшество, всечестные архипастыри, прошу вас сугубо помолиться обо мне в этот великий для меня день, в день моей Пятидесятницы. Да изольет Господь на меня благодать Пресвятого Своего Духа, да укрепит мои слабые силы и соделает достойным служителем Святой Церкви.


Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Николаю,
епископу Звенигородскому

Преосвященный епископ Николай!
Благоволением Великого Архиерея и Господа нашего Иисуса Христа ныне Святым и Животворящим Духом в таинстве хиротонии ты приобщился к собору епископов и получил власть пасти Церковь Божию.
Епископское служение — высокое, ответственное и спасительное — слагается из молитвы, учения и управления и требует полного самоотречения и самоотдачи.
Святитель Филарет Московский, у честных мощей которого совершилась сегодня твоя хиротония, в напутственном слове новопоставленному архиерею учил, что епископство ныне то же, как и при сошествии Святого Духа и возложении рук апостолов, и «если мы далеки от мужей апостольских, то это по нашей вине. Не время удаляет нас от них, но недостаток ревности подражать им».
Посему возгревай полученный дар Божий (ср.: 2 Тим. 1, 6) и не надейся на ограниченные человеческие способности, памятуя о том, что «священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному» (святитель Иоанн Златоуст, Слово 3-е о священстве), и как можно чаще прибегай к соборной молитве, дабы испросить у Господа разумения и силы для ведения церковных дел, и почувствуешь, что именно пред Престолом Божиим обретаешь эти силы, а вместе с ними уверенность, спокойствие, твердость и способность право править слово Христовой истины.
В наше непростое время особенно актуальным становится завет святителя Иоанна Златоуста: «Не переставай прилежно и с сокрушенным сердцем молиться как о всей совокупности Церквей, так и о нашем смирении, усердно прося человеколюбивого Бога... чтобы, наконец, прекратилось это всеобщее разрушение и все дела приняли светлый и мирный оборот... Только молитвами и может быть поправлено настоящее положение дел» (святитель Иоанн Златоуст. Письма к разным лицам 404–407 годов). Имел в виду святитель не только дела церковные, но и состояние умов и сердец тех самых жителей православной Византийской империи, которые многим из нас кажутся идеалом, но духовные проблемы которых с такой силой прозревал Златоустый Иоанн.
В своей проповеди свидетельствуй о том, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 10, 7), стараясь доступно и понятно объяснять нашим современникам, что Царство Божие — это мир Христов, который входит в жизнь каждого человека, по мере сил исполняющего евангельские заповеди и удаляющегося от мирских соблазнов.
Многие годы ты нес послушания наместника и председателя комиссии по делам монастырей в Новосибирской епархии. Теперь ты как викарный архиерей будешь помогать Патриарху в управлении епархией первопрестольного града, а в будущем — на том месте служения, куда направит тебя Господь. Используй благоприобретенный опыт и помни: в основе твоей работы должны лежать правила и примеры апостолов и святых отцов, одно из которых гласит, что епископы не должны ничего творить без рассуждения первого из них.
Храни чистоту веры и пребывай в единомыслии со всей Святой Соборной и Апостольской Церковью Православной, памятуя о том, что ее составляют члены одного Тела Христова, связанные друг с другом союзом любви по образу Святой Троицы (ср.: Еф. 4, 4).
Со страхом совершай (ср.: Флп. 2, 12) архипастырское служение, которое возлагает на тебя ответственность за спасение не одной только своей души, но многих душ. Усердно трудись ради того, чтобы твоя родная страна, Россия, укрепляясь в православной вере, обновилась миром и праведностью.
В наши лукавые дни (ср.: Еф. 5, 16) особенно остро нуждается в пастырском руководстве народ, в том числе и юное поколение. Относись к молодым людям как к братьям и сестрам (ср.: 1 Тим. 5, 1) и старайся расположить их к дружелюбному общению не только словом, но и искренней любовью и заботой, пастырской осмотрительностью и мудростью.
Тебе предстоит сострадать и заботиться о скорбящих и страждущих — сиротах, инвалидах, заключенных, бездомных, бедных и всех, кто приходит в Церковь, чтобы обрести в ней утешение. И забота о таких людях является не чем-то новым в жизни Церкви. С первых времен существования апостольской общины и всегда Церковь взором своим была обращена к тем, кто страдал по-человечески и кто нуждался в утешении и поддержке.
Ныне, в Неделю ваий, Спаситель, шествуя во Иерусалим, возводит и твою душу во святый град Божий, дабы соделать тебя, по слову преподобного Иоанна Лествичника, епископом своего сердца, приносящим в жертву Христу помышления и чувства, освященные Святым Духом (см.: преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 28, 51).
Не случайно сегодняшнее апостольское чтение начинается со слов: Всегда радуйтеся! (Флп. 4, 4). Чтобы исполнить этот завет, ты должен в основание своего служения положить страх Божий, и тогда не только покой, слава и уважение, но и обиды, и клевета, и все вообще бедствия принесут тебе плоды радости (святитель Иоанн Златоуст. Беседа 18-я во дни Великого поста).
Тебя, Преосвященный владыка, ожидает немало трудов в новом сане. В любых обстоятельствах, при всех неизбежных препятствиях, трудностях и искушениях не смущайся, а с верой и надеждой обращайся к Богу и обретешь в Нем кроткое и мирное устроение души.
И помни, что как человек еще молодой ты должен продолжать учиться. Под словом «учиться» я подразумеваю не только совершенствование богословских знаний, но и усвоение опыта как других, так и своего собственного. Человек, который перестает учиться, останавливается в своем развитии и вне зависимости от возраста и физического здоровья становится духовно и интеллектуально дряхлым и неспособным нести слово Божие людям.
С таким напутствием прими сей жезл как знамение силы, посылаемой тебе от Господа, и как опору на пути ко спасению, по которому ты пойдешь сам и поведешь за собой словесных овец Христовых, и преподай архипастырское благословение народу Божиему, молившемуся о тебе за Литургией. Аминь.

Епископ Звенигородский Николай, викарий Московской епархии (Чашин Сергей Николаевич), родился 28 апреля 1972 г.
в п. Комсомольский Чамзинского р-на Мордовии. В 1990–1992 гг. проходил срочную службу в Вооруженных силах. В 1992–1996 гг. трудился при Православном братстве св. блгв. кн. Бориса
и Глеба г. Тутаева Ярославской области, затем проходил послушание в Новосибирской епархии. 6 октября 1996 г. епископом Новосибирским и Бердским Сергием пострижен в монашество с наречением имени Николай в честь Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских. 8 декабря 1996 г. в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска епископом Сергием рукоположен во иеродиакона, а 15 декабря того же года — во иеромонаха.В 1997–2010 гг. — наместник вновь образованного мужского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Завьялова Искитимского р-на Новосибирской области. В 2000 г. возведен в сан игумена. В 2000–2009 гг. нес послушание председателя епархиальной комиссии по делам монастырей. В августе 2010 г. назначен настоятелем храма в честь Успения Божией Матери г. Владивостока, 2 ноября — благочинным центрального округа Владивостокской епархии.
Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 16) избран епископом Звенигородским, викарием Московской епархии. 10 апреля 2011 года возведен в сан архимандрита.

20 мая 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крестный путь Патриарха Тихона
В год 100-летия блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открыл портал «Крестный путь Патриарха Тихона». Этот уникальный проект в документах и фотографиях отражает 2698 дней патриаршего служения Первосвятителя, начиная с момента избрания митрополита Тихона (Беллавина) Патриархом Московским и всея России на Поместном Соборе 5 (18) ноября 1917 года до момента его упокоения 25 марта (7 апреля) 1925 года. О том, как возникла идея портала и как он устроен, рассказывает руководитель проекта Дмитрий Павлов, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ и председатель правления Научно-просветительского фонда имени святого Патриарха Тихона. PDF-версия.    
14 октября 2025 г. 15:30