iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Документы
11 ноября 2016 г. 13:10
версия для печати версия для печати

Принципы осуществления церковной заботы о престарелых

Документ составлен Комиссией  по вопросам организации  церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви.
1. В Священном Писании отчётливо прослеживается необходимость почитания пожилых людей и престарелых, проявления особой заботы о них. Заповедь о почитании родителей (а почтительное отношение к родителям издревле олицетворяло уважительное отношение ко всем представителям старших поколений) в Священном Писании встречается неоднократно (Исх. 20, 12; Втор. 5,16; Еф. 6, 3). «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится», – говорится в книге Притчей Соломона (Притч. 23, 22). «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего», – сказано в книге Левит (Лев. 19, 32). Почитать отца и мать – это значит не только уважать их, но также помогать в нужде, предоставлять отдых в старости и окружать заботой. Апостол Павел предостерегает христиан: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекается от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8); учит учтиво обращаться с пожилыми людьми: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1 Тим 5, 1). 
Забота о пожилых и престарелых является одним из важнейших направлений социального служения Церкви и обязанностью каждого христианина.
С возрастом в жизни человека происходят определенные изменения, касающиеся различных аспектов жизнедеятельности: физического здоровья, социального статуса. Меняется речь, память, скорость восприятия и воспроизведения информации; затухает функционирование органов чувств – происходят изменения вкуса, слуха, зрения, осязания. Важной психологической задачей в старости становится переживание возрастающей зависимости от других людей. В старческом возрасте сложно, а порой и совсем невозможно обойтись без посторонней помощи. При этом часто пожилые и престарелые люди остаются одни, без родных и близких, которые могли бы заботиться о них.
По классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой; от 75 лет и старше – старческий; люди старше 90 лет считаются долгожителями. Однако скорость старения для каждого человека различна и зависит от многих факторов. Она связана не только с биологическими изменениями организма, но и с социально-культурными условиями. Помимо этого может существовать большая разница между тем, как человек ощущает свой возраст и тем, как его воспринимают другие. И среди людей весьма преклонного возраста немало таких, кто ведет активный образ жизни. В то же время бывает и так, что проблемы со здоровьем, обычно характерные для глубокой старости, настигают человека намного раньше. В любом случае пожилой и старческий возраст играет особую роль в жизненном цикле человека: в это время осмысливается пройденный жизненный путь. В старости на первый план должна выходить внутренняя работа над собой. Вопреки распространённым в обществе стереотипам, старость не останавливает развитие человеческой личности. 
3. Согласно данным социологических опросов, на первом месте для пожилых и престарелых людей стоят материальные и социальные, а также проблемы со здоровьем.
3.1. Часто они нуждаются в медицинском консультировании на дому и получении медицинской помощи и квалифицированном уходе, однако не могут позволить себе все это из-за низкого материального уровня (который, в свою очередь связан с маленькой пенсией, отсутствием материальной помощи со стороны родных и близких, несовершенством системы соцобеспечения).
Старческий возраст может сопровождаться и ментальными изменениями. Уход за ментальными инвалидами требует особых навыков.
3.2. Из-за недостаточного материального обеспечения пожилые люди часто нуждаются в элементарных предметах домашнего обихода, продуктах, одежде, помощи по дому, решении бытовых проблем, ремонтных работах.
3.3. Большой проблемой становится невозможность свободного перемещения, когда состояние здоровья не позволяет людям преодолеть нужное расстояние, а порой и передвигаться по дому, обслуживать себя. В частности, верующие не могут добраться до храма. 
3.4. Многим пожилым людям и престарелым необходима квалифицированная помощь в решении каких-либо правовых вопросов. Немало случаев, когда одинокие пожилые люди становятся жертвами преступлений, связанных с квартирным мошенничеством. 
3.5. В связи с изменением нравственных ориентиров в обществе людей старческого возраста нередко воспринимают как обузу в собственной семье. Представители молодого поколения зачастую не желают проживать вместе со старшими родственниками. Существуют факты физического или психологического (прямого или косвенного) насилия над пожилыми и престарелыми в семье. Церковь должна обратить самое пристальное внимание на работу с проблемными семьями, профилактику семейно-бытового насилия, проповедь должного отношения к пожилым членам семьи. 
3.6. Одна из самых острых проблем пожилых людей и престарелых – это одиночество. В старости сужается круг общения, невосполнимой становится утрата друзей и знакомых. У некоторых пожилых людей возникают трудности в связи с невозможностью общения с другими людьми, в том числе с родственниками, с молодежью. Они испытывают страдания от собственной невостребованности, в то время как могли бы поделиться своим опытом с другими людьми. 
3.7. Очень важной является проблема заполнения освободившегося от трудовой деятельности времени какими-то другими видами активности. При прекращении работы и профессиональной карьеры в пожилом возрасте человек вынужден одновременно приспосабливаться и к возрастным изменениям, и к изменениям социального статуса. Прекращение работы сопровождается у многих не только снижением уровня материальной обеспеченности, но и коренными переменами в образе жизни, разрывом привычных социальных связей в сочетании с равнодушным отношением со стороны окружающих и сужением возможностей общения, культурной реализации, что нередко сопровождается устойчивым стрессовым состоянием и/или депрессией. 
Очень многим сложно принять возникающие возрастные недомогания, физические недуги и изменения внешнего облика, которыми сопровождается старение, избежать чрезмерного сосредоточения на этих проблемах. 
Старение является связующим звеном между жизнью и смертью. Пожилой человек чувствует приближение смерти, это переживание носит глубоко личный характер и отражается на ощущении одиночества, которое обостряется, если не с кем поделиться своими переживаниями. У некоторых появляется страх смерти, из-за чего они либо избегают темы смерти вообще, либо постоянно обращаются к этой теме, выражая желание скорее умереть. Для того чтобы смерть не стала причиной паники и уныния, необходимо выработать к ней своё отношение, и в этом большую помощь может оказать священник. 
4. Человек состоит из духа, души и тела, поэтому поддержка пожилых со стороны Церкви должна охватывать все три составляющие. Без внимания к духовной стороне жизни помощь пожилым и престарелым превращается просто в поддержание их существования.
4.1. Церковь, имея своей целью спасение души человека (а в данном случае речь идет о людях, проживших большую часть своей жизни), особое внимание должна обращать на помощь пожилым и престарелым людям в их участии в Таинствах, в полноценном участии в богослужениях. В храмах нужно создавать условия, которые сводили бы к минимуму неудобства, испытываемые пожилыми и престарелыми людьми в связи с физическими возрастными изменениями. 
4.2. В настоящее время забота Церкви о пожилых и престарелых проявляется в различных формах. Церковь действует как автономно, полностью своими силами, так и при непосредственном сотрудничестве с государственными и общественными организациями, НКО. Созданы:
- патронажные службы, действующие при сестричествах милосердия для помощи на дому, в больницах, домах престарелых, богадельнях;
- приходские группы милосердия, которые в основном помогают своим прихожанам;
- богадельни при храмах и монастырях.
Также при многих государственных социальных учреждениях открываются храмы и молельные комнаты. Священники окормляют социальные учреждения для пожилых. Существующий опыт работы в этой области церковных и светских организаций необходимо изучать, систематизировать и распространять в епархиях и на приходах. 
Приложение
Рекомендации
Организация и координация церковной работы с престарелыми осуществляется на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях. 
Рекомендуется:
А) На общецерковном уровне 
- осуществлять взаимодействие с государственными структурами в деле совершенствования законодательства и подзаконных актов, затрагивающих интересы лиц пожилого и престарелого возраста;
- решать вопрос о финансировании этой работы как на уровне правительственных и других государственных структур, так и на региональном уровне;
создавать специализированные программы по сбору и изучению  имеющегося опыта церковных и светских организаций, осуществляющих заботу о пожилых и престарелых. 
разрабатывать и рекомендовать для использования в епархиях методические материалы на тему социальной работы с престарелыми;
Б) На епархиальном уровне:
- поддерживать взаимодействие с органами социальной защиты и социальными учреждениями в оказании помощи пожилым и престарелым;
- организовывать для приходских священников и социальных церковных работников учебные курсы на тему социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми;
- собирать и анализировать приходской опыт работы с престарелыми; 
- способствовать организации богаделен;
- организовывать епархиальные целевые сборы, направленные на оказание материальной помощи и поддержки престарелым;
- осуществлять окормление престарелых, находящихся в социальных и медицинских учреждениях, содействовать созданию добровольческих групп во главе со священником, регулярно посещающих эти учреждения;
- оказывать содействие в обеспечении престарелых литературой духовного содержания (в том числе напечатанной крупным шрифтом). Среди пожилых и престарелых есть люди, которые пришли в Церковь, будучи уже в зрелом возрасте, и они испытывают потребность в переводах молитвенных текстов на русский язык, пояснениях к ним; 
- способствовать организации досуговых центров, центров по обучению работе с интернетом для лиц пожилого возраста. Помимо необходимых в настоящее время функций – например, запись в поликлинику, введение данных ЖКХ и оплата коммунальных услуг –интернет предоставляет пожилым людям широкие возможности общения, в том числе с родными и близкими. Кроме того, в сети имеется много православных сайтов, содержащих аудиокниги, проповеди, лекции православных священников, богословов и специалистов.  
В) На приходском уровне:
 
- проводить работу по выявлению нуждающихся в помощи прихожан – людей пожилого и престарелого возраста; 
- организовывать на приходах группы добровольцев, готовых осуществлять регулярную заботу об одиноких престарелых на дому и в социальных учреждениях; 
- привлекать к помощи престарелым детей и молодежь, проводить с ними с этой целью соответствующую воспитательную работу; 
- оказывать помощь пожилым и старым людям в участии в богослужениях, по возможности организовывать доставку в храм лиц, испытывающих затруднения в передвижении. Для тех, кому трудно выстаивать все богослужение, обеспечивать в храмах возможность сидеть во время службы. По возможности оснащать храмы микрофонами; 
- взаимодействовать со светскими социальными учреждениями для пожилых и престарелых, осуществлять окормление находящихся там людей; 
- способствовать вовлечению людей предпенсионного и раннего пенсионного возраста в жизнь прихода, волонтерскую деятельность; 
- проводить досуговые мероприятия для пожилых и престарелых людей, организовывать паломнические поездки;
- оказывать помощь пожилым прихожанам в освоении компьютерных технологий (подробнее см. выше Епархиальный уровень); 
- осуществлять сбор средств внутри прихода для оказания помощи нуждающимся престарелым;
- осуществлять информационное обеспечение приходской работы с пожилыми и престарелыми посредством размещения информации на приходских сайтах, в приходских изданиях. 

11 ноября 2016 г. 13:10
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00